Найти тему

«Я требовательный учитель?» — «Да...», или один тяжёлый случай

Оглавление
Картинка с Pixabay, у нас на занятиях условия получше :-)
Картинка с Pixabay, у нас на занятиях условия получше :-)

Ко мне летом пришёл очень позитивный ученик, весёлый, бодрый. Назовём его И. На короткие курсы по программированию. И более-менее справился с задачами на пробном уроке — но на последующих... И просто сидел и не понимал. Совсем не понимал, что к чему, что я говорю, как одно связано с другим.

Тотальное непонимание

Чтоб вы понимали, он занимался на Scratch, это специальная среда для детей. Там всё по-русски, программу из готовых блоков-паззлов разноцветных нужно собирать. И тем не менее — не понимал совсем ничего. Выглядело так, будто человек совсем не умеет работать с причинно-следственными связями. Или не умеет понимать, что написано — там же прямо по-русски написано, что и как будет происходить. И пытался как-то сбежать это нагрузки, переключиться на игру, рисование (в Scratch есть и это и даже редактор аудио). А я всё возвращал и возвращал его к коду.

-2

И было тяжело, это было видно по его наморщенному лбу. Приходилось следить, чтобы не дошло до слёз. В один из очередных моментов, когда я возвратил его обратно к коду и повторял то, что уже 50 раз говорил, я увидел, что И совсем тяжело. И тогда я спросил его:

— Я требовательный учитель?

— Да...

— Но ты пришёл сюда учиться программировать. Не рисовать, не музыку включать, а именно программировать. Если у тебя не будет получаться составлять из блоков программу, то тогда тебе пока смысла нет сюда ходить. Это не значит, что ты не можешь программировать совсем — просто пока не дозрел. Мозг развивается до 30 лет, я в плане программирования только к 30 годам дозрел до понимания некоторых концепций. До некоторых — к 25, раньше никак не мог. Можно будет попробовать через год снова, так что можем обсудить с мамой и перестанешь ходить. Но если приходишь — то давай пытаться.

Это было на третье занятие. И вот на шестое занятие из девяти случился «вжух».

Волшебный «вжух»

Я не делал ничего особенного, просто то же самое — объяснял, давал задание, видел, что И ничего не понял, объяснял снова. Просил прочитать то, что написано в коде, мне вслух. И вдруг и понял. Как сказал бы один мой высокоинтеллектуальный товарищ — грокнул, понял во всей полноте. И понеслась.

-3

Уже к концу занятия И сделал свой первый осознанный проект. Он понимал всё, что в нём происходит. На седьмом И сделал четвёртый проект, потому что второй и третий он сделал дома. К девятому, отчётному занятию И вышел на уровень выше среднего. Он самостоятельно придумывал идеи, ставил цели и достигал их. Он много делал дома.

Прямо сейчас И ходит ко мне на занятия, всегда весел, доволен, часто вместо того, чтобы делать всё по заданию, придумывает проект сам, и так же занимается дома. И время от времени натыкается на темы, для большинства простые, с которыми так же долго виснет. Но потом догоняет и обгоняет.

Что это было?

Если честно, не знаю. Нередко бывает такое с учеником — он может не понимать, совсем не справляться с предметом. Я слышал про одного ученика, который, при наличии бассейна и занятий в нём в школе, два года не мог научиться плавать. Зато потом как поплыл! Обгоняя всех на соревнованиях. Троешники по математике, русскому, бывает, потом могут вдруг открыть в себе способности и успешно работать в этих областях.

-4

Бывает, что просто не подходят типичные объяснения, бывает, сковывает отсутствие чувства безопасности. А бывает просто не идёт и всё. А потом начинает идти. Мозг ли доразвивался до нужного уровня, или накопилось то, что человек вертелся в этом, и количество так бодро перешло в качество — я не знаю.

Речь тут не про интерес, я именно про случаи, когда человеку и хотелось бы научиться, и интересно — а вот что-то не идёт. И как многие думают? Сразу не получается, особенно если совсем не получается — способностей нет. Но иногда именно в таких вот бесталанных неумехах сидят способности и целая одарённость, ей просто нужно время, чтобы пробиться сквозь эту неведомую мне скорлупу.

Прав ли был я?

Прав ли был я, что требовал? В этом случае да, я был уверен в том, что делаю, и совершенно оправданно. Потому что И хотел научиться, и был готов постараться. Если бы желания не было — я бы ученика отпустил пока заниматься чем-то другим.

Понравилась статья? Подпишитесь, поставьте лайк, напишите в комментарии, о чём ещё написать — например, о каких случаях из практики.

#программирование для детей #программирование детям #обучение программированию