Найти тему
Сергей Мороз

Средний танк Фиат-Ансальдо М13/40

Италия, начало испытаний – 1941 г.

Своими глазами

С.Г. Мороз

Когда-то давным-давно в замечательной серии «Наш танковый музей» в журнале «Техника – Молодежи» я прочел об итальянском танке Фиат-Ансальдо М13/40, и вот представилась возможность посмотреть его своими глазами. Нашелся он случайно в месте, которое обычно называют Museo Storico della Fanteria – Музей истории пехоты в Риме. Но как оказалось, по адресу Piazza Santa Croce in Gerusalemme 9, 00185 Roma военный музей называется не совсем так, мало того – он там не один!

Средний танк Фиат-Ансальдо М13/40  в Музее танковых войск Министерства обороны Италии в Риме Фото: С.Г. Мороз
Средний танк Фиат-Ансальдо М13/40 в Музее танковых войск Министерства обороны Италии в Риме Фото: С.Г. Мороз

Найти Музей оказалось чуть сложнее, чем я думал, но задача оказалась вполне решаемой – язык, он даже до Киева доведет, а тут всего лишь Рим! Но по подсказанному любезными прохожими адресу оказалась проходная с соответствующей вывеской, но еще и с девушкой-сержантом, которая безапелляционно заявила, что это объект Министерства обороны, никакого музея тут нет, и она нас дальше не пустит. В общем – крах всех надежд! Но мы еще не успели повернуться через левое плечо чтоб уйти, как появился веселый офицер, который заявил, что да – мы пришли правильно. Он сказал, что нам надо пройти во двор в зданию в глубине… Но там оказалось заперто, хотя по расписанию музей должен был уж час как работать. Просто мы и еще одна компания, подтянувшаяся вслед, оказались в тот день первым посетителями – ох уж эта Италия!

Не успели мы опять расстроиться, как появился тот же военный с ключами и наборами открыток, которые он нам подарил. Сделаны они были к юбилею этого музея десятилетней давности (2009 г.), но довольно красивые – сохранил себе на память.

Музей оказался построен по принципу «три в одном».

В здании, куда мы пришли сначала, разместилась экспозиция, посвященная трем полкам Гренадеров Сардинии – элитным частям пехоты (это ж надо – совпало с вывеской!), созданным еще в 1659 г., но на самом деле рассказывающая обо всей истории сухопутных войск этой страны. В следующем корпусе мы нашли продолжение экспозиции с уклоном в техническое оснащение – особый интерес там вызвала коллекция мортир и ранних образцов минометов, а также стрелкового оружия, полевых телефонов, радиостанций и прочего снаряжения. Но обо всем этом в другой раз, а сейчас мы выйдем во двор Музея пехоты и увидим еще два музея – артиллерии и танковых войск Италии.

К сожалению, они не сопровождены достаточной информацией на стендах – по пушкам вообще ничего и со своими нулевыми познаниями в истории артиллерии Италии я вообще не смог опознать ни одного образца. По танкам чуть богаче – есть обозначения, краткие сведения о данном экземпляре и список танковых частей армии страны, участвовавших в Абиссинской кампании и во II мировой войне. На площадке, громко именуемой Музеем танковых войск Италии, стояли пять танков – это оказались американские М4А2 «Шерман» и М47 «Паттон» II, которые я видел и в других местах, а также «итальянцы» – два экземпляра танкетки L3/35 и один средний танк Фиат-Ансальдо М13/40. Они мне попались впервые.

Отбросив расхожую поговорку о том, что итальянский танк имеет семь скоростей назад и одну вперед, а немецкий – наоборот (с их коробками передач пусть спецы разбираются), я хочу здесь просто показать сделанные снимки и высказать свое субъективное мнение о последнем упомянутом образце.

Табличка у танка М13/40 в Музее пехоты гласит, что данный экземпляр с номером RE 3700 установлен здесь «в память о единственном выжившем танке М13 из части с номером 3/XI, который достиг гребня горного хребта Тель-Эль-Эльса в сражении у Эль-Аламейна 10 июля 1942 г. и он посвящен героической храбрости итальянских танкистов в этом бою» Фото: С.Г. Мороз
Табличка у танка М13/40 в Музее пехоты гласит, что данный экземпляр с номером RE 3700 установлен здесь «в память о единственном выжившем танке М13 из части с номером 3/XI, который достиг гребня горного хребта Тель-Эль-Эльса в сражении у Эль-Аламейна 10 июля 1942 г. и он посвящен героической храбрости итальянских танкистов в этом бою» Фото: С.Г. Мороз

Кто там был храбрее – вопрос не наш, мы здесь посмотрим на железо.

Основное вооружение танка М13/40 – пушка М47/32, что обозначало ее калибр 47 мм и длину ствола – 32 калибра. Это орудие делалось как противотанковое, но как по мне, для 1942-го года было уже слабовато на фоне танков и союзников Италии, и противников, зато боекомплект был 104 выстрела. Размещалось оно во вращающейся башне, собранной из наклонных бронеплит толщиной 25…42 мм на болтах. Неплохо вроде, но крыша была тонкая – всего 14 мм, а англичане широко использовали против танков самолеты Хокер «Харрикейн» Mk.IIC, которые обстреливали их с крутого пике из четырех своих довольно мощных пушек Испано Mk.I калибра 20 мм – такая броня их снаряды не держала.

Башня танка Фиат-Ансальдо М13/40 с пушкой М47/32, прикрытой маской из броневой стали максимальной толщиной 45 мм Фото: С.Г. Мороз
Башня танка Фиат-Ансальдо М13/40 с пушкой М47/32, прикрытой маской из броневой стали максимальной толщиной 45 мм Фото: С.Г. Мороз
Болты крепления листов башни и верхней части бортов корпуса выполнено такими вот болтами с шестигранными головками Фото: С.Г. Мороз
Болты крепления листов башни и верхней части бортов корпуса выполнено такими вот болтами с шестигранными головками Фото: С.Г. Мороз

Как я понял (если ошибусь, пусть старшие товарищи поправят), слева от пушки стоял 8-мм пулемет Бреда М.38, который наводился вместе с пушкой – на экспонате его нет. В лобовой части корпуса был спаренный пулемет того же типа в шаровой установке. Общий запас патронов – 3048 патронов, как написано в популярных источниках.

Весь экипаж – четыре человека – находился в общем боевом отделении, танк маленький и вряд ли там было просторно.

Танк Фиат-Ансальдо М13/40 имеет вроде бы высокий силуэт, но сам он маленький и, наверное, тесный Фото: С.Г. Мороз
Танк Фиат-Ансальдо М13/40 имеет вроде бы высокий силуэт, но сам он маленький и, наверное, тесный Фото: С.Г. Мороз
Борта корпуса танка Фиат-Ансальдо М13/40 плоские, но на башне задние плиты гнутые – для промышленности времен Муссолини это уже неплохо Фото: С.Г. Мороз
Борта корпуса танка Фиат-Ансальдо М13/40 плоские, но на башне задние плиты гнутые – для промышленности времен Муссолини это уже неплохо Фото: С.Г. Мороз

Как я узнал, только командирские машины этого типа получали радиостанции – на башне кронштейны для антенн?

В популярных книжках и журналах написано, что одним из главных недостатков танка Фиат-Ансальдо М13/40 был слабый мотор – всего 125 сил, с которым даже по асфальту он не шел быстрее 30 км/ч – ну максимум 32 дал на испытаниях, а в строю машины был похуже, да и жару, песок и некачественные горючку со смазкой «плохо кушали». Зато мотор на «итальянце» был дизельный!

Танк Фиат-Ансальдо М13/40 оснащался дизельным двигателем SPA.8 максимальной мощностью 125 л.с. Фото: С.Г. Мороз
Танк Фиат-Ансальдо М13/40 оснащался дизельным двигателем SPA.8 максимальной мощностью 125 л.с. Фото: С.Г. Мороз
Выхлопная труба дизеля танка Фиат-Ансальдо М13/40 с глушителем Фото: С.Г. Мороз
Выхлопная труба дизеля танка Фиат-Ансальдо М13/40 с глушителем Фото: С.Г. Мороз
Вид на тыльную часть башни и моторное отделение танка Фиат-Ансальдо М13/40  Фото: С.Г. Мороз
Вид на тыльную часть башни и моторное отделение танка Фиат-Ансальдо М13/40 Фото: С.Г. Мороз

Согласно опять же популярной литературе, крыша корпуса танка Фиат-Ансальдо М13/40 защищалась броней толщиной 15 мм, но как было сказано раньше, это была не особо эффективная защита. Помимо упомянутых пушек «Испано», которыми вооружались самолеты Хокер «Харрикейн» и Норт Америкен Р-51А и А-36 «Мустанг» (а последние специально предназначались для борьбы с танкам с пикирования!), штурмовики Союзников стали применять базуки – их обычно вешали связками по три под крыло, а также тяжелые реактивные снаряды с боевой частью весом около 15 кг – по 6 или 8 на самолет. Для танка Фиат-Ансальдо М13/40 достаточно было одного попадания базуки или ракеты, а пушечных снарядов хватало 5-10.

Защиту моторного отделения танка Фиат-Ансальдо М13/40 ослабляли многочисленные жалюзи и люки, но без них обойтись было невозможно – жарко, пыльно в Африке гулять, лазить туда надо было регулярно, потому что все ломалось, фильтры и жиклеры забивались песком… Фото: С.Г. Мороз
Защиту моторного отделения танка Фиат-Ансальдо М13/40 ослабляли многочисленные жалюзи и люки, но без них обойтись было невозможно – жарко, пыльно в Африке гулять, лазить туда надо было регулярно, потому что все ломалось, фильтры и жиклеры забивались песком… Фото: С.Г. Мороз
Вид на моторное отделение танка Фиат-Ансальдо М13/40 сзади. Запасной опорный каток сохранился только один Фото: С.Г. Мороз
Вид на моторное отделение танка Фиат-Ансальдо М13/40 сзади. Запасной опорный каток сохранился только один Фото: С.Г. Мороз

Преимуществом необустроенности Музея танковых войск Италии является то, что любой экспонат там можно обойти со всех сторон. И никто и ничто не мешает!

Вот полный вид танка Фиат-Ансальдо М13/40 сзади Фото: С.Г. Мороз
Вот полный вид танка Фиат-Ансальдо М13/40 сзади Фото: С.Г. Мороз
А теперь строго в корму! Фото: С.Г. Мороз
А теперь строго в корму! Фото: С.Г. Мороз
Посмотрим на левый задний каток танка Фиат-Ансальдо М13/40 с его внутренней стороны – он без зубьев, то есть не ведущий Фото: С.Г. Мороз
Посмотрим на левый задний каток танка Фиат-Ансальдо М13/40 с его внутренней стороны – он без зубьев, то есть не ведущий Фото: С.Г. Мороз
Правый задний каток танка Фиат-Ансальдо М13/40 снаружи Фото: С.Г. Мороз
Правый задний каток танка Фиат-Ансальдо М13/40 снаружи Фото: С.Г. Мороз

Я много раз читал о крайней ненадежности итальянских средних танков Фиат-Ансальдо М13/40 – например, когда в перерывах между боями командующий группировкой сил Оси в Северной Африке Роммель решил устроить соревнование в стрельбе между немецкими и итальянскими экипажами, то из четырех вызванных М13/40 на стрельбище доехал только один!

Может дело и в трансмиссии тоже? Был бы благодарен спецам-танкистам за пояснение.

У меня вызвало удивление решение итальянских конструкторов разместить ведущие катки среднего танка Фиат-Ансальдо М13/40 спереди, а не сзади у мотора как все люди делают. То есть трансмиссию тянул вперед вдоль всего борта справа и слева? Фото: С.Г. Мороз
У меня вызвало удивление решение итальянских конструкторов разместить ведущие катки среднего танка Фиат-Ансальдо М13/40 спереди, а не сзади у мотора как все люди делают. То есть трансмиссию тянул вперед вдоль всего борта справа и слева? Фото: С.Г. Мороз

Шасси танков Фиат-Ансальдо М13/40 вообще мне показалось каким-то слишком уж замысловатым и в тоже время примитивным – перемудрили или так надо было для езды по камням? А были ли там внутри жидкостно-газовые амортизаторы или обошлись одними пластинчатыми рессорами? Тоже скажу спасибо, если кто-то просветит!

Шасси танка Фиат-Ансальдо М13/40 с каждой стороны имеет передний ведущий каток, восемь опорных катков – по две пары на коромыслах, которые в свою очередь качаются на двух подрессоренных балансирах, трех поддерживающих катков и одного «беззубого» заднего. Фото: С.Г. Мороз
Шасси танка Фиат-Ансальдо М13/40 с каждой стороны имеет передний ведущий каток, восемь опорных катков – по две пары на коромыслах, которые в свою очередь качаются на двух подрессоренных балансирах, трех поддерживающих катков и одного «беззубого» заднего. Фото: С.Г. Мороз
Вид крупным планом на подвеску опорных катков среднего танка Фиат-Ансальдо М13/40 – на общем балансире еще два коромысла с двумя катками на каждом и все это качается – там один шарнир балансира, два шарнира коромысел и четыре подшипниковых узла колес. Траки гусениц литые. Фото: С.Г. Мороз
Вид крупным планом на подвеску опорных катков среднего танка Фиат-Ансальдо М13/40 – на общем балансире еще два коромысла с двумя катками на каждом и все это качается – там один шарнир балансира, два шарнира коромысел и четыре подшипниковых узла колес. Траки гусениц литые. Фото: С.Г. Мороз

На этом наш довольно поверхностный (детали оставим спецам-танкистам!) осмотр среднего танка Фиат-Ансальдо М13/40 в Музее танковых войск Италии. Кто-то презрительно хмыкнет – тоже мне музей из одного забора! Но можно просто посмотреть на остальные его экспонаты, к которым мы еще вернемся. Кому танков показалось мало - тому надо почитать "Бронекаталог" на сайте "Наука и Техника", а остальным в порядке самообразования, что настоятельно советовал нам всем Александр Сергеевич Пушкин, предлагаю послушать, что нам говорит Кот-ученый о том, был ли насморк у динозавров