В 1979-м году группа Queen выпустила долгожданный концертный альбом «Live Killers» («Прожигатели жизни»), собравший в себе почти всю классику группы в своих «живых» вариантах. И хотя некоторые песни в концертных вариантах не «потянули», в целом этот двойной шедевр можно причислить по мощности и качеству звучания к подобным двойным шедеврам других монстров 70-х – Deep Purple, Led Zeppelin, Rainbow, Uriah Heep, Kiss и Grand Funk Railroad.
Я услышал впервые Queen «Live Killers» в самом начале февраля 1980 года – мы тогда вышли в очередной рейс на Кубу, и один матрос захватил с собой две фирменные кассеты, которые он прикупил где-то незадолго до этого. И хотя кассетное звучание на магнитофоне типа «Весна» - это, конечно же, совсем не то звучание, которым можно было бы восхититься, для меня прослушивание этого «концертника» тогда и в таком виде было настоящим шоком, если так можно выразиться в данной ситуации.
Дело в том, что до этого «Квины» не выпускали концертных альбомов, и никто у нас в СССР кроме редких моряков и прочих загранкомандированных, побывавших на концертах этой группы, совсем не знал, как она звучит вживую. А так как Queen у нас был культовой группой, то интерес к ее «живому» звучанию был огромным.
И вот – свершилось! Я слушал этот альбом на глуховатой кассете и буквально наслаждался. Конечно, не все моменты мне нравились в этой «живой» записи – например, чуть более дешевое исполнение «Death on Two Legs» или отсутствие соло-гитары на «I'm in Love with My Car», но в целом это не портило общего впечатления.
Зато альбом преподнес несколько очень интересных сюрпризов, например, «полноформатный» хард-роковый, то есть металлический вариант бестселлера «We Will Rock You», причем с самого начала альбома, прямо в лоб, как говорится. Также заинтересовала новая интерпретация хита «'39», где вокальные партии вместо Брайана Мэя исполнил Меркурий, или замена гитарой фортепиано в балладе «Love of My Life».
В общем, альбом получился убойным, и когда я вернулся домой и прослушал нормальную запись на нормальной аппаратуре, я еще больше «заколдобился» (с), причем «стремительным домкратом» (с). Все недочеты, которые, на мой взгляд, присутствовали на альбоме, полностью покрывались его мощностными качествами, и если сильно не придираться, то это был, по сути, один из самых прекрасных концертных рок-альбомов за все 70-е.
Однако этим альбомом «Квины» завершили свой прог-роковый (кто-то утверждает, что глэм-роковый) период своего творчества. Впоследствии они перешли к новым, более современным формам подачи своей музыки, очень широко применив стили, которые они понемногу использовали на предыдущих своих альбомах (фанк, диско, «новая волна» и прочее). Если и были какие-то образцы «старой» музыки на новых альбомах 80-х, то они появлялись эпизодически, в основном Queen полностью отдались более легким формам «новой волны».
Но речь у нас не о последующих альбомах, а непосредственно о «Live Killers». Что же в нем такого интересного? Хочу отметить, что все песни были собраны с нескольких концертов в разных городах в разные дни и даже месяцы, причем куски для некоторых композиций были собраны в одну кучу с разных выступлений.
~ 30 января 1979 года, Роттердам (Голландия), композиция №22;
~ 2 февраля, Франкфурт (Германия), песни №№4, 5, 7, 9, 11, 12, 16, 17, 18 и 20;
~ 4 февраля, Цюрих (Швейцария), песня №6;
~ 17 февраля, Лион (Франция), песни №№1, 7, 8, 9, 10 и 19;
~ 20 февраля, Барселона (Испания), песни №№3 и 7;
~ 27 февраля, Париж (Франция), песни №№11 и 21;
~ 28 февраля, Париж (Франция), песни №№7 и 16;
~ 1 марта, Париж (Франция), песни №№7 и 16;
~ Неизвестно, какая версия песни взята, песни №№2, 13, 14 и 15;
~ Студийные наложения при микшировании были сделаны на песнях №№3, 4, 11, 12, 14, 16, 17, 20 и 21.
В списке ниже после указания продолжительности каждой песни указан и год, в котором эта песня появилась на студийном альбоме.
Сторона 1:
1). We Will Rock You (3:29) 1977 г. Двойной хит, причем сначала сам по себе, а потом и благодаря новой его версии. И эту версию я считаю за совершенно отдельный номер, имеющий мало общего с оригиналом. Потрясающая «открывашка» для всего альбома. Как это «Квины» додумались до такого гениального финта? Я бы не додумался.
2). Let Me Entertain You (3:04) 1978 г. Моя любимая песня с альбома «Jazz», и хотя тут Меркурий поет несколько менее убедительней, но этот мизерный недостаток можно списать на невозможность добиться в концертном зале студийной акустики. Зато Роджер Тэйлор молотит как монстр!
3). Death on Two Legs (3:32) 1975 г. Не совсем удачное исполнение, но тут, конечно же, музыканты совсем не виноваты. Просто этот номер в оригинале с очень мощной вокальной составляющей, и воспроизвести этот момент на концерте оказалось невозможно, даже усилив его студийными наложениями.
4). Killer Queen (1:59) 1974 г. Отличное исполнение, впрочем, и песня простая по конструкции, великолепно слушается как в студийном исполнении, так и в концертном. Меркурий на высоте!
5). Bicycle Race (1:29) 1978 г. Еще одна прекрасная песня в прекрасном варианте, минус только в том, что это неполный вариант, всего на полторы минуты против 3-х на оригинале.
6). I'm in Love with My Car (2:01) 1975 г. Еще один шедевр, но он много потерял, лишившись пронзительных соло на гитаре. А так вообще-то слушается ничего.
7). Get Down, Make Love (4:31) 1977 г. Отличная версия, не хуже, чем студийный вариант. Интересно, что разные части этого «живого» варианта собирались для альбома с пяти разных записей пяти разных концертов.
8). You're My Best Friend (2:07) 1975 г. Эта простенькая песенка слушается хорошо во всех версиях.
Сторона 2:
9). Now I'm Here (8:44) 1974 г. Этот прог-роковый хит тоже сделан в «живом» варианте прекрасно, а может даже лучше, чем его записали в студии. Кстати, этот номер для альбома собран из двух разных выступлений.
10). Dreamer's Ball (3:42) 1978 г. Тоже простой номер, слушается в зале прекрасно.
11). Love of My Life (4:59) 1975 г. Гитарный вариант известного хита. Впрочем, тут музыкальное сопровождение не играет роли – это номер только одного Меркурия и наглядная демонстрация его выдающихся вокальных данных.
12). '39 (3:26) 1975 г. А вот тут наблюдается спорный момент. Я считаю, что с вокалом Брайана Мэя эта песня смотрится лучше, хотя и Меркурий тут не подкачал. Несмотря ни на что, мне этот вариант тоже очень нравится, хотя только сам по себе, то есть если не сравнивать с оригиналом.
13). Keep Yourself Alive (4:03) 1973 г. К сожалению вынужден констатировать, что этот номер в студийном исполнении заметно представительней. А тут он проигран в убыстренном варианте, да и отсутствие многих студийных эффектов несколько отрицательно сказалось на этом варианте. Кстати, это единственная песня с дебютного альбома группы, записанная для этого концертника «вживую».
Сторона 3:
14). Don't Stop Me Now (4:28) 1978 г. Отличный номер, критиковать нечего.
15). Spread Your Wings (5:14) 1977 г. То же самое – критике не подлежит, тем более что это чисто «концертная» песня, и в зале слушается гораздо интересней.
16). Brighton Rock (12:13) 1974 г. И это шедевр, что студийный, что «живой». Один из самых ярких образцов прог-рока от Queen, в концертном варианте только выигрывает.
Сторона 4:
17). Bohemian Rhapsody (5:51) 1975 г. Единственный минус этого варианта, что сердцевина сюиты целиком демонстрируется под студийную фонограмму. Ну, это и понятно – слишком сложный номер для концерта, зато все, что было исполнено и спето «вживую» - на высшем уровне.
18). Tie Your Mother Down (3:43) 1976 г. Единственная песня с 5-го альбома, а жаль – с него на концерте можно было бы исполнить еще много чего. Но, в принципе, и так неплохо, потому что этот скоростной хард-рок – как раз для исполнения на концерте.
19). Sheer Heart Attack (3:36) 1977 г. Было бы странно, если бы эту песню не записали «вживую» - несомненный шедевр. Однако и тут тот же минус, что и у концертного исполнения «I'm in Love with My Car» - отсутствие искрометных соло на гитаре.
20). We Will Rock You (2:48) 1977 г. Ну, а этот хит – тоже, как и некоторые другие номера Queen, чисто концертный, и его «живое» исполнение – опять-таки вне всякой критики.
21). We Are the Champions (3:27) 1977 г. То же самое. Истинные шедевры должны быть настолько простыми, чтобы их без всяких потерь можно было исполнять на любых площадках, а не только в студии.
22). God Save the Queen (1:33) 1975 г. Ну а это обычная реприза, к тому же фанера.
В заключение хочу высказать свое недоумение по поводу того, что на альбом не вошло ни одной песни из альбома «Queen II». Хотя, судя по вышедшим позднее концертным записям «Квинов», как архивным, записанным до 1979 года, так и поздним «концертникам», песни из этого альбома музыканты группы играли так же виртуозно, как и песни с других альбомов.
Но не станем сильно горевать по этому поводу, потому что альбом «Live Killers» и так перенасыщен высококачественным материалом. Оставим этот недочет на совести музыкантов группы и будем наслаждаться тем, что есть. В моей личной коллекции имеются два виниловых варианта этого альбома – немецкий и югославский, состояние у обоих отличное. И хотя югославский по звучанию заметно хуже, тем не менее, я почему-то не спешу от него избавляться.
Наверное, карма самого альбома этого не позволяет.
ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ! ОГРОМНОЕ СПАСИБО ВАМ ЗА ПОДДЕРЖКУ МОИХ ИССЛЕДОВАНИЙ!
И ЕЩЕ КОЕ-ЧТО О ГРУППЕ QUEEN НА МОЁМ КАНАЛЕ:
Queen «Jazz» 1978 г. ~ потрясающе феерическое завершение хард-рокового периода группы