Найти тему
ПроАвтобизнес

Россия недомоторная

Российский автолюбитель трепетно относится к выбору автомобиля. Для него немаловажным является вопрос , а где произведен автомобиль? И еще, каково происхождение  бренда - японский, немецкий, французский или китайский? Наш канал решил посмотреть на это несколько с другого ракурса, и нам открылась потрясающая картина.

Немцы не из Германии

Владелец крутого  Audi Q8, Volkswagen Touareg или Porsche Cayenne  и не подозревает, что его автомобиль делали братья-славяне. К его чудо-технике прикасались  руки словацкого рабочего из Братиславы. А открыв моторный отсек, ему и невдомек, что силовой агрегат сделан в Венгрии в городке Дьёр, что на берегу реки Рабы, берущей начало в австрийских Альпах и впадающей в Дунай.

Porsche Cayenne на братиславском заводе Volkswagen Slovakia
Porsche Cayenne на братиславском заводе Volkswagen Slovakia

Итак, по порядку.  Главный центр по производству моторов для Volkswagen Group является венгерский город  Дьёр. Здесь расположен  один из крупнейших в мире моторных заводов Audi Hungaria Kft, который был основан в 1994 году и произвел уже более 40 млн силовых агрегатов. В Дьёре прошлом году было выпущено 1 620 тыс. моторов (!!!), бензиновых и дизельных, 3-цилиндровых, 4-цилиндровых, 6-цилиндровых. Начато производство электромоторов, в свете нового тренда на электромобилизацию.

Презентация 40-миллионника в сентябре прошлого года (фото с сайта Audi Hungaria)
Презентация 40-миллионника в сентябре прошлого года (фото с сайта Audi Hungaria)

Понятно, что эти двигатели венгерского производства  устанавливают не только на автомобили марки Audi, но также и на выпускаемые, в том числе и у нас в Калуге и Нижнем Новгороде, автомобили марок Škoda и Volkswagen, а также не забудем и испанский SEAT из Барселоны.

Конвейер моторного предприятия Audi Hungaria Zrt в Дьёре
Конвейер моторного предприятия Audi Hungaria Zrt в Дьёре

Но внимательный читатель воскликнет, но у нас же в России в Калуге построен моторный завод Volkswagen!!! Правда, его мощность только 150 тысяч силовых агрегатов в год. Все дело в том, что на нем выпускают только  атмосферники серии ЕА211 объемом 1,6 л с мощностными характеристиками 90 и 110 л.с.

Производство кроссовера VW Taos в РФ. Перед "свадьбой"
Производство кроссовера VW Taos в РФ. Перед "свадьбой"

А вот популярные бензиновые турбодвигатели 1.4 TSI, которые также устанавливают на лифтбеки Škoda Rapid и Volkswagen Polo, кроссоверы Volkswagen Tiguan, Volkswagen Taos, Škoda  Karoq и Škoda Kodiaq привозят к нам из Чехии. Их выпускают на  головном предприятия Škoda  в Млада-Болеславе в 50 км от столицы страны Праги.

Кстати, упомянем, что на прошедшем летом Петербургском экономическом форуме Volkswagen Group подписал меморандум об организации выпуска 1.4 TSI в Калуге. Таких агрегатов будут выпускать в объеме 90 тыс. штук. А вот в чешском Младо-Болеславе на головном предприятии Škoda  их выпуск, скорее всего, будет  свернут.

На калужском моторном заводе Volkswagen Group
На калужском моторном заводе Volkswagen Group

Зачем мы подготовили этот материал про силовые агрегаты? В общем-то для того, чтобы пришло понимание, что весь мир глобализирован и в автомобилестроении горизонтальные связи настолько многообразны, что у нового создаваемого российского автопрома нет иного пути как встраиваться в эти связи.

У многих наших соотечественников  до сих пор популярны идеи так называемой автаркии. То есть все, до последнего винтика, должно производиться в России, как когда-то в СССР.

Это оправданно, если огородиться от всего мира новой «берлинской стеной». Но такая стена рухнула в 1990 году, какой смысл ее снова восстанавливать? Рынок автомобилей в России невелик. Это в Китае и США с Японией можно выпускать все до винтика.

Там достаточно емкие авторынки, и организация полностью всего внутри возможна. Но автоконцерны все равно и на этих огромных рынках выстраивают горизонтальные связи.

ТОП-10 рынка легковых автомобилей мира по странам. Итоги 2021 года. Россия на 10 месте. Фото с сайта Авторевю.
ТОП-10 рынка легковых автомобилей мира по странам. Итоги 2021 года. Россия на 10 месте. Фото с сайта Авторевю.

Наш канал недавно рассказал, как обложенный жесткими санкциями Иран умудряется развивать свой автопром. Но мир уходит вперед, и иранский метод автаркии все же непродуктивен и нашему потребителю вряд ли подходит. Пример тому, как иранцы освоили выпуск практически полностью первого поколения Renault Logan.

Да, действительно, чем глубже локализация, тем больше стоимости производится и остается внутри экономики страны, тем меньше денег утекают за кордон и поддерживаются там рабочие места.  Но где-то должна быть найдена "золотая" середина. Все наши читатели согласятся, что всю гамму автомобилей моделей Volkswagen, Škoda и Audi в России нет смысла локализовать, как нет никакого смысла организовывать на территории РФ выпуск всей гаммы моторов для них.  А это значит, что надо встраиваться в горизонтальные связи большого концерна Volkswagen. И нам определено выпускать 1,6-литровые двигатели ЕА211.

Моторы серии ЕА211
Моторы серии ЕА211

Эти моторы Volkswagen, которые выпускают в Калуге, более чем наполовину локализованы.   Двигатели собираются из локализованных компонентов — блок цилиндров, головка блока цилиндров и коленчатый вал производятся в России.  Даже налажен экспорт компонентов этих двигателей в Чехию, на головной завод Škoda в Млада-Болеславе. Часть выпускаемых в Калуге моторов экспортируется на заводы Volkswagen в Польшу, Испанию, ФРГ, Чехию и даже в Мексику.

А что же у французов?

Французский автопроизводитель Groupe Renault, ставший владельцем АвтоВАЗа, крупнейшего отечественного автозавода в Тольятти, проводит точно такую же политику встраивания в свою глобальную сеть с цепочками поставок. Не зря же год назад во время презентации стратегического плана Renaulution российскую марку Lada объединили с румынской маркой Dacia, создав единую бизнес-единицу.

К сожалению, АвтоВАЗ так отстал в техническом, технологическом плане, что пока наш отечественный автогигант на данном этапе выступает лишь как потребитель зарубежных разработок: французских автомобильных платформ B0 и CMF-B, двигателей альянса Renault-Nissan и т.д. Наш канал недавно рассказывал о том,  какое распределение сложилось по производству силовых агрегатов в Groupe Renault.

Уважаемые читатели что вы думаете по этому вопросу? Пишите в комментариях

источник