Лариса всегда придерживалась той точки зрения, что все обязанности в семье строго делятся на мужские и женские. Она отвечает за быт, а ее молодой человек – за финансы, ремонты и технику. Поэтому, когда она на своей машине попала в небольшое ДТП, то, ни секунды не сомневаясь, позвонила своему молодому человеку, с которым они готовились к свадьбе, и предоставила ему решать, как действовать дальше.
Для Сергея (молодого человека Ларисы) неожиданно наступили непростые времена. Они оба были уверены, что дело сводится только к получению страховой выплаты и последующему ремонту машины, однако их ждал сюрприз.
По какой-то причине страховая компания с выплатой не торопилась. Машина стояла, Лариса нервничала. Не дождавшись ни выплаты в положенный срок, ни ответа на последовавшую затем претензию, Сергей от своего имени направил обращение финансовому уполномоченному. И был очень удивлен, когда пришел отказ – его обращение не приняли.
Такие отказы – к сожалению, не редкость в деятельности финансового уполномоченного. Дело в том, что, по смыслу Закона о финансовом уполномоченном, обращение должен подавать непосредственно потребитель финансовых услуг.
Это или человек, заключивший договор с финансовой организацией, или человек, в пользу которого этот договор был заключен. Обращение также может подать законный представитель потребителя. Это не юрист или иное лицо по доверенности. Законным представителем может быть, например, родитель малолетнего ребенка или его опекун. К поданному обращению прикладываются документы, подтверждающие законное представительство.
В случае Сергея и Ларисы автомобиль, как и полис ОСАГО, был оформлен на женщину. Предоставив своему молодому человеку вести разбирательства со страховой компанией, Лариса оформила на него доверенность, но к случаям направления обращения финансовому уполномоченному это неприменимо. Именно Лариса является потребителем финансовых услуг, и ей следовало самой направить обращение.
Иногда потребитель передает свое право требования третьим лицам - людям или компаниям, которые, как правило, осуществляют приобретение у потребителей прав требования к финансовым организациям (чаще всего к страховым компаниям) в качестве своего основного бизнеса. В таких случаях между сторонами заключается договор цессии, и тогда третье лицо, перекупившее право требования у потребителя, имеет право на подачу обращения финансовому уполномоченному. С единственной, правда, разницей – в таком случае за рассмотрение обращения необходимо будет заплатить, тогда как для потребителей это всегда бесплатно.
Необходимо помнить, что, уступая свое право требования к финансовой организации третьим лицам, потребитель, вероятно, получит в качестве платы за такую уступку сумму, значительно меньшую, чем та, которая причитается ему по уступленному требованию и может быть взыскана финансовым уполномоченным.
Кто такой финансовый уполномоченный?
Какие споры рассматривает финансовый уполномоченный?