Найти тему
Fon Kraft

7 шагов создания диорамы с нуля | Об этом мне рассказали художники-реконструкторы

Оглавление

Однажды известного скульптора Микеланджело Буонарроти спросили: "Как вы создаёте свои статуи"? "На самом деле это очень легко", - ответил скульптор: "Надо взять кусок мрамора, и отсечь всё ненужное".

Добрый день, читатели и подписчики канала #fon-kraft . Рад приветствовать вас в своей виртуальной мастерской. Последнее время очень уж часто в моих публикациях мелькает слово "диорама", а в запросах канала - нет-нет, да и выскочит строка: "Как сделать диораму самому"? А и в самом деле: как? Свою первую работу я делал по наитию: мне казалось, что вот так будет лучше, а вот отсюда - правильнее.

Потом уже, спустя много времени, книг, и интернетных статей, я понял, что в чём-то угадал с созданием работы, а где-то - реально - пролетел по незнанию.

"Первый снег". Тот случай, когда придумал название, а потом под него делал диораму.
"Первый снег". Тот случай, когда придумал название, а потом под него делал диораму.

Для написания статьи я обратился к тем, кто знает, если не всё, то многое, о диорамах и смог бы подсказать мне основные шаги. Всё правильно, я попросил помощи у художников-декораторов и художников-реконструкторов. Их ответы, разбавил собственным опытом и наблюдениями. А то, что получилось, представлю на ваш суд.

Итак, вы решили создать диораму.

Диорама - синтетический вид искусства, состоящий из живописного изображения, изогнутого в плане полукругом, обладающим расширенным пространственным обзором реальных предметов или их точным подобием, располагающихся на переднем плане.

Тут, как правило, возможны два варианта: диорама создаётся из той модели, что уже есть; другой же вариант - под идею диорамы изготавливаются необходимые модели требуемого масштаба.

Но какой бы вариант вы ни выбрали, вам придётся соблюсти определённые условия.

1. С чего начинается... диорама

- Начальный этап работы над сюжетной диорамой – это поиск архивных материалов и изучение их во всех подробностях, - сказал мне художник-реконструктор: - Нужно найти наиболее достоверное описание события, которое станет основой для такой композиции.

В наше время, конечно, информация стала доступнее, но, всё равно, посидеть в интернете и книгах придётся. В ход идут и описание реконструируемых событий; и фотографии предметов выбранной эпохи, и кадры кинохроники (если они, конечно, есть).

Таким образом формируется багаж знаний, и понимание особенностей исторического момента. Если этого не сделать, то ваша работа будет походить на, к примеру, фильм "Несокрушимый", события которого происходят в июле 1942-го года. Однако танк главного героя сопровождают две "тридцать четвёрки" - Т-34-85, которые появятся лишь в январе 1944 года.

За эту и другие сцены с участием Т-34-85, создателей фильма не пинали только ленивые. Но это не точно.
За эту и другие сцены с участием Т-34-85, создателей фильма не пинали только ленивые. Но это не точно.

Скажем, вы можете изумительно воссоздать танк "Тигр" и его противника "ИС-2". Установить их на обалденное основание: разрушенная городская окраина, груды кирпича, обрывки газет и надпись "Волоколамск". Но, увы, такая работа вызовет лишь улыбку у людей, знакомых с историей: ни "Тигр", ни "ИС-2" не могли встретиться в Волоколамске во время боевых действий. Потому что этих машин, на тот момент, не существовало в природе.

2. Сценарий - это звучит... просто: Сценарий!

– Чтобы создать сценарий диорамы, - рассказывал мне художник-реконструктор: - Мы даже выезжаем на места былых действий. На месте анализируем ситуацию, определяем ключевые моменты. Словом, создаём картинку в словах.

Обязательно изучаем ландшафт, архитектуру (если применимо) и... почву. да-да, самую настоящую почву. Чтобы не оказалось, что вы создаёте диораму Сталинградской битвы, а под гусеницами ваших машин - кубанский чернозём. Или, воссоздаёте сцену обороны Севастополя, а колёса у вас покрыты красной пылью Поволжья.

Вообще, хорошо, если у вас будут фотографии того сюжета, который вы собираетесь воплотить в трёхмерном объёме.

Фрагмент диорамы "Оборона Севастополя". (С) Франц Алексеевич Рубо
Фрагмент диорамы "Оборона Севастополя". (С) Франц Алексеевич Рубо

3. Дьявол кроется в мелочах

- А вот тут самое время подумать над наполнением диорамы: где будут располагаться ключевые элементы, где второстепенные? Деревья, растительность, архитектура - всё это заслуживает пристального внимания, - продолжил свой рассказ реконструктор.

- Тут можно даже не заморачиваться с моделями - достаточно, на первых порах, квадратов из бумаги, вырезанных в размер моделей. Просто раскладываешь эти квадратики так, как указали в сценарии диорамы. И смотришь: хорошо или нет? - подал совет декоратор.

На этом этапе, как раз, следует задаваться вопросом: "А почему именно здесь"? Особенно это касается диорам с фигурками людей и\или животных. Вообще, живые организмы интересны сами по себе: у них есть собственная мотивация.

И, например, они могут быть прекрасно осведомлены, куда забираться не стоит. Ну, например, выстрел танкового орудия - то ещё мероприятие по своему акустическому комфорту. Спрашивается в задаче: "Чего стрелок делает, практически, под самым дульным срезом танковой пушки"?

Между прочим, выстрел из орудия слышен на расстоянии до 6 км, а громкость звука способна достигать до 160дБ: это куда больше болевого порога, возможно наступление контузии и болевого шока.
Между прочим, выстрел из орудия слышен на расстоянии до 6 км, а громкость звука способна достигать до 160дБ: это куда больше болевого порога, возможно наступление контузии и болевого шока.

А если вы решили воспроизвести фрагмент наступления, то, ожидаемо, что пехота будет жаться к танкам, и находиться позади них. Опять же: жесты фигурок, мимика и так далее. Люди не размахивают руками просто так - обязательно должен быть какой-то замысел, какой-то сюжет.

4. Моделируем пространство: передний план на то и передний

Именно так! Передний план призван цеплять зрителя, приковывать его внимание. И если с художественной диорамой всё просто - её размеры и полукруглое исполнение не дают возможности смотреть под другими углами, то с настольной диорамой и сложнее, и легче одновременно.

Настольную диораму можно рассмотреть со всех сторон. И это хорошо. Но её можно рассмотреть с невыгодной стороны. И это минус!

На этапе моделирования пространства, художник должен определить выигрышный ракурс. Тот самый, с которого вся его работа раскроется в полной красе, в выигрышных деталях. И сделать акцент именно на этом направлении. Как это сделать? Об этом - не в двух словах - об этом в следующих рассказах.

Потому, раз уж вы дочитали до этого места, самое время подписаться на канал, чтобы не затерять его в круговерти многих остальных: наверное, не менее интересных, а всё ж не таких.

Именно теперь стоит продумать всю сюжетную линию и соединить все детали картины: здания, технику, людей. Большое значение имеет объёмный передний план, который должен естественно сливаться с фоном диорамы. Кстати, кто сказал, что фон диорамы должен быть объёмным? В ряде случаев, задник с нанесённым на него рисунком очень даже органично замкнёт сюжет диорамы.

Кто сказал, что задний план не может быть напечатанным?
Кто сказал, что задний план не может быть напечатанным?

Кстати, здесь очень часто возникает противоречие: когда художественный замысел бодается с правдоподобностью. Дело в том, что в реальном мире, например, техника не подъезжает очень близко друг к другу (если это не технологическая необходимость). Ну, например, интервал между танками в боевом построении может составлять от 25 до 100 метров. А уж между противоборствующими машинами - и до километра бывало. Ну-ка, в "тридцать пятом" масштабе, изобразим боковой интервал "тридцать четвёрок"? Впрочем, "семьдесят второй" поможет не многим. Поэтому приходится поступится правдоподобностью в угоду художественному восприятию. Если, конечно, цель диорамы - не правдоподобная демонстрация расстояний.

5. Изготовление манекенов

Ну, да. Назовём их так. Непривычно? Ну, пусть будут "модели". Масштаб-то мы с вами выбрали. Сценарий прописали. Можно посетить ближайший магазин и выбрать модельки по сюжетному плану. А также краски, шпаклёвку, и прочие надобности, столь милые сердцу моделиста.

Теперь, когда вы знаете и понимаете сюжет диорамы; понимаете особенности ландшафта, вы уже осознаёте: какую цветовую палитру надо воссоздать. И, значит, не покупаете лишнего - экономите свой собственный бюджет.

Останется только купить то, что прописано в сценарии
Останется только купить то, что прописано в сценарии

А при создании моделей под диораму, появляется простор для творчества: тут повреждения добавить, вон там грязь нарисовать. Лепота же!

6. Замыкание диорамы

То есть, создание заднего фона, который должен выглядеть естественно и соответствовать общему настроению картины. Не обязательно он должен быть в виде стены. Но обязательно таким, чтобы взгляд не вываливался с площадки. То есть: вот, ровное поле. Без деталей. Ничего интересного - продолжаем смотреть вот этот грузовичок. Или. Тут у нас танк. Танк, а за ним - городское здание: кирпич, окна, тоска; лучше давайте смотреть танк.

Вот это я и называю: "замкнуть диораму", то есть, создать финальную композицию, которая максимально соответствует сценарию.

Диорама "Танковый десант". Впрочем, здесь и без названия всё понятно
Диорама "Танковый десант". Впрочем, здесь и без названия всё понятно

7. Монтаж диорамы

На этом этапе фиксируем изготовленную диораму на выставочном столе (ну, или на собственной полке) и производим установку всех моделей. В идеале, конечно же, должна быть вклейка, чтобы ничего никуда не отвалилось.

Затем наносим последние штрихи: маскируем следы вклейки, добавляем пигментов, если оказывается разнооттеночность моделей, основания и заднего фона. При необходимости - наносим лак, сушим. И - закрываем всё это стеклом. А как вы хотели? Пыль - она такая. А чистить диораму - то ещё удовольствие.

Художник:  Алан Фирнли.
Художник: Алан Фирнли.

Ну, вот так как-то.

Не стану утверждать, что это единственные законы создания диорамы. Скорее - одни из основных . Всё-таки, создание диорам в привычном для нас понимании - относительно новое искусство. Настолько новое, что развивается вместе с нами. И многие законы ещё либо не открыты, либо не сформулированы. Поэтому дерзайте - и всё у вас получится!

Ваш Fon-Kraft.

Вы уже видели витрину "Миры фон Крафта" (ссылка кликабельна) для того, чтобы выбрать и приобрести сборную модель для сборки, или что-нибудь из инструментов, или красок и так далее. А с помощью промокода FONKRAFT-AF можно получить небольшую скидку.

Присоединяйтесь к нам в телеграм-канале: https://t.me/fonkraft , чтобы всегда быть в курсе новостей и новых публикаций.
Ну, а просто пообщаться с единомышленниками, задать вопрос по теме (или просто так) и получить ответ можно в нашем чате: Fon-Kraft: флудилка-курилка (кликабельно).

#стендовыймоделизм #хоббииувлечение #диорама #своимируками #начинающим #полезныесоветы #искусство

Ну, а на сегодня новостей больше нет. Жамкайте "палец-вверх", подписывайтесь на канал Fon-Kraft и да - оставляйте комментарии: даёшь общение всех моделистов, пусть даже и в виртуальном мире! )