Однажды известного скульптора Микеланджело Буонарроти спросили: "Как вы создаёте свои статуи"? "На самом деле это очень легко", - ответил скульптор: "Надо взять кусок мрамора, и отсечь всё ненужное".
Добрый день, читатели и подписчики канала #fon-kraft . Рад приветствовать вас в своей виртуальной мастерской. Последнее время очень уж часто в моих публикациях мелькает слово "диорама", а в запросах канала - нет-нет, да и выскочит строка: "Как сделать диораму самому"? А и в самом деле: как? Свою первую работу я делал по наитию: мне казалось, что вот так будет лучше, а вот отсюда - правильнее.
Потом уже, спустя много времени, книг, и интернетных статей, я понял, что в чём-то угадал с созданием работы, а где-то - реально - пролетел по незнанию.
Для написания статьи я обратился к тем, кто знает, если не всё, то многое, о диорамах и смог бы подсказать мне основные шаги. Всё правильно, я попросил помощи у художников-декораторов и художников-реконструкторов. Их ответы, разбавил собственным опытом и наблюдениями. А то, что получилось, представлю на ваш суд.
Итак, вы решили создать диораму.
Диорама - синтетический вид искусства, состоящий из живописного изображения, изогнутого в плане полукругом, обладающим расширенным пространственным обзором реальных предметов или их точным подобием, располагающихся на переднем плане.
Тут, как правило, возможны два варианта: диорама создаётся из той модели, что уже есть; другой же вариант - под идею диорамы изготавливаются необходимые модели требуемого масштаба.
Но какой бы вариант вы ни выбрали, вам придётся соблюсти определённые условия.
1. С чего начинается... диорама
- Начальный этап работы над сюжетной диорамой – это поиск архивных материалов и изучение их во всех подробностях, - сказал мне художник-реконструктор: - Нужно найти наиболее достоверное описание события, которое станет основой для такой композиции.
В наше время, конечно, информация стала доступнее, но, всё равно, посидеть в интернете и книгах придётся. В ход идут и описание реконструируемых событий; и фотографии предметов выбранной эпохи, и кадры кинохроники (если они, конечно, есть).
Таким образом формируется багаж знаний, и понимание особенностей исторического момента. Если этого не сделать, то ваша работа будет походить на, к примеру, фильм "Несокрушимый", события которого происходят в июле 1942-го года. Однако танк главного героя сопровождают две "тридцать четвёрки" - Т-34-85, которые появятся лишь в январе 1944 года.
Скажем, вы можете изумительно воссоздать танк "Тигр" и его противника "ИС-2". Установить их на обалденное основание: разрушенная городская окраина, груды кирпича, обрывки газет и надпись "Волоколамск". Но, увы, такая работа вызовет лишь улыбку у людей, знакомых с историей: ни "Тигр", ни "ИС-2" не могли встретиться в Волоколамске во время боевых действий. Потому что этих машин, на тот момент, не существовало в природе.
2. Сценарий - это звучит... просто: Сценарий!
– Чтобы создать сценарий диорамы, - рассказывал мне художник-реконструктор: - Мы даже выезжаем на места былых действий. На месте анализируем ситуацию, определяем ключевые моменты. Словом, создаём картинку в словах.
Обязательно изучаем ландшафт, архитектуру (если применимо) и... почву. да-да, самую настоящую почву. Чтобы не оказалось, что вы создаёте диораму Сталинградской битвы, а под гусеницами ваших машин - кубанский чернозём. Или, воссоздаёте сцену обороны Севастополя, а колёса у вас покрыты красной пылью Поволжья.
Вообще, хорошо, если у вас будут фотографии того сюжета, который вы собираетесь воплотить в трёхмерном объёме.
3. Дьявол кроется в мелочах
- А вот тут самое время подумать над наполнением диорамы: где будут располагаться ключевые элементы, где второстепенные? Деревья, растительность, архитектура - всё это заслуживает пристального внимания, - продолжил свой рассказ реконструктор.
- Тут можно даже не заморачиваться с моделями - достаточно, на первых порах, квадратов из бумаги, вырезанных в размер моделей. Просто раскладываешь эти квадратики так, как указали в сценарии диорамы. И смотришь: хорошо или нет? - подал совет декоратор.
На этом этапе, как раз, следует задаваться вопросом: "А почему именно здесь"? Особенно это касается диорам с фигурками людей и\или животных. Вообще, живые организмы интересны сами по себе: у них есть собственная мотивация.
И, например, они могут быть прекрасно осведомлены, куда забираться не стоит. Ну, например, выстрел танкового орудия - то ещё мероприятие по своему акустическому комфорту. Спрашивается в задаче: "Чего стрелок делает, практически, под самым дульным срезом танковой пушки"?
А если вы решили воспроизвести фрагмент наступления, то, ожидаемо, что пехота будет жаться к танкам, и находиться позади них. Опять же: жесты фигурок, мимика и так далее. Люди не размахивают руками просто так - обязательно должен быть какой-то замысел, какой-то сюжет.
4. Моделируем пространство: передний план на то и передний
Именно так! Передний план призван цеплять зрителя, приковывать его внимание. И если с художественной диорамой всё просто - её размеры и полукруглое исполнение не дают возможности смотреть под другими углами, то с настольной диорамой и сложнее, и легче одновременно.
Настольную диораму можно рассмотреть со всех сторон. И это хорошо. Но её можно рассмотреть с невыгодной стороны. И это минус!
На этапе моделирования пространства, художник должен определить выигрышный ракурс. Тот самый, с которого вся его работа раскроется в полной красе, в выигрышных деталях. И сделать акцент именно на этом направлении. Как это сделать? Об этом - не в двух словах - об этом в следующих рассказах.
Потому, раз уж вы дочитали до этого места, самое время подписаться на канал, чтобы не затерять его в круговерти многих остальных: наверное, не менее интересных, а всё ж не таких.
Именно теперь стоит продумать всю сюжетную линию и соединить все детали картины: здания, технику, людей. Большое значение имеет объёмный передний план, который должен естественно сливаться с фоном диорамы. Кстати, кто сказал, что фон диорамы должен быть объёмным? В ряде случаев, задник с нанесённым на него рисунком очень даже органично замкнёт сюжет диорамы.
Кстати, здесь очень часто возникает противоречие: когда художественный замысел бодается с правдоподобностью. Дело в том, что в реальном мире, например, техника не подъезжает очень близко друг к другу (если это не технологическая необходимость). Ну, например, интервал между танками в боевом построении может составлять от 25 до 100 метров. А уж между противоборствующими машинами - и до километра бывало. Ну-ка, в "тридцать пятом" масштабе, изобразим боковой интервал "тридцать четвёрок"? Впрочем, "семьдесят второй" поможет не многим. Поэтому приходится поступится правдоподобностью в угоду художественному восприятию. Если, конечно, цель диорамы - не правдоподобная демонстрация расстояний.
5. Изготовление манекенов
Ну, да. Назовём их так. Непривычно? Ну, пусть будут "модели". Масштаб-то мы с вами выбрали. Сценарий прописали. Можно посетить ближайший магазин и выбрать модельки по сюжетному плану. А также краски, шпаклёвку, и прочие надобности, столь милые сердцу моделиста.
Теперь, когда вы знаете и понимаете сюжет диорамы; понимаете особенности ландшафта, вы уже осознаёте: какую цветовую палитру надо воссоздать. И, значит, не покупаете лишнего - экономите свой собственный бюджет.
А при создании моделей под диораму, появляется простор для творчества: тут повреждения добавить, вон там грязь нарисовать. Лепота же!
6. Замыкание диорамы
То есть, создание заднего фона, который должен выглядеть естественно и соответствовать общему настроению картины. Не обязательно он должен быть в виде стены. Но обязательно таким, чтобы взгляд не вываливался с площадки. То есть: вот, ровное поле. Без деталей. Ничего интересного - продолжаем смотреть вот этот грузовичок. Или. Тут у нас танк. Танк, а за ним - городское здание: кирпич, окна, тоска; лучше давайте смотреть танк.
Вот это я и называю: "замкнуть диораму", то есть, создать финальную композицию, которая максимально соответствует сценарию.
7. Монтаж диорамы
На этом этапе фиксируем изготовленную диораму на выставочном столе (ну, или на собственной полке) и производим установку всех моделей. В идеале, конечно же, должна быть вклейка, чтобы ничего никуда не отвалилось.
Затем наносим последние штрихи: маскируем следы вклейки, добавляем пигментов, если оказывается разнооттеночность моделей, основания и заднего фона. При необходимости - наносим лак, сушим. И - закрываем всё это стеклом. А как вы хотели? Пыль - она такая. А чистить диораму - то ещё удовольствие.
Ну, вот так как-то.
Не стану утверждать, что это единственные законы создания диорамы. Скорее - одни из основных . Всё-таки, создание диорам в привычном для нас понимании - относительно новое искусство. Настолько новое, что развивается вместе с нами. И многие законы ещё либо не открыты, либо не сформулированы. Поэтому дерзайте - и всё у вас получится!
Ваш Fon-Kraft.
Вы уже видели витрину "Миры фон Крафта" (ссылка кликабельна) для того, чтобы выбрать и приобрести сборную модель для сборки, или что-нибудь из инструментов, или красок и так далее. А с помощью промокода FONKRAFT-AF можно получить небольшую скидку.
Присоединяйтесь к нам в телеграм-канале: https://t.me/fonkraft , чтобы всегда быть в курсе новостей и новых публикаций.
Ну, а просто пообщаться с единомышленниками, задать вопрос по теме (или просто так) и получить ответ можно в нашем чате: Fon-Kraft: флудилка-курилка (кликабельно).
#стендовыймоделизм #хоббииувлечение #диорама #своимируками #начинающим #полезныесоветы #искусство
Ну, а на сегодня новостей больше нет. Жамкайте "палец-вверх", подписывайтесь на канал Fon-Kraft и да - оставляйте комментарии: даёшь общение всех моделистов, пусть даже и в виртуальном мире! )