Говоря о ШеFFe и группе Bad Balance, меньше всего хочется петь очередную хвалебную оду, либо, напротив, делать ироничный анализ в отношении и Влада Валова, и его коллектива.
С творчеством Ваd Balance я познакомился летом 1994 г., когда по рукам друзей и знакомых ходили пиратские кассеты альбома «Налетчики Bad B.».
В то время я не был сильно подвержен влиянию рэпа и мои познания ограничивались трэками MC Hammer, Kriss Kross, Snap, Мальчишник и парой групп танцевального рэпа. На тот момент из этого альбома я для себя отметил три трэка: «Старый музыкант», «Джаз – это "немузыка», «Африка», «Быки».
Указанные опусы действительно меня впечатлили, все же остальные трэки прошло как-то мимо, однако название «Bad Balance» прочно закрепилось в сознании, в силу того, что группа выгодно отличалась от «Мальчишника» и тематикой, и уровнем читки.
По причине отсутствия на тот момент Интернета, а также удаленности Урала от Питера и Москвы, я последующие два-три года не слышал ничего ни о группе, ни о ее творчестве. Лишь в 1997 году я приобрел кассету Hip-Hop Info #1, на которой были представлены трэки рэп-коллективов, ряд из которых участвовал в фестивале Rap-music 1996. Сборник без преувеличения уникальным, который по значению встал наряду с культовым рэп-памятником того времени - сборником «RAP-УДАР». Именно на Hip-Hop Info #1 я и ознакомился с трэком «Городская тоска», ставшим визитной карточкой коллектива. Именно с этого сборника я уверился в необходимости продолжать мои рэп-эксперименты, начавшиеся в году.
По сути, трэк «Городская тоска» на тот момент стал главным хитом русского рэпа, в котором небесный, атмосферный, свободный голос Михея «уравновешивался» подчеркнуто артикулированной, циничной, бандитско-пацанской речевой волной Шeffa. Михей, в моем понимании, был романтиком улиц, а ШеFF «отвечал» за наличие у «романтики» трезвого, приземленного расчета.
И эта особенность во многом роднит их с Public Enemy (где антиподами являются серьезный, басовый Chuck D и тонкоголосый клоун Flavor Flav) и с Cypress Hill (где гнусавый B-Real усиливается могучими бэками от Sen Dog).
В альбоме «Bad B. Про» я увидел окончательное формирование стиля группы, в «Городе джунглей» я увидел и стиль, и звук. Последний альбом группы я считаю лучшим, пиковым по форме в истории коллектива, рекорд качества которого, после ухода Михея, группа на данный момент не смогла побить.
Возможно потому, что рэпперы, которых привлекал ШеFF, для дальнейшей работы над альбомами группы, имели свои истории становления в других коллективах. И Купер (R.I.P), и Эл Который всегда были для меня сессионными музыкантами, и заменить такого человека, как Михей, не смогли. Я не мог отделить фигуру Купера от коллектива DA-108, как и фигуру Эл Который от группы Белые Братья.
В своих сольных альбомах таких как «Имя ШеFF», «Мастер Слога Ломаного», «Грация», «Премиум» и «Гипноз» Влад Валов в полной мере раскрыл свое искусство рэпрезента и понтов, продолжая традиции ортодоксального черного рэпа.
Надо сказать, что меня в принципе отталкивает подобная лирика, поскольку, если ее сравнивать с качеством поэзии Лермонтова и Высоцкого, она явно проигрывает, но для людей, воспитанных на синтезе улиц и видео, а не на книгах, она понятней и доступней в восприятии.
И Влад выбрал, в целом, беспроигрышный вариант: во времена революции народные массы двигали не книги, а «понятные» всем эмоции и транспаранты с лозунгами. Несомненным плюсом сольных работ ШtFFa явлется то, что здесь он «раскрывается», выглядит богаче интонационно и эмоционально, нежели в работах Bad Balance.
Содержательная часть лирики Влада Валова – это, в первую очередь, лирика пиратства, бизнеса и непрерывного движения, сдобренная проворством, смекалкой и ироничной улыбкой по поводу всего происходящего вокруг. Здесь Вы не увидите глубокой рефлексии Оксимирона и Смоки Мо образца альбома «Кара-тэ». Игру, в которую играют типажи Валова, не предполагает длительных раздумий. В ней необходимо действовать четко, слаженно, выверенно и своевременно.
Твердые, в меру динамичные мантры ШеFFa – это набор "отмычек" к сейфам, которые он спокойно и несуетно перебирает перед заказом лобстера с сицилийским карриканте.
Отмычки потому, что даже я, весьма придирчиво относящийся к текстам русских рэпперов, с удивлением обнаруживал, как эти незатейливые, но чрезвычайно бодрые суггестивные блоки сами по себе начинают воспроизводиться, находя бреши в фильтрах моего сознания.
Для себя я даже составил перечень этих "отмычек", которые периодически перебираю сам, когда мне необходим подъем сил и оперативность в решении жизненных вопросов. Вот эти «отмычки»:
«Имя ШeFF»
«Питер – я твой»
«Скорость дня»
«Мастер слога ломаного»
«Город не спит. Ч.2»
«Ночная Москва»
«Свобода»
«Тапок»
Альбом же Gangsta Jazz практически весь состоит из таких «отмычек», в котором безусловными жемчужинами сторителлинга являются «Джон Диллинджер», «Винсент Джиганте», «Мара Сальватруча», «Пашка Америка», «Господин Лански» и «Еврейский кагал».
В целом, испытывая противоречивые чувства относительно творчества Влада Валова и его надменных высказываний о роли Bad Balance в русском хип-хопе, я понимаю, что ШeFF для многих артистов является примером «спортивного» долголетия, воплотившего в своем лице цех с полным циклом производства и реализации хип-хоп продукции в рамках 100PRO и Bad B. Wear.
И можно по разному относиться к Владу Валову, как человеку… Однако, всякий раз изучая историю русского хип-хопа, вы будете неизбежно приходить к его истокам..
К истокам, где на вопрос главного героя фильма «Курьер»: «По каким принципам ты существуешь в обществе?» донецкие пацаны Влад Валов и Сергей Крутиков однажды ответили: «По принципам культуры хип-хоп».
#рэп
bad balance #михей #влад валов #джуманджи #100pro #hip-hop info #bad b. Wear
Сборник лучших трэков Алмаза Борцова (ех-Большой Друг) -
https://disk.yandex.ru/d/J7V8qlvB3DDeTn
Слушаем, читаем, комментируем и подписываемся на мой канал в Яндекс.Дзен!!!