Какие стратегические задачи стоит перед вашим бизнесом в 2022 году? Если ясности по этому вопросу пока нет, то ниже вы найдете несколько вариантов, реализовать которые может грамотный финансовый менеджер или директор. Выбирайте те, что актуальны для вашей компании.
1. Обеспечить остаток на счетах после проведения платежей.
Эта задача критически важна для производственных компаний в условиях роста цен на сырье, материалы, комплектующие, транспортные и другие услуги. Жестче становятся условия оплаты по заключаемым договорам с крупными поставщиками и подрядчиками на рынке b2b. Все это требует от компаний наличия свободных денежных средств (чистого денежного потока), который можно направить на создание новых продуктов и запуск в работу новых заказов. В результате компания сможет получить конкурентное преимущество, нарастить объемы производства и выручки.
2. Повысить привлекательность компании для банков.
Эта задача актуальна, например, для бизнеса в сфере услуг с высокой долей постоплаты со стороны клиентов, что требует привлечения кредитов на пополнение оборотных средств. О том, на что обращают внимание кредитные аналитики, читайте в статье “Куда смотрят банки: почему вашей компании могут отказать в кредите и что с этим делать”.
С этой задачей связаны и другие:
- Поддерживать оптимальный кредитный портфель в условиях роста банковских ставок.
- Тщательно контролировать исполнение доходной и расходной части бюджета компании. Если в вашей компании еще не применяется бюджетирование, то узнать об этом подробнее можно в статье “Конец года: пора составлять бюджет на следующий”.
3. Привлечь капитал для финансирования инвестиционных проектов.
Задача актуальна для активно растущих производственных, логистических компаний, для сферы коммерческого и жилищного строительства. Источниками финансирования является капитал — собственный и заемный, и задача финансового менеджера сформировать максимально эффективную структуру капитала. Кроме инвестиционных банковских кредитов есть и альтернативные источники: гранты, субсидии, краудфандинговые платформы, частные инвесторы и бизнес-ангелы.
4. Увеличить долю переменных затрат в выручке.
Эта задача актуальна в кризисные времена для любых компаний. В кризис надо выживать, а значит надо снижать риски. Один из вариантов снижения рисков — перевод постоянных расходов в переменные. Переменные расходы зависят от выручки, а значит делают бизнес менее рискованным. Правило очень простое: выручка есть — переменные расходы возникают, выручки нет — не возникают. Подробнее об этом можно прочесть здесь. О том, какие есть способы перевести постоянные затраты в переменные, я рассказывала в одной из историй про бизнес. Она называется “Денег нет, но вы держитесь!”, читайте в Instagram.
5. Ликвидировать (или сократить) кассовые разрывы.
Кассовый разрыв – ситуация временной нехватки денежных средств, необходимых для того, чтобы рассчитаться по своим обязательствам. Такое случается в любой компании — большой или маленькой, прибыльной или убыточной; длится пару дней или несколько месяцев — пока вы не решите проблему нехватки денег в обороте. Главная опасность кассового разрыва в том, что кредиторская задолженность начинает расти как снежный ком. У финансового менеджера есть инструменты для эффективного управления денежными средствами — например, платежный календарь, который помогает прогнозировать кассовый разрыв. А вот для того, чтобы сократить их периодичность и масштаб, или ликвидировать — потребуется комплексная работа, в которой будут задействованы ключевые подразделения компании.
6. Добиться роста компании.
Самые важные показатели, которые можно использовать в качестве маркера достижения цели — маржинальность EBITDA и свободный денежный поток (free cash flow, FCF). Меры, которые нужно будет предпринять в этом направлении. EBITDA — один из самых важных для бизнеса видов прибыли, которых насчитывается не меньше 7. Даже если ваша компания не ведет учет по стандартам МСФО, можно вывести приближенный к EBITDA показатель через построение ОДДС косвенным методом. Финансисты могут научиться этому (и не только этому, конечно) в “Школе финансовых менеджеров”, а собственники и руководители бизнеса — на программе “Финансовая система для увеличения прибыли”.
7. Сохранить и увеличить оборотный капитал. В нынешних сложных условиях любая компания может временно потерять стабильность и платежеспособность, поэтому есть смысл смещать фокус с наращивания прибыли в сторону повышения устойчивости и снижения зависимости от нарушения контрагентами сроков расчетов. В прошлом письме я уже затрагивала эту тему и давала 10 рекомендаций по управлению оборотным капиталом. Надеюсь, что вы взяли их на вооружение.
8. Сократить расходы. В 2022 году эта задача может стать для вашего бизнеса стратегической. К расходам имеет смысл подходить дифференцированно: есть прямые и косвенные, есть переменные и постоянные. В программах FinAnswers есть задания, которые тренируют умение видеть резервы сокращения. Вот такие меры предлагают участники:
“Безусловно, потенциал для сокращения прямых есть. Например, есть большая статья "Лизинг", в рамках которой автомобили используются для дальнейшей передачи в субаренду дочерней компании. Сейчас я начинаю понимать, что для рассматриваемой компании это неэффективные расходы и надо снимать с нее эту нагрузку”, — Павел, собственник компании.
“Можно пересмотреть расходы на доставку материалов сторонними компаниями и осуществлять ее собственными силами. Кроме того, можно переехать в более дешевый офис, привлечь аутсорсинговую компанию по бухгалтерии на меньшую цену”, — Ирина, финансист.
Эти 8 вариантов не являются исчерпывающим списком стратегических задач для финансового менеджера вашей компании, вы можете изменить или расширить перечень. В этом вам помогут две статьи в блоге:
Финансовый менеджер: роль и задачи в компаниях малого и среднего бизнеса
3 направления для поиска резервов повышения эффективности бизнеса
#бухгалтерский учет #финансовая грамотность #финансы
#обучение онлайн #управленческий учёт #финансовый менеджмент
#стратегия бизнеса #оборотный капитал