В городе Сочи темные ночи. СССР, 1989. Режиссер Василий Пичул. Сценарист Мария Хмелик. Актеры: Алексей Жарков, Наталья Негода, Александр Миронов, Анастасия Вертинская, Александр Леньков, Андрей Соколов, Анна Тихонова, Григорий Мануков, Вацлав Дворжецкий, Игорь Золотовицкий, Александр Негреба и др.
Яндекс.МаркетЯндекс Плюсhttps://ya.cc/m/3EMNKD
Приступая к съемкам своей второй картины, Василий Пичул, бесспорно, понимал, что после триумфального успеха «Маленькой Веры» ему будет предъявлен «гамбургский счет». Фраза о том, что вторую картину ставить труднее, чем первую, стала уже хрестоматийной.
Как поступить в подобной ситуации? Попытаться сделать самый «чернушный» и жесткий фильм десятилетия? Поразить набором эпатажных эр(...)ческих сцен? Василий Пичул, как мне кажется, избрал путь полупародии, полусерьеза, напоминающий слоеный пирог.
Пародийная насмешка над штампами экрана (и не только экрана) начинается в фильме уже с самого названия – «В городе Сочи темные ночи», – взятого из песенки-прибаутки. С первых же кадров выясняется, что и сами герои фильма, как, впрочем, и основные сюжетные ситуации, тоже взяты напрокат, стилизованы. При этом популярные актеры нередко играют как бы насмешливо-ироничные вариации своих прежних ролей.
К примеру, за Алексеем Жарковым давно установилась репутация идеального исполнителя ролей неудачников, пытающихся в меру своих сил выдать себя за «хозяев жизни» и суперменов (отличников боевой и политической подготовки, важных начальников, бравых летчиков и т.п.). Похожую роль Пичул предложил Жаркову снова, наполняя ее ироническим подтекстом, горечью двойной жизни, где сантехник по мановению волшебной палочки превращается вдруг в маклера, брата важного чиновника, знаменитого кинорежиссера и пр.
Двойная жизнь – свойство почти всех персонажей фильма: депутата и милиционера, продавщицы и эр(...)мана... Одна лишь главная героиня пытается остаться сама собой.
Меж тем при всей условности характеров и сюжетных ходов, а порой и откровенно комедийного гротеска чувствуется, что авторы неравнодушны к своим героям. Быть может, от того, что сами долгие годы жили в этом заштампованном, полупародийном мире, где сквозь безысходность и бесперспективность бытия лишь иногда сверкал слабый лучик надежды...
Жаль только, что Пичул явно не рассчитал метраж картины. Во второй половине ее действие тормозится, обнажая исчерпанность авторской концепции и жанровых находок. Словом, картине не хватило легкости и непринужденности стиля. «Слоенный пирог» оказался недопеченным.
Александр Федоров
В один прекрасный вечер 2000 года. СССР, 1973. Режиссер Виталий Аксенов.
Фантастическая короткометражка Виталия Аксенова «В один прекрасный вечер 2000» года– попытка спрогнозировать, какой будет Земля через три десятилетия. Строго говоря, это не игровой, а монтажный фильм, в котором режиссер использовал различный аудиовизуальный материал…
Практически все основные прогнозы Виталия Аксенова не сбылись, ведь был уверен, что в 2000 году будут по-прежнему существовать в качестве стран СССР и Западная Германия, советские космонавты высадятся на Марсе, по Москве будут перемещаться автомобили-пузыри и т.д. и т.п. Но зато в 2000 году по-прежнему не будет мобильных телефонов, а телевизоры окажутся подозрительно похожими на «передовые» модели 1973 года…
Так что сегодня этот фильм Виталия Аксенова представляет собой забавный казус, свидетельствующий о том, как трудно предсказать будущее даже на тридцать лет вперед…
Александр Федоров