Найти в Дзене
ГалопомПоЕвропам

Исполнить династический долг и умереть. Инфанта Каталина Микаэла Австрийская, «дама в меховой накидке»

Оглавление

Хрупкая молодая женщина с румянцем нежным, как новорожденная заря, смотрит на нас со старинного портрета. Она кажется умиротворённой, изысканной и совершенно бестревожной.

Однако впечатление обманчиво: изящной красавице инфанте Каталине Микаэле Австрийской было отмерено всего 30 лет жизни, 11 из которых она вынашивала, рожала, выкармливала наследников королевской фамилии, а умерла от осложнений, вызванных преждевременными родами – как и её мать.

Алонсо Санчес Коэльо. «Дама в меховой накидке», конец 1570–середина 1580. Дом-музей Поллока, Глазго. Долгое время  считалось, что картина написана Эль Греко, однако по итогам технической экспертизы, проведённой в 1914 году в музее Прадо, авторство знаменитого испанского живописца было исключено
Алонсо Санчес Коэльо. «Дама в меховой накидке», конец 1570–середина 1580. Дом-музей Поллока, Глазго. Долгое время считалось, что картина написана Эль Греко, однако по итогам технической экспертизы, проведённой в 1914 году в музее Прадо, авторство знаменитого испанского живописца было исключено

Каталина Микаэла, младшая дочь короля Испании Филиппа II из династии Габсбургов и Елизаветы Валуа, была названа в честь своей бабки – легендарной «кровавой» королевы Франции Екатерины Медичи, железной рукой управлявшей государством через своих сыновей. Именно её считают главной зачинщицей страшной Варфоломеевской ночи, во время которой только в Париже было истреблено около 3000 гугенотов, а по всей Франции – не менее 30000.

Франсуа Клуэ. «Портрет Екатерины Медичи», около 1559. Масло, деревянная панель. Её полное имя – Caterina Maria Romola di Lorenzo de Medici. Царственный супруг Генрих II Валуа в 1559 году был смертельно травмирован на турнире копьём лейтенанта шотландской гвардии графа Габриэля де Монтгомери, которое прошло в прорезь шлема и пронзило королю глаз, После его кончины Екатерина Медичи облачилась в траурные одежды и носила их до конца своих дней, получив прозвище «Чёрной королевы». Она сделала эмблемой сломанное копьё с надписью «Lacrymae hinc, hinc dolor» («От этого все мои слёзы и боль моя»)
Франсуа Клуэ. «Портрет Екатерины Медичи», около 1559. Масло, деревянная панель. Её полное имя – Caterina Maria Romola di Lorenzo de Medici. Царственный супруг Генрих II Валуа в 1559 году был смертельно травмирован на турнире копьём лейтенанта шотландской гвардии графа Габриэля де Монтгомери, которое прошло в прорезь шлема и пронзило королю глаз, После его кончины Екатерина Медичи облачилась в траурные одежды и носила их до конца своих дней, получив прозвище «Чёрной королевы». Она сделала эмблемой сломанное копьё с надписью «Lacrymae hinc, hinc dolor» («От этого все мои слёзы и боль моя»)

Родство, от которого мороз по коже. Кстати, не менее знаменитая Маргарита Наваррская, с лёгкой руки Александра Дюма вошедшая в историю под именем королевы Марго, приходилась инфанте тёткой. Вот такая генеалогия.

Однако мать Каталины Микаэлы Елизавета Валуа не унаследовала от Екатерины Медичи ни её амбиции, ни властность, ни кровожадность. Мягкая, любознательная, обладавшая высоким интеллектом, известная своим милосердием и кротостью, Елизавета Французская выросла в семье, основанной на несчастливом союзе: король Генрих II Валуа ещё до женитьбы на Екатерине Медичи был влюблён в ослепительную красавицу Диану де Пуатье и на жену не обращал никакого внимания, осыпая прекрасную любовницу бесценными подарками, замками, землями и титулами.

Хуан Пантоха де ла Крус. «Портрет Елизаветы Валуа», около 1560. Национальный музей Прадо, Мадрид
Хуан Пантоха де ла Крус. «Портрет Елизаветы Валуа», около 1560. Национальный музей Прадо, Мадрид

Поэтому юная Елизавета мечтала о гармоничном браке и, выйдя замуж в 14 лет за короля Испании Филиппа II, который был более чем вдвое старше невесты, считала исполнение обязанностей, наложенных королевским саном, своим священным долгом. Однако в силу хрупкости сложения самую важную задачу – рождение наследника престола – мать Каталины Микаэлы так и не смогла выполнить: она скончалась в возрасте 23 лет вследствие преждевременных родов, истощённая и ослабленная болезнями, частыми беременностями и выкидышами.

Софонисба Ангвиссола (Алонсо Санчес Коэльо?). «Инфанты Изабелла Клара Евгения и Каталина Микаэла», 1570. Royal Collection of the United Kingdom, Великобритания. На портрете изображены дочери Елизаветы Валуа, родившиеся в 1566 и 1567 годах
Софонисба Ангвиссола (Алонсо Санчес Коэльо?). «Инфанты Изабелла Клара Евгения и Каталина Микаэла», 1570. Royal Collection of the United Kingdom, Великобритания. На портрете изображены дочери Елизаветы Валуа, родившиеся в 1566 и 1567 годах

Осиротевшая Каталина Микаэла, потерявшая мать, когда ей был всего год, росла при испанском дворе вместе со старшей сестрой-погодком Изабеллой Кларой Евгенией под присмотром кормилицы Марии де Месса, а затем воспитывалась Маргаритой де Кардона, фрейлиной своей мачехи Анны Австрийской.

Алонсо Санчес Коэльо. «Инфанты Изабелла Клара Евгения и Каталина Микаэла», 1575. Национальный музей Прадо, Мадрид. Две маленькие девочки 9 и 8 лет изображены в тяжёлых парчовых платьях, расшитых жемчугом и шпинелью. В волосы, уложенные в парадные причёски, вплетён жемчуг, шеи украшают жемчужные ожерелья, на пальцах Изабеллы Клары Евгении три золотых кольца: с жемчугом, камеей и шпинелью. Принцессы держат в руках венок из цветов – предполагается, что они играют, но на лицах детей застыло «взрослое» выражение, а сами инфанты неподвижны и безучастны
Алонсо Санчес Коэльо. «Инфанты Изабелла Клара Евгения и Каталина Микаэла», 1575. Национальный музей Прадо, Мадрид. Две маленькие девочки 9 и 8 лет изображены в тяжёлых парчовых платьях, расшитых жемчугом и шпинелью. В волосы, уложенные в парадные причёски, вплетён жемчуг, шеи украшают жемчужные ожерелья, на пальцах Изабеллы Клары Евгении три золотых кольца: с жемчугом, камеей и шпинелью. Принцессы держат в руках венок из цветов – предполагается, что они играют, но на лицах детей застыло «взрослое» выражение, а сами инфанты неподвижны и безучастны
Художнику удалось передать разницу в характерах сестёр: Каталина Микаэла – более мягкая, нежная, ранимая
Художнику удалось передать разницу в характерах сестёр: Каталина Микаэла – более мягкая, нежная, ранимая

Дело в том, что после смерти Елизаветы Валуа Филипп II из династических соображений женился в четвёртый раз – на своей племяннице Анне Австрийской, дочери императора Священной Римской империи Максимилиана II. Королю некому было передать власть и трон, а молодая супруга в 1578 году родила долгожданного наследника престола – Филиппа III. Однако в отличие от Елизаветы, которую нелюдимый, молчаливый и расчётливый король нежно любил, к Анне Австрийской Филипп II не испытывал глубоких чувств.

Алонсо Санчес Коэльо. «Портрет Изабеллы Клары Евгении в возрасте 13 лет» (фрагмент), 1579. Национальный музей Прадо, Мадрид
Алонсо Санчес Коэльо. «Портрет Изабеллы Клары Евгении в возрасте 13 лет» (фрагмент), 1579. Национальный музей Прадо, Мадрид

С детьми от четвёртого брака у него тоже не установились тесные отношения, тем больше король доверял своим дочерям – Изабелле Кларе Евгении и Каталине Микаэле, советуясь с ними по важным политическим вопросам, как когда-то советовался с их матерью.

По свидетельствам современников, инфанта Каталина Микаэла блистала красотой, умом и хорошо понимала, насколько высок её социальный статус, как следствие – была высокомерна и даже спесива.

Алонсо Санчес Коэльо. «Инфанта Каталина Микаэла», между 1584–1585. Национальный музей Прадо, Мадрид
Алонсо Санчес Коэльо. «Инфанта Каталина Микаэла», между 1584–1585. Национальный музей Прадо, Мадрид

Она покинула испанский двор в 1585 году, чтобы сочетаться браком с герцогом Карлом Эммануилом I Савойским, имевшим прозвище Testa d'feu («Горячий») за порывистость, излишнюю самоуверенность и амбициозность: стремясь расширить свои владения и превратить их в королевство, герцог осуществлял массированную военную агрессию, а людская молва немедленно наградила его сомнительным титулом «герцог-грабитель» (итал. duca ladrone).

Ян Крак. «Портрет Карла Эммануила I, герцога Савойского», около 1590
Ян Крак. «Портрет Карла Эммануила I, герцога Савойского», около 1590

Карл Эммануил Савойский – человек высокообразованный, интеллектуал, свободно говоривший на итальянском, французском, испанском и латыни – внешними достоинствами не обладал: был невысокого роста, к тому же горбат.

Он хорошо понимал, что статус будущей супруги, дочери испанского короля, выше его собственного, поэтому ради заключения брака совершил путешествие из Турина в Сарагосу. Свадьба состоялась в Сарагосе 11 марта 1585 года, а 10 августа чета прибыла в Турин.

-11

С момента замужества Каталина Микаэла никогда больше не видела своего отца, однако в течение всей жизни вела оживлённую переписку с ним и другими членами семьи.

Стремление герцогини Савойской стать во владениях Карла Эммануила I законодательницей мод, пышного испанского церемониала и образа жизни поначалу не пришлось ко двору, а высокомерие и чопорность испанки также не способствовали её популярности.

Хуан Пантоха де ла Крус. «Инфанта Каталина Микаэла Австрийская», около 1585. Национальный музей Прадо, Мадрид
Хуан Пантоха де ла Крус. «Инфанта Каталина Микаэла Австрийская», около 1585. Национальный музей Прадо, Мадрид

Однако со временем Каталина Микаэла завоевала уважение подданных благодаря политическому мастерству и искусству дипломатии – в частности, отстаивала независимость Савойи от испанского владычества, неоднократно управляла герцогством в качестве регента в период участия супруга в военных кампаниях.

-13

Даже недоброжелатели признавали, что Каталина Микаэла Австрийская оказывала большое влияние на Карла Эммануила, изменив его к лучшему. Она успевала «делать погоду» и в культурной жизни Савойи, основав художественную галерею.

Читайте также:💥

Как это удавалось изысканной, утончённой молодой женщине, которая, к тому же, почти всё время была беременна или на сносях?

Софонисба Ангвиссола. «Каталина Микаэла Австрийская – испанская инфанта и герцогиня Савойская, жена Карла Эммануила I Савойского, мать Виктора Амадея I», около 1585. Национальный музей Прадо, Мадрид
Софонисба Ангвиссола. «Каталина Микаэла Австрийская – испанская инфанта и герцогиня Савойская, жена Карла Эммануила I Савойского, мать Виктора Амадея I», около 1585. Национальный музей Прадо, Мадрид

В браке родилось 10 детей – пять мальчиков и пять девочек, 9 из которых достигли совершеннолетия. В частности, Виктор Амадей I наследовал Савойское герцогство после смерти старшего брата Филиппа-Эммануила; Эммануил-Филиберт, великий адмирал флота испанской короны, носил титул вице-короля Сицилии.

Неизвестный художник (вероятно, один из учеников Алонсо Санчеса Коэльо). «Семейство герцогов Савойских», около 1590. Малыш, которого Каталина Микаэла держит за руку – Эммануил-Филиберт, будущий великий адмирал флота и вице-король Сицилии
Неизвестный художник (вероятно, один из учеников Алонсо Санчеса Коэльо). «Семейство герцогов Савойских», около 1590. Малыш, которого Каталина Микаэла держит за руку – Эммануил-Филиберт, будущий великий адмирал флота и вице-король Сицилии

Маурицио Савойский, кардинал-протодьякон, являлся представителем королей Франции и Испании при Святом Престоле.

Последний из сыновей – Томас Франциск Савойский-Кариньянский, будущий 1-й принц Кариньяно, главнокомандующий армией савойского герцогства, впоследствии командующий армией испанского королевства в графстве Фландрия – родился за год до смерти своей матери.

Антонис ван Дейк. «Портрет Томаса Франциска Савойского-Кариньянского», 1634. Старая пинакотека, Мюнхен
Антонис ван Дейк. «Портрет Томаса Франциска Савойского-Кариньянского», 1634. Старая пинакотека, Мюнхен

Каталина Микаэла Австрийская отошла в лучший мир 6 ноября 1597 года в Турине, разрешившись от бремени недоношенной девочкой, которая умерла сразу после рождения.

Одна из её дочерей – Изабелла Савойская, наследная принцесса Модены и Реджо, в счастливом браке с принцем Альфонсо III родила девять сыновей и пять дочерей и скончалась в возрасте 35 лет при рождении последнего ребёнка, повторив трагическую судьбу матери и бабушки.

Санто Перанда. «Портрет Изабеллы Савойской», 1620. Галерея Эсте, Модена
Санто Перанда. «Портрет Изабеллы Савойской», 1620. Галерея Эсте, Модена

Карл Эммануил I Савойский, овдовев, в 1629 году женился на своей давней официальной любовнице Маргарите де Россильон, узаконив четверых детей, рождённых вне брака.

А прекрасная Каталина Микаэла, положившая жизнь на исполнение династического долга, упокоилась в Кафедральном соборе Святого Иоанна Крестителя, где хранится знаменитая католическая святыня – Туринская плащаница.

Алонсо Санчес Коэльо. «Портрет инфанты Каталины Микаэлы Австрийской», между 1582–1585. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Каталина Микаэла изображена в возрасте примерно 16-17 лет. Несмотря на парадное одеяние, расшитое золотом и серебром, высокий крахмальный кружевной воротник и обилие драгоценностей, сквозь холодность и невозмутимость юной инфанты проглядывает очаровательная грация и изящество
Алонсо Санчес Коэльо. «Портрет инфанты Каталины Микаэлы Австрийской», между 1582–1585. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Каталина Микаэла изображена в возрасте примерно 16-17 лет. Несмотря на парадное одеяние, расшитое золотом и серебром, высокий крахмальный кружевной воротник и обилие драгоценностей, сквозь холодность и невозмутимость юной инфанты проглядывает очаровательная грация и изящество

Вас может заинтересовать:

К красавице с дивным голосом судьба была безжалостна. Анна Герман: любви неугасимый свет
ГалопомПоЕвропам12 мая 2021

Ранее:

Далее:

©ГалопомПоЕвропам

До встречи на канале!

-19
Алонсо Санчес Коэльо. «Инфанта Изабелла Клара Евгения и Магдалена Руис», между 1585–1588. Национальный музей Прадо, Мадрид
Алонсо Санчес Коэльо. «Инфанта Изабелла Клара Евгения и Магдалена Руис», между 1585–1588. Национальный музей Прадо, Мадрид
Софонисба Ангвиссола. «Портрет Елизаветы Валуа», около 1559
Софонисба Ангвиссола. «Портрет Елизаветы Валуа», около 1559