Италия, начало испытаний – 1941 г.
Своими глазами
С.Г. Мороз
Когда-то давным-давно в замечательной серии «Наш танковый музей» в журнале «Техника – Молодежи» я прочел об итальянском танке Фиат-Ансальдо М13/40, и вот представилась возможность посмотреть его своими глазами. Нашелся он случайно в месте, которое обычно называют Museo Storico della Fanteria – Музей истории пехоты в Риме. Но как оказалось, по адресу Piazza Santa Croce in Gerusalemme 9, 00185 Roma военный музей называется не совсем так, мало того – он там не один!
Найти Музей оказалось чуть сложнее, чем я думал, но задача оказалась вполне решаемой – язык, он даже до Киева доведет, а тут всего лишь Рим! Но по подсказанному любезными прохожими адресу оказалась проходная с соответствующей вывеской, но еще и с девушкой-сержантом, которая безапелляционно заявила, что это объект Министерства обороны, никакого музея тут нет, и она нас дальше не пустит. В общем – крах всех надежд! Но мы еще не успели повернуться через левое плечо чтоб уйти, как появился веселый офицер, который заявил, что да – мы пришли правильно. Он сказал, что нам надо пройти во двор в зданию в глубине… Но там оказалось заперто, хотя по расписанию музей должен был уж час как работать. Просто мы и еще одна компания, подтянувшаяся вслед, оказались в тот день первым посетителями – ох уж эта Италия!
Не успели мы опять расстроиться, как появился тот же военный с ключами и наборами открыток, которые он нам подарил. Сделаны они были к юбилею этого музея десятилетней давности (2009 г.), но довольно красивые – сохранил себе на память.
Музей оказался построен по принципу «три в одном».
В здании, куда мы пришли сначала, разместилась экспозиция, посвященная трем полкам Гренадеров Сардинии – элитным частям пехоты (это ж надо – совпало с вывеской!), созданным еще в 1659 г., но на самом деле рассказывающая обо всей истории сухопутных войск этой страны. В следующем корпусе мы нашли продолжение экспозиции с уклоном в техническое оснащение – особый интерес там вызвала коллекция мортир и ранних образцов минометов, а также стрелкового оружия, полевых телефонов, радиостанций и прочего снаряжения. Но обо всем этом в другой раз, а сейчас мы выйдем во двор Музея пехоты и увидим еще два музея – артиллерии и танковых войск Италии.
К сожалению, они не сопровождены достаточной информацией на стендах – по пушкам вообще ничего и со своими нулевыми познаниями в истории артиллерии Италии я вообще не смог опознать ни одного образца. По танкам чуть богаче – есть обозначения, краткие сведения о данном экземпляре и список танковых частей армии страны, участвовавших в Абиссинской кампании и во II мировой войне. На площадке, громко именуемой Музеем танковых войск Италии, стояли пять танков – это оказались американские М4А2 «Шерман» и М47 «Паттон» II, которые я видел и в других местах, а также «итальянцы» – два экземпляра танкетки L3/35 и один средний танк Фиат-Ансальдо М13/40. Они мне попались впервые.
Отбросив расхожую поговорку о том, что итальянский танк имеет семь скоростей назад и одну вперед, а немецкий – наоборот (с их коробками передач пусть спецы разбираются), я хочу здесь просто показать сделанные снимки и высказать свое субъективное мнение о последнем упомянутом образце.
Кто там был храбрее – вопрос не наш, мы здесь посмотрим на железо.
Основное вооружение танка М13/40 – пушка М47/32, что обозначало ее калибр 47 мм и длину ствола – 32 калибра. Это орудие делалось как противотанковое, но как по мне, для 1942-го года было уже слабовато на фоне танков и союзников Италии, и противников, зато боекомплект был 104 выстрела. Размещалось оно во вращающейся башне, собранной из наклонных бронеплит толщиной 25…42 мм на болтах. Неплохо вроде, но крыша была тонкая – всего 14 мм, а англичане широко использовали против танков самолеты Хокер «Харрикейн» Mk.IIC, которые обстреливали их с крутого пике из четырех своих довольно мощных пушек Испано Mk.I калибра 20 мм – такая броня их снаряды не держала.
Как я понял (если ошибусь, пусть старшие товарищи поправят), слева от пушки стоял 8-мм пулемет Бреда М.38, который наводился вместе с пушкой – на экспонате его нет. В лобовой части корпуса был спаренный пулемет того же типа в шаровой установке. Общий запас патронов – 3048 патронов, как написано в популярных источниках.
Весь экипаж – четыре человека – находился в общем боевом отделении, танк маленький и вряд ли там было просторно.
Как я узнал, только командирские машины этого типа получали радиостанции – на башне кронштейны для антенн?
В популярных книжках и журналах написано, что одним из главных недостатков танка Фиат-Ансальдо М13/40 был слабый мотор – всего 125 сил, с которым даже по асфальту он не шел быстрее 30 км/ч – ну максимум 32 дал на испытаниях, а в строю машины был похуже, да и жару, песок и некачественные горючку со смазкой «плохо кушали». Зато мотор на «итальянце» был дизельный!
Согласно опять же популярной литературе, крыша корпуса танка Фиат-Ансальдо М13/40 защищалась броней толщиной 15 мм, но как было сказано раньше, это была не особо эффективная защита. Помимо упомянутых пушек «Испано», которыми вооружались самолеты Хокер «Харрикейн» и Норт Америкен Р-51А и А-36 «Мустанг» (а последние специально предназначались для борьбы с танкам с пикирования!), штурмовики Союзников стали применять базуки – их обычно вешали связками по три под крыло, а также тяжелые реактивные снаряды с боевой частью весом около 15 кг – по 6 или 8 на самолет. Для танка Фиат-Ансальдо М13/40 достаточно было одного попадания базуки или ракеты, а пушечных снарядов хватало 5-10.
Преимуществом необустроенности Музея танковых войск Италии является то, что любой экспонат там можно обойти со всех сторон. И никто и ничто не мешает!
Я много раз читал о крайней ненадежности итальянских средних танков Фиат-Ансальдо М13/40 – например, когда в перерывах между боями командующий группировкой сил Оси в Северной Африке Роммель решил устроить соревнование в стрельбе между немецкими и итальянскими экипажами, то из четырех вызванных М13/40 на стрельбище доехал только один!
Может дело и в трансмиссии тоже? Был бы благодарен спецам-танкистам за пояснение.
Шасси танков Фиат-Ансальдо М13/40 вообще мне показалось каким-то слишком уж замысловатым и в тоже время примитивным – перемудрили или так надо было для езды по камням? А были ли там внутри жидкостно-газовые амортизаторы или обошлись одними пластинчатыми рессорами? Тоже скажу спасибо, если кто-то просветит!
На этом наш довольно поверхностный (детали оставим спецам-танкистам!) осмотр среднего танка Фиат-Ансальдо М13/40 в Музее танковых войск Италии. Кто-то презрительно хмыкнет – тоже мне музей из одного забора! Но можно просто посмотреть на остальные его экспонаты, к которым мы еще вернемся. Кому танков показалось мало - тому надо почитать "Бронекаталог" на сайте "Наука и Техника", а остальным в порядке самообразования, что настоятельно советовал нам всем Александр Сергеевич Пушкин, предлагаю послушать, что нам говорит Кот-ученый о том, был ли насморк у динозавров