701. …Вы должны понимать, что иной раз вам важнее знать, как директор размышлял над данной проблемой, чем иметь собственное решение её и желание его высказать ему. Нередко, подобное приводит к недоброжелательности в отношениях...
702. …Любая педагогическая идея для своего успешного продвижения в практику всегда нуждается в жертвах, и ещё никому не удавалось её реализовать в школе без столкновений с коллегами и «синяков» от них...
703. …Понятное дело, что существуют сотни тысяч способов быть в той или иной степени счастливым в жизни, и те из нас, кто не может понять своего счастья в ней путём улучшения себя в профессии за счёт приобретения новых для себя педагогических знаний и опыта, те могут попробовать его достичь с помощью семьи, путешествий, активного отдыха, женщин наконец. И не сомневайтесь, что при правильном и разумном отношении ко всем этим без исключения вещам, вы будете счастливы, ибо счастье, его объём и глубина – всегда находится только в нас; ему больше негде находиться…
704. …Действительно, а что может дать преподаватель маленькому человеку кроме, ну, может быть, капли образца человеческой теплоты, частицы опыта доброго начала в человеке, чуточку знаний, немного основ культуры и правильного языка… Но что может быть больше и важней этого в период становления детей взрослыми?..
705. …Чего доброго, вы ещё скажете, что безумно любите педагогическую профессию, такую тяжёлую, такую социально малозначащую, такую низкооплачиваемую...
706. …Ну скажите, пожалуйста, какая нам в том польза, даже если мы точно знаем, что коллега неправ? Ум даётся нам природой для того, чтобы мы понимали: руководствоваться в своей жизни одним лишь разумом – нельзя, так как люди, вообще-то, ещё живут и чувствами, а для чувств, как известно, совершенно безразлично, кто прав, а кто нет...
707. …Вся беда в том, что коллега, который якобы склонен к проявлению исключительно возвышенных чувств в отношении музыки, обычно, обманывает этим и себя, и других коллег в школе. С такими надо быть особенно осторожными; они обидчивы...
708. …По этому поводу надо вам сказать довольно грустную вещь: только полный идиот будет спорить с директрисой и призывать её к логике. Это занятие не только пустое, но оно ещё, обычно, имеет обыкновение продолжаться преследованием… Вам это нужно?..
709. …Будут среди нас и такие коллеги, кто станет уходить из профессии поздно, некоторые – слишком рано. Но как ни хорошо на пенсии – лучше из неё выбираться вовремя, т.е. исходя из здравости нахождения в ней…
710. …На самом деле, никто не требует в школе, чтобы преподаватели доказывали свои педутверждения и взгляды делом, хотя призывы к этому, порою, и слышны…
711. …Есть немалое подозрение, что сильная и с творческими традициями лидера школа – всегда заинтересована в хороших учениках. И поэтому, ключевым решением в начальном музыкальном образовании для многих школьных администраций является то, чтобы создавать такие условия в школах, где преподавателям честно и с полной отдачей работать было бы выгоднее, чем формально работать в ней…
712. …Что касается веры, то безусловно надо верить в учащихся, но ещё больше верить в их родителей. Верить в их адекватные, честные и добрые помыслы. Верить, что все мы встречаемся в школе ради того, чтобы творить добро на ниве прекрасного. И если мы будем это делать, и делать будем вместе, то нас неминуемо ждёт только успех. В этом и состоит суть нашей веры, которая так и зовётся – педагогической верой...
713. …Как всегда дело заключается в том, что преподаватель совершенно свободен действовать и выражать свои мнения в школе до той поры, пока это не начнёт противоречить свободе, выражению своего мнения и праву быть услышанными, других коллег…
714. …Вам встретится немало среди нас и таких коллег, кто подобен сальтесону: чем его начинят, то и содержит в себе; бывает с головизной, а бывает что только из потрохов…
715. …Некоторые молодые специалисты в школе подобны начинающим шахматистам: не всем им удаётся, но всем хочется в профессии поставить сразу и окончательно мат в четыре хода…
716. …Духовная пища также необходима для профессионального здоровья преподавателя, как ему необходимо и приличное обращение человека образованного со всеми общающимися с ним в школе…
717. …Умный преподаватель бывает несчастным только из-за ученика, который стоит того, и надо заметить, что таких учеников в классе бывает, порою, и немало. Вот почему педагогический труд так тяжёл…
718. …Берегитесь тех коллег в школе, у кого преобладает слишком большое моральное негодование почти по любому аспекту жизни или работы; это часто является признаком всего лишь лицемерия и фарисейства их, а не добродетели и ума…
719. …Прежде, чем сдружиться с кем-либо из коллег в школе, неплохо бы узнать: а приятно ли будет ваше знакомство другим в ней и, особенно, директору? Всё-таки, демократия на дворе, знаете ли…
720. …Что о вас скажут коллеги? Если вы сами о себе ничего сказать не можете, то не думайте, что им нечего будет выдумать про вас…
721. …Как правило, тот образ, который мы любим в ком-то, конечно, лучше его основания. Зачастую он придуманный нами, а потому и совсем не такой как оригинал, и чаще – абсолютно не такой. Но если любить ещё и основание, хотя бы таким какое оно есть, то с уверенностью можно утверждать: этот кто-то неизбежно станет лучше себя…
722. …Кто говорит, что мужчины в семье – почти всегда кое-какие, а женщины в ней – превосходнее не бывает, не учитывают того, что это всего лишь означает, что нам совершенно неизвестны скрытые достоинства и тех. и других, и что мы живём, как это не грустно осознавать, в совершенно ирреальном мире межличностных отношений…
723. …Дело в том, что 99% общего числа преподавателей в стране будет навсегда и напрочь забыто профессией и обществом, служению которым они отдают всю свою жизнь. И это несмотря на то, что большинство из них – являлись и являются вполне достойными и даже достойнейшими профспециалистами своего дела…
724. …Путь начального музыкального образования усеян «обломками и осколками» отвергнутых от музыки детских душ. И их всегда больше, чем остаётся неравнодушными к ней после обучения в музыкальных школах... И что поразительно: эти «осколки и обломки» детских душ составляют целые «кладбища» тех творческих дарований, кто когда-то признавались школами вполне способными к музыке…
725. …Всегда находится в школе человек, кто высказывает особое или даже причудливое, а часто и несусветное, но обязательно своё мнение по любому вопросу жизни школы, что вполне естественно, так как это – директор, и с этим надо считаться…
726. …Конечно будут коллеги в школе, которым доставляет удовольствие наблюдать за организованной в ней травлей кого-то или административной экзекуцией кого-либо из коллег на педсовете, как, впрочем, и многим из нас нравится смотреть на пожар, несчастный случай, происшествия и пр. Но обязательно будут встречаться и такие в школе, кто сталкиваясь с подобным, остро ощущая всю гнусность происходящего… промолчат, так как любой в ней может попасть в такую же неприятность…
727. …Мы должны стремиться обучать детей только любя их, чтобы они были желанны нам, поскольку жестоко учить нежеланных ребят, которые нередко становятся жертвами прямого физического и морального насилия в классе…
728. …Как ни говорить, но мы, потихоньку и чрезвычайно незаметно, всё-таки изменяем мир детей. В силу собственного развития, каждый из нас предвидит и планирует в соответствии со своими представлениями о хорошем и плохом вокруг нас, будущее своих воспитанников, принимая в этих целях далеко идущие педрешения, за которые мы несём моральную ответственность. И это – главное во всей этой тираде…
729. …Преподаватели, как практикующие вживую специалисты, не в малой степени подвержены профошибкам в своей работе, и достоверность этого факта не является прерогативой лиц занятых только в музыкальной педагогике. Или нет? Как вы считаете?..
730. …Не стоит обрушивать на ученика свой гнев сразу и прежде, чем вы не выслушаете всё его домашнее задание и все его аргументы, почему оно так плохо нынче приготовлено. Так будет выглядеть педагогичнее, правда, до поры до времени…
731. …Как известно, большинство преподавательниц школ имеет не только человеческий, но и профессиональный норов, и только меньшинство отличается отсутствием его в себе. Однако, существует давний способ различать их: они или блондинки, или брюнетки; этого вполне достаточно...
732. …Мы транжирим не щадя своё здоровье и даже жизнь за отечество, за родных и близких, за друзей. Убиваем себя ради того, чтобы избежать нищеты, быть достойным представителем общества, ради приобретения высочайших гражданских и человеческих добродетелей, принесения пользы другим и т.п. Но так ли уж правильно и разумно мы поступаем? Кому больше выгоды от таких усилий: окружающим или нам лично? Если нам, то в чём эта выгода для нас заключается? Если нет, то неужели мы рождаемся для того, чтобы всем стало лучше за счёт нашего здоровья, энергии и сил? Кто сможет ответить на этот вопрос?..
733. …Хоть мы часто и говорим, что все дети рождаются одарёнными, но всё же, нам должно быть понятно: не все они могут обладать равным совершенством своего таланта. Одним его даётся в большей, другим в меньшей мере. И если б удалось кому-то уничтожить это природное «неравенство», то, пожалуй, и весь род человеческий либо погиб бы, либо стал бы лишён возможностей совершенствоваться…
734. …Молодой специалист, придя на педработу в ДМШ сразу после колледжа, часто оказывается как бы среди реликтовой тайги, оглушённый, одинокий и несчастный. Но это, пока, не всё для него, так как для немалого их числа – все ягодки школьной жизни ещё впереди...
735. …Преподавателя, который работает над собой с целью обрести профессионализм в своём деле, совсем не ждёт крупный выигрыш, награды или успех. Но профессионалом он обязательно станет, если не надумает остановиться…
736. …Когда мы общаемся с коллегами в школе, то скорее не в их ответах нуждаемся, а желаем услышать свой голос и привлечь их расположение к себе, втягивая их таким образом в общение... И в этом нам также необходим определённый навык, ибо опережать с ответами коллег, стремясь захватить их слух и направление мысли, всё равно, что придти в монастырь со своими правилами или целоваться с человеком, жаждущим поцелуев другого, или стараться привлечь к себе добрый взгляд директора школы, устремлённый на свою молодую жену…
737. …Педагогическое добросердечие и терпимость к детям, иногда, родителям сложно или даже невозможно принять от преподавателя, но зато всегда легко им возненавидеть его за это. Обычно, дескать мягкотел и бесхребетен, а то бы…
738. …Будут среди нас встречаться и такие преподаватели в школе, кто от того, что не может заняться в профессии чем-либо всерьез, бросаются в общественные дела, превращая их в некий род препровождения своего времени для нужд других. Да и бог бы с ним, но ведь пользы всем от такой общественной работы некоторых – ровно нуль…
739. …С кем приходится работать в школе, тех мы вольно или невольно терпим. Но в праздник, за столом сходиться с кем попало не позволит себе ни один здравомыслящий преподаватель…
740. …В своём деле преподавателю следует полагаться не на знания, не на общительность, не на красоту и простоту свою, а на то, чем по-настоящему можно привлечь и даже привязать к себе учащихся и их родителей. То есть, полагаться скорее надо на любезность, добросердечие и разумную уступчивость. И эти качества проявлять каждодневно, и не через силу, и не небрежно или из одолжения… Их надо проявлять только с готовностью, радостно и большой охотой…
741. …Действительно! А стоит ли тратить своё время на составление и заполнение преподавательской учебно-отчётной документации? Лучше заняться привычным чаепитием с коллегами, и не беспокоиться: учебная часть сделает это за вас так быстро и качественно, что вам никогда не удастся это повторить. Правда, для вас могут быть и последствия после такого профессионального отношения учебной части к делу, ну, да это совсем другой разговор…
742. …Если у преподавателя есть гигиена тела, глаз, ушей, рта, зубов и др., то у него должна быть также и гигиена ума, характера, духа, здоровья, а также гигиена одежды и обуви. Ну, например, хорошо ли весь день быть в школе в сапогах на меху? Тогда уж надо быть в ней и в шубе с шапкой…
743. …Клевета в школе? Она в ней, как впрочем и любая клевета в жизни, обладает весьма особыми свойствами: стремясь её развенчать, мы этим лишь поддерживаем её срок жизни в школе. И самое разумное здесь: оставить клевету в покое, и она вполне благополучно умрёт сама…
744. …Допустимо ли в школе искоренять лень учащихся наказанием? Да ведь если нет, то это значит умножать её общий объём и число лентяйствующих детей в классе...
745. …Директриса, как и красивая роза, обычно подразумевает любовь и обожание себя окружающими. Но преподавателям нельзя забывать ни на минуту, что почти все директрисы, как впрочем и большинство роз, имеют шипы…
746. …Часто преподаватели и родители учащихся вынуждены заключать между собой своеобразный негласный договор… Однако, рано или поздно, родителям всё равно приходится выбирать между учебной реальностью и вымышленным художественным миром…
747. …Как известно: кто в школе неприметен – тот и безвестен в ней. А разве безвестное и заурядное в школе кто любит?..
748. …Чтобы вас любили ученики, их родители, коллеги и др., надо быть достойным их любви, и этого не дают нам ни красивая наружность, ни стройная фигура, ни самая модная одежда или макияж. Крайне важно, чтобы кроме физической привлекательности, одежды и макияжа в нас присутствовали человечность и ум. Красота в нас – преходяща и ненадёжное преимущество в упомянутой любви: само время заставляет её увядать. И в этом смысле, одежда и макияж не всегда будут полезны в поддержке уходящего достояния по независящим от нас причинам. Человечность же и разум, наоборот, – эти вещи будут всегда с нами, до самого конца. Поэтому, воспитание и поддержание в себе человечности и разумного начала в своей жизни – нечто прочное и вечное, остающееся с нами до могилы!..
749. …Что касается того, как вы говорите: я хочу жить своим, а не чужим умом, мне не нужны советы, я всё сам обдумаю… Дружище! Зачем же вам обдумывать и придумывать давно обдуманное и придуманное опытом поколений коллег до вас? Берите готовое и идите с ним в профессии дальше. В этом ваша сила и колоссальное преимущество, и мудрость изустно существующего опыта работы в профессии людей до вас...
750. …Наш педагогический опыт заключён, как известно, в голове и пальцах, а наша музыкальная чувствительность – всегда нова, что, кстати сказать, совсем не одно и то же, что и музыкальные способности в нас…