Найти тему
Люблю Псков

Псковский "вечник". Что, если осколки древнего голоса непокорности — это все мы, каждый из нас?

Оглавление

Он глядел в стылое январское небо. Без ушей, без языка. Лошади на неровной, после оттепели комковато замерзшей дороге шли вразнобой, оступались. Сани на ходу вздрагивали. Он, крепко привязанный, только покачивался и молчал.

Одни, верховые, насупившись, его везли. Другие, пешие, спотыкаясь, поддерживая друг друга и не сдерживая рыданий, провожали. Чем дальше отходили от города, тем более редела сопровождающая толпа.

А небо глядело на него. Последнего неравнодушного крикуна. Которому верили одни, и которого боялись другие. Боялись, потому и везли в столицу. Дальше от отчины, от тех, кто верил и пошел бы на его зов, не оглядываясь.

Он знал. что его жертва не напрасна: он спасает сейчас тех 40 псковитян-заложников, что захвачены Василием III. Он знал, что в его отсутствие позвать народ сможет другой, простой церковный колокол, только если звонарь будет бить языком "в край".

Позже, при событиях Смутного времени, когда во время борьбы в мае-августе 1609 г. во Пскове между сторонниками Василия Шуйского и Лжедмитрия II и т. н. «восстания меньших людей» «звонили в одинъ край в колокол, и соберутся всякие люди». Звон в один край – это звон с помощью раскачивания языка колокола и ударов им в один из его краёв. То есть роль "вечевого", собирающего народ в критических политических ситуациях, брал на себя один из церковных колоколов

Да, это был он – псковский "вечник" – вечевой колокол Пскова, теряющего свою независимость.

Новгородский уже отвезен в Москву и служит православию в семье тех самых "простых".

А его не довезли. Встретились ему гонцы из самой столицы. Передали царский указ не везти смутьяна в Москву, а расправиться с ним на месте. Встали на дороге у Валдая, привезли кузнеца. Замахнулся он молотом, и как пеленой глаза у всех застило. Прошел морок, и видят: нет колокола!

Только по сторонам слышат "мелодичный грустный звон множества колокольчиков".

***

И когда пришло время почтовых троек, со времен Петра I ямщикам для сигнализации пытались навязать как на западе рожки.

-2

А они сопротивлялись, даже пытались обходиться свистом. И только к началу XIX века придумали использовать колокольчики под дугой. Сначала даже вышел официальный запрет пользоваться колокольчиками. Но "процесс пошел".

-3

Лить колокольчики стали в разных местах вплоть до Сибири. Но валдайские были на Руси любимыми. В других местах даже выпускали с пометкой "Валдай", чтобы лучше продавались.

Вот как хочешь теперь объясни))) "А потому что..."

***

Осенью 2010 года в ходе экспедиции на Талабские острова, лежащие в юго-восточной части Псковского озера, был обнаружен колокол XVI века, считавшийся утраченным в первые десятилетия советской власти.

На сегодняшний день это самый старый из звучащих псковских колоколов и один из старейших памятников русского колокололитейного ремесла.

Более старый колокол (1526г., Тимофей Андреев), висевший на колокольне псковского Троицкого собора, несколько лет назад был разбит и потерял голос.

Это найденный в 2010 году на Талабских островах
Это найденный в 2010 году на Талабских островах

Колокола интересны тем, что благодаря надписям на нем можно узнать многое помимо летописных или археологических источников.

На этом колоколе речь идет о заказчиках-прихожанах церкви Василия на Горке и "гостей введенных", то есть тех, кого Василий III перевел из других городов во Псков, "казнив" нашего "вечника" и выведя из Пскова 300 семей псковитян:

Судя по началу этой надписи, был еще другой, бОльший по размеру, колокол
Судя по началу этой надписи, был еще другой, бОльший по размеру, колокол

Где этот колокол сейчас, неизвестно, но надпись на нем была уже специалистами прочитана:

-6
Церковь Василия на Горке
Церковь Василия на Горке

Обратите внимание на фамилию мастеров. Внизу ссылочку приведу на статью о знаменитых псковских колокололитейщиках.

Попалось откровение Вячеслава ВОЛХОНСКОГО, научного сотрудника Новгородского музея-заповедника, исследователя колоколов, звонаря Софийской звонницы:

Новгород знаменит звонарями, а литейщики колоколов лучшие — в Пскове.

***

Вариантов легенды о том, что стало с вечевым колоколом, много. Иногда речь идет об осколках, разлетевшихся от удара молотом кузнеца по гордому "вечнику".

И энтузиасты ищут, где могут быть эти осколки. А, может быть, если учесть, что все мы из прошлого, и его частички все-таки в нас...

Мне понравилось из "Новой газеты" "Осколки псковского человека":

Что, если осколки древнего голоса непокорности — это все мы, каждый из нас?

Чтобы проверить это, в сущности, достаточно найти уцелевший вечевой колокол Пскова в себе самом. Почувствовать себя творением темного людского мира с железным языком, дающим право заявить о своем существовании.

В таком случае можно ведь и жить как колокол: тебя раскачивают, в тебя колотят, а ты просто звучишь. Над Псковом, городом Дно, Москвой, миром, Вселенной. Призывно. Страшно. Легко. И главное — громко. До тех пор, пока не услышат.

Колокольных дел мастера Андреевы

Один из источников – Памятник псковского колокольного литья первой половины XVI века

Если покажется интересным, пожалуйста, давайте знать. Можно подписаться на канал. И подскажите, если что окажется не так или о чём еще надо будет написать. Спасибо.