После прочтения череды статей, в которых то восхваляется, а то всячески обесценивается советское образование, хочется спросить: «Сколько же можно?». Сколько можно «забивать головы» современной молодёжи неестественными ложными выводами, создавая у них неправильные представления о прошлом? Кого-то ведь подобными рассуждениями и до депрессии довести недолго?
Разговоры о "советском" воспитании - это манипулирование сознанием молодого поколения
Как представитель поколения, успевшего пожить в СССР, заявляю, что до появления Интернета про «советское воспитание» никто и не заикался: ни родители, ни соседи, ни учителя!
Но, если «советского воспитания» не было, то что же было?
А была – жизнь! И было обычное, традиционное воспитание, которое тогда никто не называл «советским».
Дети жили рядом со взрослыми и перенимали у них лучшие образцы поведения, учились на положительных примерах. Примером для детей мог стать и не реальный человек, а литературный герой.
В школе у нас проходили классные часы, на которых рассказывали о Героях труда, передовиках производства, героях войны – о тех самых примерах воспитания.
Если примеры были явно негативными, то к ним формировали отвращение. А разве можно иначе?
Что советского в "советских" правилах воспитания?
Вот скажите, что необычного, или невыполнимого, было в элементарных, названных «советскими», правилах воспитания:
«Старших нужно уважать, младших – нельзя обижать!»,
«Нужно всегда быть дисциплинированным, трудолюбивым, делать зарядку, учиться на пятёрки» и тому подобное?
Уроки труда, которые были тогда – в этом есть что-то плохое? Все понимали, что дети должны быть трудолюбивыми.
Мы сдавали нормы ГТО («Готов к труду и обороне») на физкультуре в школе – в этом кто-то тоже усматривает что-то плохое? Должны же быть дети физически развитыми?
Что, без слова «советский» эти правила невозможно соблюдать? Или сразу нужно начинать бить малышей, не уважать старших и учиться на двойки, чтобы не прозвали воспитанным «по-советски»?
Если в школе от нас требовали хорошей учёбы, то тут родители были едины с учителями просто потому, чтобы «чадо» нашло себе хорошую работу в будущем, и просто – чтобы не позориться на родительских собраниях.
Не так страшна идеология, как её малюют
Любят у нас представлять детей Советского Союза какими-то заидеологизированными марионетками чуть ли не с детского сада.
А я хочу как раз сказать: не обращали мы внимания на идеологию, мы о ней не знали, не думали, не имели представления.
Это вредные современные искажения былой реальности.
≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈
►►► Статья в тему:
Почему одни ненавидели в детстве пионерские лагеря, а другие со слезами на глазах вспоминают своё советское пионерское лето?
≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈
Пионерские пилотки мы носили как удобные головные уборы (я сама их очень любила носить, даже вне лагеря).
Книжки о детстве В.И.Ленина мы читали точно так же, как о любом известном человеке, стремились подражать его отличной учёбе в гимназии. При этом, разве произведения о вожде содержали что-то плохое?
С детства помню слова из стихотворения С.В. Михалкова о В.И.Ленине :
«Он с детских лет мечтал о том,
Чтоб на родной земле
Жил человек своим трудом
И не был в кабале».
Что-то неправильно сказано? С чем-то Вы не согласны?
Сегодня могут даже помощь бабушкам при переходе улицы представить страшно идеологизированным делом "советского" воспитания, на которое способны только пионеры.
Бомжи - достойные преемники пионеров-ленинцев?
Известно, что вспоминая основные занятия пионеров в советское время, многие могут назвать лишь сбор металлолома и макулатуры.
В этом случае, самыми верными и последовательными продолжателями дела пионеров можно назвать бомжей? ))) Получается эти люди непонятного рода занятий и сегодня высоко несут знамя советского воспитания, советской идеологии? Самим-то не смешно.
Конечно, мы, пионеры, собирали в своё время макулатуру, уверенные, что спасаем от вырубки не одну берёзовую рощу. А, собирая металлолом, мы очищали город от хлама.
Но нет в этих сборах ничего "советского", потому что и сегодня сдача вторсырья - полезное для экологии дело. Вот только не так, как нужно, это дело организовано.
«Что такое хорошо, и что такое плохо» впитывали с молоком матери
Я всё время хочу подчеркнуть, что в советское время мы стремились жить чуть ли не по книжке Маяковского «Что такое хорошо, и что такое плохо». Конечно, и без Маяковского эти истины все знали. Те же заповеди Христа были известны.
Но откуда же само такое стремление?
Кстати, если некоторые постулаты и нарушались, то это и воспринималось как нарушение. Причем, нарушения не были грубыми.
Например, режим дня и дисциплина соблюдались только в детских садах, да пионерлагерях, там, где была масса детей, для облегчения работы с ними. А в рамках семьи все дети были свободны.
Прибегая из школы, ученики забрасывали свои портфели, наспех что-то перекусывали, и быстрее бежали к на улицу, где их уже ждала дворовая команда.
А вот грубые нарушения, вроде курения, употребления алкоголя (о наркотиках мы не знали), допускали лишь отдельные подростки, репутация которых, прямо скажем, не была безупречной. К ним относились довольно плохо. Они не чувствовали себя комфортно среди других детей.
Народ - это и есть коллектив
Особо хочу остановиться на коллективном воспитании, которое используется чуть ли не как синоним «советскому».
При этом как-то забывается, что человек – результат общественного воспитания, и жить ему в обществе.
Если не нравится слово «коллектив», можете использовать слова «община», «мир» (в значении «на миру и смерть красна»), "соборность", да и сам "народ", "народные массы".
Коллективное воспитание не враз после революции придумано, и отменить (как и недооценить) его не возможно, оно будет всегда, пока на Земле живёт человеческое общество.
Про коллективное воспитание заговорили лишь потому, что после революции в движение пришли огромные "народные массы".
Не "советское" воспитание, а подъём перфекционизма и энтузиазма в народных массах
Понимаю, что у читателя всё равно возникает вопрос: пусть не «советское воспитание», но что-то же было иное, что исчезло с развалом СССР?
Это действительно так.
После революции в Советском Союзе, в общественном сознании, произошел небывалый массовый взрыв перфекционизма (стремления во всём к лучшему, к идеалу), подкреплённый мощнейшим подъёмом энтузиазма (вдохновения, направленного на достижение цели).
≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈
►►► Посмотрите, не зря ведь родители после революции называли своих детей самыми необычными именами? Об этом в статьях:
Как переломные моменты истории России находят отражение в именах наших детей? Самые странные, необычные имена
Как история России отражается в именах детей? Необычные имена
≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈
Всем хотелось стать лучше самим и воспитать своих детей как можно достойнее для жизни в "светлом будущем", которое, как всем верилось, наступит совсем скоро. Идеальному обществу должен был соответствовать идеальный человек.
Но, как известно, человеческая психика так устроена, что если достижение цели задерживается надолго, люди устают, сдаются, один за другим. Перестают верить в лучшее будущее, в Правительство, в себя... Воспитывать "идеальных ", да и просто хороших людей, уже мало кто считал нужным...
Виноваты ли люди, что устали? Металл, и тот, устаёт...
* * * * * * * * * * * * * * * * * * *
А Вы, уважаемый читатель, всё же считаете, что "советское" воспитание имело место? Почему тогда от него отказались? В нём есть что-то плохое?
Если статья нашла отклик в Вашей душе, поставьте, пожалуйста, ЛАЙК! Посмотрим: сколько здесь нас - единомышленников!
♥ Если Вы согласны, что "КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ не достижимо без ПРОСВЕЩЕНИЯ СЕМЬИ" – подписывайтесь на мой канал «За семью, детство, образование!» ♥
Обязательно пишите КОММЕНТАРИИ! Они – лучшее средство развеять случайные сомнения.
Всем мира, добра, любви и семейного счастья!
≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈
►►► Эти статьи могут заинтересовать вас: