В 1978 году Сьюзен Сонтаг написала эссе "Болезнь как метафора", посвященное представлениям о туберкулезе и раке. Не вдаваясь в неточности по исторической части (все-таки Сонтаг не историк), я соглашусь с основной мыслью – метафоры и мифы осложняют положение больных.
Ментальные расстройства, пожалуй, окружены метафорами больше других – по крайней мере, потому, что трудно поддаются описанию с помощью прямых смыслов. Хочешь не хочешь, но прибегнешь к иносказанию. В этом нет ничего плохого. Хуже, когда это приводит к романтизации. Молодежь в силу своих возрастных особенностей особенно ей подвержена.
Ситуация не особо изменилась со времен "Страданий юного Вертера". Современные медиа любят романтизировать образы психически больных, особенно в сегменте "янг-эдалт". Плодородная почва: подростки любят такое читать и смотреть, испытывать сопричастность. Помогает ли это реальным больным? Поможет ли это больным подросткам? Нет и нет: романтизация искажает реальность не в лучшем смысле, затуманивает взгляд неправдоподобностью. Столкновение с реальным положением дел, в таком случае, приведет лишь к непониманию и неприятию. Никто не хочет знать о некрасивых проявлениях психических болезней: апатия – это не страдальческое лежание на постели, самоповреждение – это не картинки с бритвами из интернета, мания – это не сумасшедшие тусовки.
Нечто схожее происходит и в отношении онкологии. В моем подростковом возрасте в интернете было достаточно много дневников подростков, больных раком, и у меня есть уверенность в том, что половина из них была фейками. Так же много было и романтических историй, написанных самими детьми, где в центре сюжета находились больные раком. Творчество – это здорово. Но в отношении образов болезней и больных мы должны учиться смотреть в глаза реальности. Для изображения образов больных раком в "янг-эдалт" чаще всего выбирают те формы онкологии, которые с первого взгляда не отталкивают зрителя/читателя. Рак – это не лысые головы и бледная кожа. Я прожила несколько лет с человеком, у которого было две операции на толстом кишечнике. В таком соседстве нет ничего приятного и возвышенного. Думаю, мне не нужно пояснять.
Замалчивая неприятные аспекты болезней, мы бежим от реальности. Какой бы страшной она ни была, мы должны принимать ее, чтобы не допускать ошибок в будущем.