Найти тему

8 лучших мюзиклов последних 20 лет

Оглавление

Мюзикл является одним из самых спорных популярных жанров фильмов на сегодняшний день. Спорить можно о многом - нехватка цепляющего сюжета, песни, вставленные порой не в самые подходящие моменты, актёры, недостаточно хорошо эти песни исполняющие. Однако при удачном стечении обстоятельств режиссёрам удаётся создавать картины, настолько захватывающие, что от споров не остаётся и следа. Сегодня я бы хотел поделиться с вами собственной подборкой произведений этого жанра. Согласны вы с этим списком или у вас есть какие-то другие кандидаты, я не знаю. Вероятно некоторые пункты могут показаться слишком "мейнстримными", но это моё сугубо личное мнение. Ну что ж, начнём?

Тик-так, бум! (2021 год, реж. Лин-Мануэль Миранда)

Недавний мюзикл-байопик о самой важной постановке в жизни Джонатана Ларсона по праву может открывать эту подборку мюзиклов, поскольку сам основан на постановке, рассказывающей о другой музыкальной постановке. Звучит несколько сложно, соглашусь. Однако, при этом всём, фильму удаётся приковать к себе внимание и не отпускать его до самого конца. Фильм дарит огромный спектр эмоций - сначала ты можешь смеяться, через несколько минут плакать, а спустя ещё некоторое время на лице расплывается улыбка. Лишь на финальных титрах появляется возможность перевести дыхание.

Не в последнюю очередь такой эффект стало возможным достичь благодаря актёрскому мастерству Эндрю Гарфилда, поэтому крайне рекомендую ознакомиться с "Тик-так, бум!" на языке оригинала - английском, дабы не возникало диссонанса между эмоциональной игрой Гарфилда и русским дубляжом. Кроме того, значительную часть хронометража занимают песни, поэтому так будет меньше сложностей с "переключением" между языками. И пусть обилие песен вас не смущает, поданы они очень гармонично, но об этом чуть позже.

К остальным актёрам нареканий никаких нет, видно, что все стараются и, более того, умеют петь, что является несомненным плюсом фильма. Выделить каких-либо ярких и выделяющихся персонажей сложно, все они нужны больше для сопровождения истории Джона, наполняя её, при этом не закрывая от зрителя главного героя, а дополняя каждую часть его повествования.

Поговорим немного о песнях. Поскольку сюжет фильма основан на рок-монологе, написанном и поставленном самим Джонатаном Ларсоном, каждое появление песни не вызывает дискомфорта, являясь частью того самого монолога, в котором возможно всё. Помимо всего прочего, песни не берутся из ниоткуда, описывая эмоциональное состояние героя, что несомненно идёт на пользу всему мюзиклу.

Могу точно сказать, что если кто-то только начинает своё знакомство с жанром музыкальных фильмов, творение Лин-Мануэля Миранды идеально подходит для начала незабываемого опыта.

Попадание в образ на высоте
Попадание в образ на высоте

Суини Тодд, демон-парикмахер с Флит-стрит (2007 год, реж. Тим Бёртон)

Перейдём от немного грустной, но всё же светлой постановки к мрачному Лондону середины 19 века. Здесь нас ждёт ещё одна экранизация мюзикла, однако в этот раз рассказанная одним из самых мрачных, если не самым мрачным, режиссёром нашего времени - Тимом Бёртоном. И несмотря на то, что режиссёрский стиль и атмосфера фильмов Бёртона может прийтись по вкусу не каждому зрителю, в случае с историей парикмахера-убийцы в грязном и вонючем Туманном Альбионе кандидатуру лучше найти сложно.

Из всех мюзиклов, которые упомянуты в этом тексте, творение Бёртона уверенно входит в тройку лидеров. Однако, я уверен, найдутся и те, кто сочтёт "Суини Тодда" чересчур мрачным, затянутым и неинтересным, что, впрочем, не лишено логики. Но пройдёмся немного детальнее по мюзиклу.

Вполне ожидаемо главные роли достались Джонни Деппу и Хелене Бонэм Картер - актёрскому дуэту, долгое время почти неотрывно существовавшему в тандеме с Тимом Бёртоном. Поскольку мюзикл не дублировался на русский язык, у зрителей есть возможность насладиться голосом Деппа в полной мере, причём как в разговорах, так и в песнях, которых в фильме присутствует очень много.

Что же касается каста, то любители Гарри Поттера могут оценить актёрский состав фильма. Главные роли, как я уже сказал, у Деппа и Бонэм Картер (Геллерт Грин-де-Вальд и Беллатриса Лестрейндж соответственно). В роли "антагониста" - Алан Рикман (Северус Снейп), а его помощника играет Тимоти Сполл (Питер Петтигрю). И, наконец, на роль второго плана попал Джейми Кемпбелл Бауэр - молодой Грин-де-Вальд в "Дарах Смерти" и вторых "Фантастических тварях". На небольшой третьеплановой роли затесался Саша Барон Коэн, в "волшебной франшизе" не появлявшийся. К уровню актёрского мастерства вопросов не возникает, все стараются по максимуму.

Немного о персонажах. Чуть выше вы могли заметить, что слово антагонист написано в кавычках. Если у вас возник вопрос, то всё очень просто - в течение фильма нет чёткого разделения на добро и зло, поскольку и Лондон, и каждый (ну или почти каждый) человек в нём прогнил изнутри. Однако в глазах зрителя негодяем всё же является именно персонаж Алана Рикмана. Более-менее положительный персонаж - Джоанна, дочка Суини Тодда (нет, это не спойлер), поскольку она просидела почти всю свою жизнь взаперти, не имея возможности впитать ужасы города и так же прогнить. Кроме Джоанны есть два героя, оценку которым дать сложно, поэтому если есть желание и вы смотрели фильм, можете написать в комментариях своё мнение о нём.

Несколько в отрыве от фильма идёт музыка Стивена Сондхайма, легендарного режиссёра мюзиклов, на которого, к слову, равнялся Джонатан Ларсон, герой предыдущего фильма. Некоторые персонажи имеют свою собственную мелодию, отражающую их психическое и эмоциональное состояние, что, несомненно, погружает в действие ещё больше. Песни же далеко не идеальны. Среди них есть как очень хорошие, так и достаточно спорные, иногда возникающие не совсем к месту. Хотя парочку я даже добавил к себе в медиатеку.

Если говорить о "Суини Тодде" целиком, то это достаточно спорный, но всё же притягивающий своей мрачностью мюзикл, способный понравиться далеко не каждому зрителю. Но если вы всё-таки досмотрите его до конца, без эмоций творение Тима Бёртона вас точно не оставит.

-2

Отверженные (2012 год, реж. Том Хупер)

Плавно переносимся из гниющего Лондона в мрачную постнаполеоновскую Францию первой половины 19 века. "Отверженные" - экранизация величайшего одноимённого романа Виктора Гюго, рассказывающего историю Жана Вальжана (Хью Джекман), каторжника, осуждённого за кражу хлеба и проведшего на каторге почти два десятилетия за побег оттуда.

Как и предыдущий фильм, "Отверженные" достаточно мрачный, но при этом не лишённый надежды фильм. И чем дальше продвигается сюжет, тем более воодушевлённым он становится. Крайне рекомендую ознакомиться с первоисточником для того, чтобы полнее ощутить мысли, заложенные Гюго в его роман-эпопею. На первом плане, несомненно, страдающее бедное население, уставшее от благоденствия богатых, однако невероятно боящееся власть. Кроме того, лейтмотивом всей картины становится жестокость, причём как власти, так и простых людей, лишённых человечности из-за огромного разрыва между богатыми и бедняками.

И невзирая на страх перед властью, страх потерять всё, в том числе и жизнь, находятся люди, желающие изменить уклад жизни в собственной стране. Но без мрачных дней и ужасных потерь сложно дать людям понять, что необходимо что-то менять. Возвращаясь к первому мюзиклу ("Тик-так, бум!"), вспоминается цитата Джонатана Ларсона:

Почему перемены бывают только после страданий? (ориг. "Why does it take a disaster for things to change?")

Тем не менее, несмотря на огромное количество смертей тех, кто желал для своей Родины лучшего, и отсутствие каких-либо изменений после этих кровавых событий, воодушевление, заданное фильмом, отнюдь не пропадает, но наоборот - остаётся понимание того, что изменения возможны. И даже самые, казалось бы, потерянные люди рано или поздно вновь становятся людьми. Главное - не терять силу духа, а остальное придёт.

-3

Величайший шоумен (2017 год, реж. Майкл Грейси)

Остаёмся всё в том же столетии, но на этот раз летим обратно в Нью-Йорк и наслаждаемся красочным байопиком о жизни Финеаса Тейлора Барнума в исполнении Хью Джекмана. Режиссёр, для которого "Шоумен" стал дебютной работой, погружает зрителя в занимательный аттракцион, не лишённый при этом смысловой наполненности.

Как и в случае со "Суини Тоддом" и "Отверженными", в течение всего фильма прослеживается тема жестокости, однако уже по отношению к "низшим" слоям общества, представленным "уродцами и прочими необычными личностями", как то бородатая женщина и необычайно толстый мужчина, карлик и темнокожие люди. На основе разногласия между высшим обществом и низшим строится и одна из любовных линий - драматурга Филлипа Карлайла, наследника богатой и уважаемой семьи (его играет Зак Эфрон), и артистки-негритянки Энн Уилер (её роль досталась Зендее). А их история до банальности проста. Выходец из аристократической семьи влюбляется в ту, кого его собственный отец назвал прислугой, но ради чувств Филлип готов пожертвовать своим положением в обществе и собственным наследством. Но простота истории отнюдь не означает её неинтересность. За персонажами интересно наблюдать, поскольку оба актёра играют убедительно и, к тому же, умеют красиво петь и двигаться.

Основная история сосредоточена, конечно, вокруг самого Барнума. Будучи сыном портного, Финеас влюбляется в дочь аристократов - Черити, но из-за низкого положения своей семьи и последующей смерти своего отца не может получить руку и сердце своей возлюбленной. Перед нами жизнь человека, добившегося многого, начав с абсолютного "ничего". Не буду утомлять вас пересказом сюжета, всё равно лучше оригинала у меня это не получится, поэтому советую посмотреть его и самостоятельно сделать выводы.

В остальном же фильм вполне соответствует определению "красочный аттракцион". Каждая песня пробирает до глубины души своей эмоциональностью, будь то внутренняя обида и грусть или же наоборот невероятное веселье и всеобщая радость. За развитием сюжета интересно наблюдать даже после третьего или четвёртого просмотра. Костюмы и антураж радуют взгляд, а песням хочется подпевать. Не это ли настоящая сила хорошего кино?

-4

Чикаго (2002 год, реж. Роб Маршалл)

Развратные 20-е. Времена сухого закона и, в то же время, тотального беззакония. Убийства - норма жизни в Чикаго. Хотели бы вы жить в это время? Вероятнее всего нет. Но именно такую картину рисует зрителю мюзикл "Чикаго". Здесь нет ни одного положительного персонажа. Да и откровенно отрицательных найти сложно. У каждого своя правда. И мотивация у всех своя. Если кто-то что-то делает, он делает это в угоду своих личных интересов, наплевав на остальных.

Главная героиня, Рокси, в исполнении Рене Зеллвегер - обычная девушка с желанием стать популярной танцовщицей. Желанием свойственным многим, особенно в то время, когда кабаре занимают значительную нишу в сфере развлечений и приносят огромные деньги. Но пробиться туда нереально сложно. Будучи обманутой мужчиной, её любовником, обещавшим ей успех, Рокси в порыве гнева убивает его и незамедлительно попадает в тюрьму, не сумев заставить мужа взять всю вину на себя.

Сюжет фильма - попытка Рокси избежать наказания, избежать виселицы. Но не ждите от фильма белой морали и раскаяния всех, кто на самом деле виновен. Как и в некоторых уже описанных постановках, город прогнил, людьми движет алчность и жажда славы. На протяжении всего фильма не находится ни одного намёка на сожаление о совершённом преступлении. Наоборот, все женщины, содержащиеся в тюрьме, считают, что убийство было единственным выходом. Об этом даже есть отдельная песня. Но о песнях чуть позже.

Среди персонажей ярче всех выделяются двое - звезда театра Велма Келли (Кэтрин Зета-Джонс), убившая свою сестру и своего мужа за измену с ней. И ушлый адвокат Билли Флинн (Ричард Гир), не проигравший ни одного суда за свою карьеру благодаря искусному умению превращать судебный процесс в театральную постановку с обилием лжи и искажения фактов.

Не в последнюю очередь эти два персонажа приковывают к себе внимание из-за наличия чётко выраженных характеров. Велма - звезда, готовая идти по головам, успешно манипулируя другими, и при этом в любых условиях остающаяся всё той же звездой. Билли - хитрый и крайне находчивый адвокат, ценящий свою репутацию и деньги. Для него не проблема вытащить из петли любую, даже самую жестокую и не отрицающую свою вину, женщину. Умело играя на чувствах присяжных, он создаёт картину полной невинности своих подопечных, представляя реальных жертв (хотя тут спорно) виновными в собственных смертях.

Рокси же, наоборот, не вызывает ни малейшей симпатии, поскольку не сомневается в правильности убийства, желая любым способом стать звездой местных газет и, соответственно, публики. Больше всех в этой ситуации жаль её мужа (Джон Си Райли), мужчины с наивностью ребёнка, при этом безответно любящего свою жену несмотря на её многократные измены и полное, абсолютное безразличие к нему. Его можно было бы назвать положительным героем, если бы не его блёклость и абсолютное отсутствие самоуважения.

Песни в фильме обыграны в стиле всё того же театра. Каждая песня является законченной постановкой, которую рисует воображение персонажа. Самые интересные принадлежат Билли Флинну, кукловоду всей этой истории. Даже учитывая всю спорность тем, номера радуют красочной и символичной картинкой, хотя сами песни не особо запоминаются.

В своё время, вот уже почти 20 лет назад, "Чикаго" собрал шесть статуэток Американской киноакадемии, в том числе в категории "Лучший фильм". Наличие "Оскара" не обязательно означает, что фильм понравится каждому зрителю. На самом деле многие не оценят его, ожидая в конце воздаяния за грехи и белую мораль. Мюзикл Роба Маршалла, основанный на бродвейском мюзикле с тем же названием, не может дать ни того, ни другого, из-за чего у очень большого числа зрителей появляется чувство отвращения ко всему произошедшему. Как по мне, именно такие чувства и должны появляться, когда наблюдаешь за историей людей, лишённых даже самых маленьких осколков совести. Одна из важнейших идей кинематографа - не разжёвывать мысли, а дать зрителю возможность самостоятельно задуматься и прийти к индивидуальным выводам. И с этой задачей "Чикаго" справляется отлично.

Истинный кукловод
Истинный кукловод

Бурлеск (2010 год, реж. Стив Этин)

Как и в предыдущем фильме, в основе сюжета "Бурлеска" лежит история девушки, желающей пробиться на сцену. Однако, в отличие от персонажа Рене Зеллвегер, у Элис действительно есть талант, и она не просто мечтает, но и делает всё, чтобы попасть в шоу-бизнес. К слову сценарий писался специально для Кристины Агилеры, исполнившей главную роль, ставшую для неё дебютной.

Сюжетно в фильме нет почти ничего необычного. Классическая история Золушки - простая девушка попадает в большой город, через какое-то время превращается в звезду и попутно находит свою любовь. Но это не делает фильм менее интересным и отнюдь не убивает желание его смотреть. В этом мюзикле нет откровенно прогнивших людей, что выгодно отличает его от предыдущих. За персонажами интересно наблюдать, почти ни к кому не испытываешь ненависти или отвращения.

Постановка в свою очередь радует красивой картинкой и обилием не менее красивых девушек, танцующих на сцене. И даже Шер в свои 63 выглядит очень хорошо. Главной же изюминкой фильма становятся голоса, поскольку Шер, как и Агилера, являются в первую очередь певицами, обладающими невероятно сильными голосами. И пусть большая часть песен принадлежит главной героине, обе песни, исполняемые Шер, остаются в памяти надолго.

Фильм, как и многие подобные ему, оставляет приятное ощущение после просмотра, обладая привычным для зрителя хэппи эндом, где условное зло побеждено условным добром. А условные они потому, что в видении режиссёра и сценариста не существует чёткого деления мира на чёрное и белое, но в любой истории может быть положительная и отрицательная сторона.

А Шер между прочим здесь уже за 60!
А Шер между прочим здесь уже за 60!

Ла-Ла Лэнд (2016 год, реж. Дамьен Шазелл)

Покинем кабаре и танцующих девушек с их мечтами и перейдём к лавстори от режиссёра "Одержимости". По большому счёту, сюжет "Ла-Ла Лэнда" укладывается в пару предложений и не являет из себя что-то кардинально новое. Но при этом фильм нельзя назвать скучным или неинтересным. Визуально фильм очень красивый, и просмотр доставляет удовольствие.

Но так как это в первую очередь мюзикл, остановимся немного на песнях. И первая же из них - открывающая с эстакады - заседает в голове ещё на некоторое время после просмотра. В ней отлично сделано всё: и музыка, и хореография, и исполнение. С остальными же песнями ситуация обстоит несколко иначе. Они не запоминаются, а некоторые и вовсе спокойно можно выкинуть, не потеряв при этом ничего. И как по мне, Гослинг не особо хорошо справляется с исполнением и звучит слегка однообразно. К Эмме Стоун в этом плане нет вопросов.

Если же чуть подробнее говорить о построении сюжета, в глаза бросается его структура с понятным приёмом "Весна-лето-осень", легко уложенным на развитие отношений Мии и Себастиана (Стоун и Гослинг соответственно). Главные герои встречаются несколько раз весной, летом у них завязываются романтические отношения, из-за которых Мия бросает своего парня, а уже осенью в связи с различными событиями в жизнях обоих им приходится расстаться. Вообще, визуальные приёмы у Шазелла сделаны великолепно. Взять хотя бы пожарную сигнализацию, сработавшую из-за сгоревшей еды в духовке в пиковый момент ссоры героев. Для разбора каждого такого приёма потребуется очень много букв, поэтому не будем здесь задерживаться.

Между персонажами Эммы Стоун и Райана Гослинга чувствуется связь, равно как и химия между актёрами, что не может не радовать. Каждая эмоция отыграна в соответствии с наполнением сцены и не вызывает отторжения. Об актёрах второго плана говорить особо смысла нет, они появляются в кадре буквально на несколько реплик, иногда несколько раз, но их присутствие в сюжете сильно ограничено, а основное внимание отдано главным героям.

В целом фильм оставляет оставляет после себя приятное послевкусие благодаря операторской работе и отличной игре каждого актёра в кадре. Кроме всего прочего, Шазелл доносит до зрителя, что не надо сдаваться и задвигать свои мечты на дальнюю полку, ведь всё достижимо. И выйди фильм на один или два года раньше, он вполне мог бы забрать главную кинонаграду за лучший фильм, которую он по итогу проиграл "Лунному свету". Но как бы то ни было, картина Дамьена Шазелла остаётся лёгкой для просмотра и не вызывающей негативных эмоций.

-7

Стиляги (2008 год, реж. Валерий Тодоровский)

Перенесёмся из романтичной истории об актрисе и джазмене в хрущёвскую оттепель к бунтарям и советским любителям джаза, именуемым стилягами. Это движение, или правильнее - субкультура, являло из себя протест против советских стереотипов поведения и нежелание быть "как все", быть "серой массой". Сам фильм же, на мой взгляд, - лучший представитель музыкальных фильмов современной России. Помимо очень красивых музыкальных и танцевальных номеров, в нём присутствуют и поднимаются вполне серьёзные вопросы мировоззрения и самоопределения. Но обо всём по порядку.

Главный герой - комсомолец Мэлс, один из "охотников" на стиляг, после очередной облавы проникается их культурой и проявляет желание стать одним из них, одним из "идейных врагов". Он находит костюм, учится их танцам, а затем и вовсе вливается в их компанию. Прочие же люди, от детей до стариков, в большинстве своём, мягко говоря, не любят стиляг, считая всех любителей джаза и остальной "американщины" предателями Родины. В этом плане примечательны родители нескольких стиляг. Кто-то переживает и просит сына быть аккуратнее, отмечая, что у них специально стоит сумка со всеми вещами, необходимыми в КПЗ, ведь они живут "в стране, где даже нельзя громко чихнуть, чтоб не попасть под уголовный кодекс". Отец Мэлса же наоборот достаточно спокойно относится к увлечению сына, иронично подмечая, что это всего лишь "кризисное явление". Однако находятся и те, кто высказывается категорически против такого рода поведения и боится, как бы оно не привело к потере работы. Быть не таким как все, высказываться против системы, одним словом - быть свободным, опасно, за это можно и сесть в тюрьму, и семью подставить под удар.

Что же касаемо музыкального сопровождения, то оно почти полностью состоит из хитов советских рок-групп, таких как Чайф, Кино, Браво, Nautilus Pompilius и других, но с измененными аранжировками или частично переписанными текстами. Почти все песни сопровождаются хореографическими номерами и танцами, как то буги-вуги, свинг и прочие "бунтарские" стили. Исполнены и песни, и танцы на высоте, что не может не радовать.

К актёрской игре так же претензий никаких нет. Роли стиляг отданы молодым актёрам, которым на тот момент было 20-25 лет, а их родителей сыграли такие актёры, как Сергей Гармаш, Леонид Ярмольник и Олег Янковский, для которого фильм стал одним из последних. Из юного поколения актёров больше всего заметны Оксана Акиньшина, исполнившая роль возлюбленной Мэлса - Полины (она же Польза), и Максим Матвеев, сыгравший Фреда, лидера стиляг. Исполнитель главной роли, Антон Шагин, лично мне показался немного неуверенным, вероятно из-за малого актёрского опыта в кино и "свалившейся" на него главной роли во втором же его фильме. При этом я не могу назвать его игру плохой, но и запоминающейся тоже не могу.

В целом фильм даже спустя 14 лет после выхода смотрится легко, а его мысли вполне можно переложить на разные эпохи в истории России и, наверное, мира в целом. Идти против системы - опасно. Быть не таким, как все - опасно. Свободомыслие - опасно. Хочешь спокойно жить и не бояться за своё будущее, не бояться, что за тобой придут? Тогда молчи и засунь своё мнение куда подальше, иначе рискуешь оказаться за решёткой "за измену Родине". Но даже при всей опасности ситуации всегда найдутся те, кто не побоится и потянет за собой других. И всё это под хорошую музыку. Но не буду утомлять вас своими мыслями, лучше посмотрите фильм сами, всё же не так часто появляются качественно сделанные хорошие российские музыкальные фильмы.

В конечном счёте все мы будем вместе, даже если мы разные
В конечном счёте все мы будем вместе, даже если мы разные

Небольшое послесловие

К музыкальным фильмам можно относится абсолютно по-разному. Кто-то их обожает и пересматривает по многу раз, кто-то же наоборот их всей душой ненавидит и никак не может посмотреть даже пяти минут. Отношение к любому жанру фильмов формируется в главной степени по первому просмотренному его представителю. И если первым оказался объективно плохой по своему качеству и постановке мюзикл (не столь давняя экранизация "Кошек", например), то естественным будет ожидать, что и остальные такие фильмы будут восприниматься, что называется, в штыки. Не призываю всех ненавистников мюзиклов через силу смотреть их, но возможно стоит попытаться понять весь шарм этих фильмов, может вам и понравится.

Вот такой получился список. Я не стал включать сюда советские музыкальные фильмы, поскольку тогда бы на одно только перечисление ушло очень много времени. Да и такие фильмы проверены годами и поколениями, а песни оттуда уже давно ушли в народ, поэтому писать о них своё мнение было бы слегка неправильно.

Это ни в коем случае не топ, фильмы в начале текста ничуть не хуже фильмов в середине или в конце. Кроме того, здесь представлены далеко не все мюзиклы, а лишь те, что понравились лично мне. Кстати, напишите в комментариях, какие музыкальные фильмы смотрели вы и какие вы бы добавили сюда. Ну и разумеется оставляйте своё мнение о картинах из списка, что вы видели, а что посмотрите после прочтения. Спасибо за уделённое время, надеюсь, до скорых встреч.

Пока ждёте новый текст, можете почитать другие статьи на канале:

  • Коротко о маленьких сериалах
  • Взрослый сериал о проблемах детей (мнение о "Первых ласточках")
  • Топ неудачных сиквелов - первая и вторая части

#кино #мюзиклы #подборка фильмов #развлечения
.

Мюзиклы
8721 интересуется