Каждый учитель хотя бы раз задавался вопросом: «Как сделать урок эффективным?»
Многое из того, что происходит с сознанием человека в процессе познания и решения сложных (и не очень) задач, можно объяснить с помощью нейробиологии — науки, изучающей архитектуру нашей нервной системы. Более того, учитель, владеющий базовыми знаниями о мозге, может дать ученикам совершенно новый «школьный» опыт.
Итак, какие же факторы влияют на обучение, и как учитель может использовать знания о них в работе с классом? В первой части мы расскажем о мотивации, памяти и управляющих функциях, которые регулируют процесс обучения.
«Мне это не пригодится». Мотивация
«Всякому ребенку свойственна потребность в новых впечатлениях, переходящая в познавательную деятельность» (Л.И. Божович).
Формальное определение мотивации выглядит так: «Мотивация — это система психических и психофизиологических процессов, отвечающих за побуждение, направленность деятельности, настойчивость и способность концентрироваться на предмете деятельности». Проще говоря, в рамках школы это стремление ученика узнавать новое и выполнять задания на уроке. Многие исследования показали, что большинство детей все же хотят получать знания и быть успешными в школе.
Мотивация бывает внутренняя и внешняя. Внутренняя мотивация – это деятельность исключительно ради удовольствия и ее выполнения. Например, просмотр любимого фильма или поедание мороженого. В стенах школы такие занятия встречаются довольно редко (хотя и диктант можно писать с удовольствием).
Внешняя мотивация — это те внешние обстоятельства, которые «заставляют» нас что-либо делать. Они могут влиять на нас как позитивно, так и негативно. Например, наличие системы оценивания помогает унифицировать и значительно упростить учебный процесс, что точно «на руку» государственной системе образования. Однако ученик, который стремится получить «пятерку», чтобы порадовать родителей, вероятно, испытает стресс от более низкой оценки, а значит его мотивация снизится.
Закон Йеркса-Додсона
Ученые Роберт Йеркс и Джон Додсон проводили неэтичный эксперимент на животных и били их током, чтобы понять, какой уровень внешней мотивации будет оптимальным при выполнении разных задач. Оказалось, что как слишком низкий, так и слишком высокий уровни дают меньший результат, чем так называемый «оптимум» мотивации. При слишком высоком уровне внешней мотивации у ученика может повыситься уровень тревоги, и это помешает ему эффективно справиться с задачей. Учитель может помочь детям, адаптируя задания под разные уровни знаний и создавая «культуру ошибки», где неправильный ответ будет возможностью еще раз обсудить задание и вместе прийти к верному решению. Такой подход снизит уровень стресса на уроке и поднимет мотивацию учеников.
Джули Дирксен «Искусство обучать»
Ученик как слон
Джули Дирксен в своей книге «Искусство обучать» сравнивает ученика со слоном, на котором сидит погонщик. По ее мнению, сам слон – это спонтанные желания, рискованные действия и следование интуиции. Это та наша часть, которую привлекает всё приятное, удобное или же знакомое. Погонщик же представляет собой рациональную сторону личности. Он контролирует импульсы и четко планирует будущее.
Задача учителя в этой концепции – всегда держать слона заинтересованным, то есть подбирать или создавать такие задания, которые будут синтезом «приятного с полезным».
«Повторение – мать учения». Память
Уровневая теория обработки информации
Согласно этой гипотезе, наш мозг обрабатывает информацию на разных уровнях (от простого к сложному). Ученые задали людям несколько простых вопросов, чтобы понять, какой уровень обработки информации даст наиболее эффективное припоминание слова. Например, задание «придумать рифму к слову» поможет запомнить его лучше, чем «посчитать в нем гласные». Однако наилучший способ запомнить что-либо – это «пропустить через себя» информацию, придать ей личностный смысл, «присвоить». Осознание этого может преобразить урок как для учителя, так и для ученика. Простой пример такого задания: на уроке русского языка по теме «Имя прилагательное» ученику нужно придумать пять прилагательных, описывающих его самого. Так ребенок быстрее научится определять нужную часть речи в тексте, чем если просто выучит ее определение.
Теория обучения Марцано
Простая история об отце, который объяснял сыну деление, помогла ученому разработать целую систему обучения.
Говоря простым языком, мышление – это конструктор, на который мы добавляем детали. Наши ассоциации и уже имеющиеся знания становятся базой для новой информации.
Так, например, ребенку из небольшого села будет сложно понять процессы, происходящие в больших городах, потому что его картина мира значительно отличается от картины мира жителя мегаполиса. Учителю важно понять, где «находятся» ученики в контексте знаний и жизненного опыта, и использовать это в создании более эффективного урока.
Каждый учитель хотя бы раз задавался вопросом: «Как сделать урок эффективным?». Многое из того, что происходит с сознанием человека в процессе познания и решения сложных (и не очень) задач, можно объяснить с помощью нейробиологии - науки, изучающей архитектуру нашей нервной системы. Более того, учитель, владеющий базовыми знаниями о мозге, может дать ученикам совершенно новый «школьный» опыт.
Итак, какие же факторы влияют на обучение, и как учитель может использовать знания о них в работе с классом? В первой части мы расскажем о мотивации, памяти и управляющих функциях, которые регулируют процесс обучения.
«Не просто контрольная». Управляющие функции
Управляющие функции – это высокоуровневые процессы, объединяющие внимание, память и рабочую память. В эти сложные «скиллы» входят планирование, контроль за деятельностью, переключение между источниками информации (когнитивная гибкость), обновление информации и т.д.
Та самая метапредметность (развитие на уроках «надпредметных» навыков, таких как, например, анализ информации, аргументация, критическое мышление и т.д.), о которой так любят говорить учителя, как раз и является отсылкой к управляющим функциям. Нам кажется, что ученик решает простой тест, но на самом деле его психика находится в состоянии «стресса», задействуя полный набор управляющих функций, таких, например, как планирование следующего шага (пропустить сложное задание и вернуться к нему позже. или выполнить его сразу), когнитивная гибкость (ученик вспоминает текст учебника или полученные из решения задач знания).
Эти процессы происходят на любом уроке. Важно, чтобы учитель грамотно планировал виды заданий и их уровни сложности («от простого к сложному»), отдавая себе отчет в том, какая именно управляющая функция задействована в каждый момент.
Во второй части материала мы расскажем об остальных факторах, влияющих на обучение, раскроем понятие «дифференциации» и посоветуем «список литературы».
Узнать больше о программе Учитель для России.
#учитель #обучение #обучение детей #школьное образование #школа #образование