Финансист или аферист ?
Знали ли вы, что Теодор Драйзер, написавший эту трилогию, первоначально планировал изобразить Фрэнка Каупервуда сверхчеловеком по аналогии с Ницшевским Заратурстрой? Прототипом же главного героя Фрэнка Каупервуда был успешный капиталист Чарльз Йеркс (1857 –1905). Его биография послужила каркасом для повествования объемом в полторы тысячи страниц.
Американский мальчик, проходя мимо аквариума на рыбном рынке видит, как омар безжалостно съедает каракатицу. Привычное для многих зрелище производит сильно впечатление на него, определяя будущие ценности и приоритеты в жизни.
«Так оно и должно было случиться, — мысленно произнес он. — Каракатице не хватало изворотливости». Он попытался разобраться в случившемся. «Каракатица не могла убить омара — у нее для этого не было никакого оружия. Омар мог убить каракатицу — он прекрасно вооружен. Каракатице нечем было питаться, а перед омаром была добыча — каракатица. К чему это должно было привести? Существовал ли другой исход? Нет, она была обречена», — заключил он, уже подходя к дому.
В семнадцать лет наш герой бросает учебу и по рекомендации дяди устраивается на работу в хлебно-комиссионную контору на должность младшего специалиста. Делает это по настоянию дяди, на мнение которого уже через небольшой промежуток времени будет плевать, потому что он не «каракатица».
Давайте сразу к ценностям человека, которые его в большей степени определяют, ведь падшая женщина считается таковой лишь по причине предпочтения денег вместо чести, а вор становится преступником только после того как меняет законный и дозволенный заработок на украденный.
Честность. Френк Каупервуд с первого знакомства и до последней главы представляет из себя циничного, продажного, манипулирующего на слабостях людей бессовестного эгоиста, поставившего своей основной целью личную выгоду, пусть даже дорога к ней будет устлана жизнями ни в чем неповинных людей, всецело ему доверяющих и любящих. Взяточничество, шантаж, обман, мошенничество и нелегальный сговор – основные инструменты для личного обогащения сверхчеловека Драйзера. Сегодня очень модно в стремлении быть похожими на успешных бизнесменов, считая любые способы достижения целей допустимыми, так как именно эта готовность определяет их стержень, потому что именно они смогли, а все остальные нет. Капиталист в своей самой крайней ипостаси с полным набором качеств дьявола подается читателю как целеустремленный, волевой, несгибаемый финансист. А для того, чтобы читатель не успел заметить подмену, подобное убеждение растягивается на 1500 страниц как в той истории про постепенное приготовление лягушки на медленном огне с целью притупления бдительности.
Ответственность. Говорят об ответственности как основном аспекте мужества, причем чем человек больше ее готов на себя взвалить за окружающих его людей, тем он сильнее, как личность. Если мы говорим о бизнесмене или предпринимателе, то его таковым и называют только после принятия ответственности за первого наемного работника со всеми вытекающими последствиями. Если же мы говорим о девизе Каупервуда, то он звучал так: «Мои желания – прежде всего». Попробуйте вспомнить хотя бы одного поистине великого мыслителя, ученого, политика, открывателя, религиозного деятеля, да и вообще по-настоящему уважаемого во всем мире человека, который бы имел хотя бы близкую к этой философию жизни. Этот девиз подойдет для ребенка в обличии мужчины, либо для фанатичного гедониста, живущего по фрейдовским законам, где жизнь определяется сексом, едой и сном. Заметьте, что я пока даже словом об исламском, кавказском и горском образе мужчины не заикаюсь, так как подобный девиз слабого духом человека наглядно заметен и без упоминания высоких материй.
Этика. Вот что пишет Драйзер о интерпретации этого понятия главным героем: «Этика, в представлении Каупервуда, видоизменялась в зависимости от обстоятельств, чуть ли не в зависимости от климата». Именно по этой причине он предавал тех, кто ему доверял и кому он клялся в вечной дружбе; по этой причине он сначала обещал любовь до конца дней одной, а через день целовался с другой и, видимо, поэтому, потеряв всякую надежду найти подходящий для себя «климат», до последнего дня так и остался проходимцем, которому даже самые близкие боялись доверять.
Семья и дети. Драйзер видимо только к третьей части своей трилогии, которую написал с большим трудом и опозданием (она вышла уже после Второй мировой войны и смерти писателя), понял необходимость хоть какого-то логического завершения своего труда, где под занавес, пытаясь воссоединить Каупервуда со своей двоюродной племянницей, так и не смог ничего придумать лучшего, кроме как умертвить сначала его, а через три года и настрадавшуюся жену. На протяжении всей трилогии главный герой абсолютно не стесняясь удовлетворяет свою похоть через беспорядочные половые связи с разными женщинами. Иногда это доходит и до того, что он флиртует с очередной пассией у себя дома, на улице, различных мероприятиях, причем некоторых из них автор подает читателю в образе девочек. Например, когда Фрэнк Каупервуд строит очередной дворец в Нью-Йорке для себя, Эйлин (ну это очередной объект для удовлетворения своих сексуальных фантазий) и картинной галереи, судьба заносит его в элитный публичный дом в пригороде. Там он видит впервые на фотографии двенадцатилетнюю дочь хозяйки по имени Беренис (Беви), которая, как вы уже догадались, тоже становится очередной любовницей. Ну, конечно, в своем стиле ей тоже он будет клясться в любви, обещать совместное будущее и преданность до конца своих дней.
Бог. Я не считаю, что изучения и знакомства заслуживают лишь религиозные книги или труды верующих людей, однако убежден в том, что для тех, кто живет с верой в Бога не может быть примером тот, кто Его не признает или и вовсе считает себя таковым. Ну вот подает нам Драйзер гимн американской философии жизни словами: «Он, подобно многим слабым и недалеким людям, превыше всего ставил человеческую справедливость и добропорядочность». Кто из вас хотел бы иметь финансовые, трудовые, дружеские отношения с таким человеком или может быть самому быть таковым? Можно ли считать человеком в принципе того, кто воспринимает справедливость и доброту за слабость и признак недалекого ума? Может ли мусульманин восхищаться жизнью распутного лжеца и мошенника, который прожив свою никчемную жизнь в погоне за тленными богатствами этого мира, так и умер духовно нищим человеком? Поищите в себе ответы на эти вопросы, когда в следующий раз вам в руки попадется книга, не сходящая с полок бестселлеров на протяжении десятилетий, и пусть вас не обманывает ни тираж, ни популярность, ни отзывы восхищающихся читателей.
Но сегодня многие рекомендуют читать Драйзера взамен высшему экономическому образованию и утверждают, что его трилогия способна заменить ВУЗовский фундамент в виде базового набора знаний. Уверяю и настаиваю на мнении, что подобные высказывания чистый популизм не имеющий ничего общего с реальностью. Уверен если бы к этим же предпринимателям пришел на собеседование человек прочитавший лишь указанные собеседующим же книги одного автора или даже серию подобных им, то вероятность трудоустройства даже менеджером среднего звена не говоря о топах была бы ничтожной.
Иногда после резкой критики сторонники прототипа Каупервуда призывают не относиться столь серьезно, ведь это всего лишь художественное произведение, всего лишь роман, хоть и имеющий отношение к реальной жизни. Однако если кто-либо не разбирается в степени воздействия литературы на создание людей, а может и намеренно пытается это скрыть, то мы ограничимся на том, что наука и религия как формы познания этого мира целиком и полностью состоят из книг, в которые всецело верят миллиарды людей, поэтому именно они играют решающую роль в формировании целостного мировоззрения.
Зачастую слышу хвалебные отзывы на финансиста через призму предпринимательского гедонизма и некой формы эпикурейства, выражающийся через поведение человека, где он, ставя перед собой цель забывает о том каким способом и дорогой к ней двигается. Например, заработать первый миллион, но предав при этом отца, друга или жену это хороший поступок или нет? Определенная категория симпатизирующих драйзеровскому герою читателей выражает свое согласие с решением ставить на кон честь, достоинство, доверие людей, ведь предприниматель должен быть таким несгибаемым, но какой толк от богатства, если ты нищий в душе? Ведь не зря Сенека сказал: «Некоторые люди настолько бедны, что все, что у них есть – это деньги». Тот, кто мерит успех этого мира лишь наличием нулей на банковском счете, тот проигравший еще, не начав битву персонаж, больше походящий на животное, которое руководствуется исключительно фрейдовскими инстинктами. Человек звучит гордо, а мусульманин обязан плюс к этой разумной гордости, больше походящей на дозволенное в исламе достоинство и честь сверять свой жизненный компас с религией Всевышнего!
Не стоит и умалять значимость литературы в жизни человека, думая, что это всего лишь очередной роман, на который можно большого внимания и не обращать. Литература способна воспитать общество, так же как и способна стать инструментом пропаганды деструктивных и чуждых для общества ценностей.
Читать литературу необходимо, включив не только свет физический, но и свет веры в своей душе, который позволит отличить полезное от ядовитого. Пусть Бог поможет нам в этом. Амин