Найти в Дзене
Четыре Семерки

Rush – A Farewell To Kings 1977. Прощание с королями или... да здравствуют короли!

Диск, о котором я сегодня хочу рассказать - для меня является одним из лучших в истории Rush и, наверное, войдет в тройку - пятерку их самых сильных альбомов в моем личном рейтинге. В принципе, первые восемь альбомов Rush для меня - нечто каноническое и отлитое в бронзе, но даже в этом списке отличных работ A Farewell To Kings стремится занять место поближе к вершине. Пятый альбом Rush A Farewell To Kings записан в Великобритании на студии Rockfield Studios в июне 1977 года, а вышел на лейбле Anthem в сентябре. После очень успешного "2112" интерес к Rush ощутимо вырос и новая пластинка относительно легко получила сначала золотой, а затем и платиновый статус. Достижения в чартах не так впечатляли - 22-ое место в Великобритании и 33-е место в США. источник изображения Все это неважно, на самом деле. Вне зависимости от достижений в хит-парадах A Farewell To Kings - пластинка высочайшего уровня в своем жанре. Обложка На обложке мы видим руины здания, которые занимают весь первый п
Оглавление

Диск, о котором я сегодня хочу рассказать - для меня является одним из лучших в истории Rush и, наверное, войдет в тройку - пятерку их самых сильных альбомов в моем личном рейтинге. В принципе, первые восемь альбомов Rush для меня - нечто каноническое и отлитое в бронзе, но даже в этом списке отличных работ A Farewell To Kings стремится занять место поближе к вершине.

Пятый альбом Rush A Farewell To Kings записан в Великобритании на студии Rockfield Studios в июне 1977 года, а вышел на лейбле Anthem в сентябре. После очень успешного "2112" интерес к Rush ощутимо вырос и новая пластинка относительно легко получила сначала золотой, а затем и платиновый статус. Достижения в чартах не так впечатляли - 22-ое место в Великобритании и 33-е место в США.

A Farewell To Kings Лицевая сторона обложки
A Farewell To Kings Лицевая сторона обложки

источник изображения

Все это неважно, на самом деле. Вне зависимости от достижений в хит-парадах A Farewell To Kings - пластинка высочайшего уровня в своем жанре.

Обложка

На обложке мы видим руины здания, которые занимают весь первый план картины. Панораму разрухи дополняет черный дым, который идет из трубы вдалеке. Справа - странная и несколько неуместная фигура бутафорского короля, который в дурашливой позе восседает на троне прямо среди развалин. Корона лежит возле ног...Вдалеке видна стройка.

На самом деле разрушенное здание - руины склада в Баффало, штат Нью-Йорк. Изображение было наложено на снимок горизонта Торонто, а вдалеке видна конструкция строящегося в то время здания - башни CN Tower, которое вскоре станет самым высоким в мире.

-2

источник изображения

Король - марионетка, который восседает на троне - Джош Ондерисин, который играл вместе с Хью Саймом в канадской рок-группе The Ian Thomas Band. Кто такой Хью Сайм? Хью Сайм - художник и дизайнер, с которым Rush работали очень длительное время, начиная с альбома Caress Of Steel и заканчивая Clockwork Angels 2012 года.

Роль короля- марионетки была вновь воссоздана для обложки альбома 1981 года Exit... Stage Left. Поскольку Ондерисин на тот момент был болен, его место занял некто Ян Мелхуиш, которого Сайм и менеджер Rush Пеги Чеккони случайно нашли на одной из улиц Торонто. В качестве вознаграждения Мелхуишу была презентована стереосистема за 200 долларов.

Обратная сторона
Обратная сторона

источник изображения

В чем может быть смысл обложки? Мне кажется, что трактовки могут быть разными. Весьма прямолинейно можно трактовать свалку, как наш современный мир - во что мы его превратили, а короля-марионетку - как типичного политикана, который вершит судьбами, но при этом сам управляется кем-то более могущественным и темным, который стоит в тени? Как вариант...Не зря на обратной стороне конверта видны нити и инструменты манипулирования...Но это, мне кажется - слишком просто. Пока мне не удалось найти информации о том, что сами музыканты мыслили, создавая эти образы.

Некоторые тексты весьма злободневны...

Города, полные ненависти, страха и лжи
Иссохшие сердца и жестокие, измученные глаза
Коварные демоны, одетые в царственное обличье
Избивающие толпу и насмехающиеся над мудрыми

Не можем ли мы поднять глаза и начать?
Разве мы не можем найти разум, который приведет нас ближе к Сердцу?

("Прощание с королями")

Написано как будто про день сегодняшний. При этом красной нитью проходит мысль( и этот смысл прослеживается и в обложке), что проблемы мира современного - ложь, лицемерие, жестокость - отнюдь не новы и тянутся из глубин веков. Отсюда и отсылки к средневековью( в которое мы, как будто снова катимся по наклонной) и соответствующий антураж.

Музыка...

Нет, это не депрессивный альбом. Совсем нет. Если обратить внимание собственно на музыку, то скорее сказочный и живописный - по общей атмосфере. Если в текстах можно найти горечь и тревожность, то вся музыка этого альбома, наоборот, очень воодушевляющая. В ней красочность, панорамный обзор,энергия, масштабность...и надежда. Надежда и вера в лучшее в человеке, даже так!

Для меня одним из главных достоинств музыки на пластинке является то, что она заметно изменилась, если сравнивать с предыдущей "2112". Тут однозначно - новые темы, новые территории, новые выразительные средства. Начиная с этого диска в арсенале Нила Пирта появился обширный арсенал дополнительных инструментов, который он тут использует очень грамотно и к месту. Более того - работа с перкуссией стала одним из главных украшений в музыке на пластинке.

При записи использовались следующие инструменты:

Geddy Lee - vocals, bass, twelve string guitars, Mini Moog, bass pedal synthesizers


Alex Lifeson - electric & acoustic guitars, bass pedal synthesizers


Neil Peart - drums, cowbells, orchestra & tubular bells, wind chimes, triangle, bell tree, vibra-slap, temple blocks

Использование перкуссий и синтезатора Муг позволило создать очень насыщенную текстуру, и главное - нарисовать потрясающе живописные образы. В итоге получился мощный сплав энергичного харда с артом и прогрессивом.

A Farewell to Kings

Открывающая A Farewell to Kings сразу погружает в атмосферу, весьма отличную от "2112". Интро Лайфсона на акустической гитаре поможет мысленно перенестись в воображаемое средневековье. Музыка сделана со сказочным, романтическим налетом, что, кстати, отражено и в клипе...

А сколько появилось в музыке воздуха и пространства! Что интересно - "воздух" присутствует как в акустических отрезках, так и в жестких хард-роковых фрагментах. Уникальная атмосфера, которой музыкантам Rush удалось добиться именно на этой пластинке, и, может быть, еще в композиции The Trees уже со следующего альбома. Несмотря на акустическое интро и такую же сказочно - романтичную коду, в целом A Farewell to Kings выдержана в мощном роковом стиле, с довольно частой сменой темпа. В этой композиции проявился и еще один новый художественный прием, который станет фирменной чертой Rush в будущем. А именно - в средней части группа меняет темп и размер, ритм-секция выдает отрезок с четким басовым рисунком, а Лайфсон на фоне чрезвычайно плотной игры Гедди Ли и Нила Пирта играет хаотичное, но стильное гитарное соло. Я бы это назвал сознательным "выпаданием из потока" - из основного потока композиции, для того чтобы временно перейти в параллельный, более бурный и динамичный поток. Такие фрагменты очень оживляют музыку. Позже можно услышать схожие по замыслу ( но не по исполнению!) отрезки, например, в песне Freewill, или в композиции Tom Sawyer.

Что касается Farewell to Kings, то она поначалу может показаться слишком изломанной, что не способствует быстрому пониманию. Со временем же, все эти смены рисунка, наоборот, слушаются со всё большим интересом, а структура уже не кажется столь запутанной. Наоборот, вызывает восхищение продуманность каждого момента на записи. Никакого хаоса тут нет и в помине!

Xanadu

У каждого ценителя Rush найдется своя центральная, и самая любимая вещь в их творчестве, благо что сильных вещей у них действительно много. Есть такая и у меня. И это, однозначно - Xanadu. Когда я увидел её исполнение в фильме-концерте Rush Exit... Stage Left, то...меня просто сдуло! Это было потрясение. Вообще, я могу смотреть этот концерт с любого места, он настолько захватывающий, что я всегда смотрю до самого конца. Но когда я в тот, первый раз, увидел как музыканты Rush играют Xanadu...то я поставил фильм на паузу и пошел на кухню, чтобы выпить стакан воды. Успокоиться. Это невероятно, насколько мощную, многомерную и красочную музыку музыканты создают на сцене ВТРОЕМ!

На мой вкус, что студийная, что концертная версия Xanadu - это одна из заоблачных вершин мирового рока, одна из высших его точек. И неудивительно, что написана она именно в 70-ые. Самое подходящее время для такого шедевра.

Красивое, медитативное вступление само по себе забирает тебя из скучной реальности и помещает прямиком в эфемерный, словно мираж, сказочный мир. Какой простор для воображения...

Мне часто видится, как воображаемый путешественник выходит из леса на холм и, внезапно, с высоты этой возвышенности видит прекрасный древний город. Пригревают солнечные лучи, а теплый бриз тормошит...напоминая, что это не сказка, не мираж...это на самом деле рай на земле! Вот он! Но...хочется себя ущипнуть, ведь происходящее слишком невероятно...

Нил Пирт задействует весь свой арсенал, чтобы создать достаточное пространство для воображения, Алекс Лайфсон аккуратными, но точными нотами ...намечает будущий мелодический рисунок и тут...группа вступает во всей мощи!

Шок...

Нил Пирт играет так, словно забивает невидимые гвозди и задался целью забить каждый из них с одного удара, по самую шляпку! Его брейки, как бы "из-за кадра" он не начинал их играть - убийственно точны. Каждый из них завершается в "самую десятку". Мощнейшие аккорды Лайфсона на 12-струнной гитаре...музыканты безукоризненно точно нашли для каждого инструмента достойное применение.

Rush
Rush

источник изображения

Xanadu - идеальный симбиоз невероятной мощи, полифонии и в тоже время переполнена тонкими моментами, которые исполнены именно художественно, со вкусом, с ньюансами, замедлениями, там где нужно...

Моторный хард чередуется с мелодичными вставками потрясающей красоты. И не стоит верить тем, кто думает, что эта вещь хаотична, как и предыдущая. Снова - мимо. Напротив - Xanadu имеет не слишком очевидную поначалу, но хорошо продуманную структуру, чем-то напоминающую "матрешку". Тут все на своем месте, каждый фрагмент, и даже - каждый отдельно взятый звук.

В основе текста - поэтическое произведение Сэмюэла Колриджа «Кубла Хан», в котором повествуется о поиске Занаду - рая на земле, сказочной земли обетованной.

Разворот конверта...
Разворот конверта...

источник изображения

«Искать святую реку Альфа

Прогулка по ледяным пещерам

Чтобы нарушить мой пост на медовой росе

И пить райское молоко ... »

Я слышал рассказы шепотом

Из бессмертия

Самая глубокая тайна

Из древней книги.

Я понял...

Я увеличивал замороженные горные вершины...

Из восточных земель неизвестно

Только время и человек

Поиск потерянного

Xanadu...

К сожалению, большинство вариантов перевода текста этой песни в Интернете достаточно топорны, и нуждаются в переосмыслении и художественной доработке...а я не силен в английском!

Closer to the Heart

Эта небольшая вещица стала первым полноценным радио-хитом Rush. Не стоит забывать в какое время был выпущен альбом - 1977-ой год считается временем расцвета панк-рока, и потери интереса, в первую очередь - у лейблов, к классическому року. Не так уж давно миновала для музыкантов и сложная ситуация, которая сложилась после выхода третьего альбома группы Caress Of Steel, когда у музыкантов возникла некоторая напряженность относительно их будущего контракта с Mercury.

Мне кажется, что создание подобных песен...было своего рода маленькой хитростью, чтобы удержаться на плаву в то трудное время. Подобные незатейливые песни позволяли обеспечить раскрутку и продажу пластинок, и уже под их "прикрытием" музыканты писали по настоящему сложную музыку. Это всего лишь моя версия, конечно.

И потом...кто сказал, что Rush не вложили немалую долю таланта в эту вещь? Гитарный проигрыш вроде бы простой, но он просто гениальный, красивый и берет за душу. Мелодия легко напевается. На самом деле подобные вещи писать не так уж и просто.

И мне в очередной раз хочется отметить, как осмысленно и как художественно точно использует перкуссию Нил Пирт.

Cinderella Man

Гедди Ли очень понравился фильм 1936 года Mr. Deeds Goes to Town, в котором рассказывается о бедном жителе маленького городка, который внезапно получил на руки огромное состояние...но остался хорошим добрым человеком. Отсылка к cinderella имеет именно такой смысл - внезапное превращение в богача, "из грязи в князи", как это случилось с реальной золушкой.

У персонажа песни есть недоброжелатели, которые пытаются воспользоваться его деньгами, а так же те, кто считает его просто безумцем. Однако герой текста песни все же остается героем положительным, используя свое богатство для добрых дел и помощи попавшим в беду. Такой сюжет!

В музыкальном плане это - темповый хард-рок, мелодичный, с использованием акустической гитары в аранжировке.

Madrigal

Короткая, но очень живописная пьеса. Особенно хороши припевы. Главный герой путешествует по белому свету, преодолевая трудности, сражаясь с драконами и другими мифическими существами, однако песня посвящена любимой женщине, к которой он мечтает вернуться...и само существование которой и дает ему силы для преодоления всех мыслимых препятствий. Этот трек как нельзя кстати дополняет сказочно-эфемерную атмосферу пластинки.

А вот в конце нас ждет достаточно жесткий сюрприз.

Cygnus X-1" Book I

Альбом Rush A Farewell To Kings не является полностью цельным произведением - в конце происходит своего рода излом. В том смысле, что завершающая пластинку эпичная Cygnus X-1" Book I выдержана в совершенно другом ключе. Но...музыканты и не планировали создавать концептуальный альбом, так же как не планировали сделать музыку на нем в одном настроении. И это по своему хорошо.

Текст основан на научно-фантастическом сюжете, который повествует о путешествии в черную дыру X-1.

Rush Cygnus X-1" Book I
Rush Cygnus X-1" Book I

источник изображения

Музыка в этой сюите скорее напомнит предыдущий 2112, но при этом она имеет куда более мрачный окрас. Тут космос не романтически - притягательный, совсем нет. Безжизненная, агрессивная для человека среда, полная смертельных опасностей. Именно так рисуют бездны космоса некоторые мрачнейшие фрагменты этого эпика. Заканчивается сюита жутким финалом, когда астронавт попадает в поле притяжения "черной дыры". Истошный крик, который изобразил в этом месте Гедди Ли оставляет слушателя в тягостном настроении...Выжил ли путешественник?

Продолжение космической саги выйдет уже на следующем альбоме Rush - Hemispheres. Признаться честно, мне потребовалось некоторое время, чтобы привыкнуть к этой резкой смене настроения на пластинке. Поначалу я слушал, как правило, отдельно - "сказочную", либо отдельно - "космическую" части.

#rush #Farewell to kings #hard rock #progressive rock #рок #история рок музыки

Эпилог

В завершение скажу, что любой обзор в рамках статьи для Дзена, в силу ограничений формата, мне кажется все таки неполным. Чтобы такую глыбу разгрызть...Нужно, видимо, написать целую серию таких статей, чтобы разобрать все интересные моменты, сюжеты и оттенки смысла, которые музыканты вложили в тексты и музыку этой пластинки. Cygnus X-1" Book I, как минимум, заслуживает более подробного разбора.

В целом, я считаю весь альбом Farewell to Kings абсолютно выдающейся работой, которая вышла чуть позже, чем было бы идеально для подобной музыки. Выйди такая пластинка в первой половине 70-ых, она, наверное, получила бы куда больше лавров....совершенно заслуженных.

На этом сегодня прощаюсь!

Всем мира, добра и хорошей музыки!

Другие статьи о группе Rush:

Rush.2112. Первый настоящий Rush?

Rush. Caress of Steel. В точке перехода...

Rush. Fly by Night 1975. Набирая высоту

Rush 1974. Классический хард-рок высшей пробы