Найти тему
Мама Игоря

«Жареные зелёные помидоры»/Fried Green Tomatoes (1991): замечательный фильм о принятии себя и других

Оглавление

Во время просмотра было сложно не вспомнить о современной «прогрессивной повестке». Потому что в фильме то и дело поднимались вопросы сильных женщин, расовой и этнической нетерпимости, неуважительного отношения к старикам и детям...

Но при этом фильм поднимает эти вопросы в сдержанной консервативной манере. Он не пытается задавить зрителя экспрессией или экзальтировать, а просто показывает ситуацию. И то, насколько неправильным выглядят попытки определённых граждан навязать собственное видение мира окружающим.

Постер фильма «Жареные зелёные помидоры» (1991)
Постер фильма «Жареные зелёные помидоры» (1991)

Сказочная реальность

Сразу хочется оговориться, что лично мне подобные фильмы нравятся. Они довольно спокойные и размеренные, но при этом способны удивить неожиданными сюжетными поворотами. Картина «Жареные зелёные помидоры» (1991) – история о повседневности, рассказанная через призму жизни... нестандартных, скажем так, людей.

Кэти Бейтс в роли Эвелин Коуч
Кэти Бейтс в роли Эвелин Коуч

Оригинальный подход

Порадовала неожиданная подача сюжета. Потому что главной героиней фильма является Эвелин Коуч в исполнении прекрасной Кэти Бейтс. Перед нами простая американская женщина, ведущая размеренный образ жизни, но мечтающая вернуть сексуальность в отношения с супругом. А потому посещающая один странный тренинг за другим.

При этом большую часть времени мы не будем видеть Эвелин, а перенесёмся в 1920 год, после чего скачками будем двигаться примерно до 30 – 40-х годов XX века. Весь фильм – сплошная ретроспектива и рассказ о загадочном убийстве, который главная героиня слушает вместе со зрителями.

Параллельно с этим, вдохновляясь историей жизни Иджис (главной героини ретроспектив), Эвелин постепенно и сама начинает меняться.

Нинни Тридгуд
Нинни Тридгуд

Параллельная реальность

Завязка происходит в момент, когда Эвелин с супругом приезжает навестить его родственницу в дом престарелых. Но женщина (как это будет происходить и в дальнейшем) выгнала её с криком и руганью. Пристроившись на диване с кульком конфет, Эвелин встречает жизнерадостную Нинни.

И вот так, разговорившись с пожилым человеком, она вместе со зрителями переносится в прошлое. На много-много лет назад! Чтобы пережить яркие эмоции, скрытые в оживших воспоминаниях старушки.

Большой Джордж с напарником
Большой Джордж с напарником

Историческая реальность

Fried Green Tomatoes (1991) – интересный способ отправиться в далёкое прошлое. Пережить эпоху расовой сегрегации, неуважения к женщинам и к чужим культурам. Плавно приближаясь к Великой Депрессии, история показывает голодающих граждан.

А когда возникают социальные конфликты, моментально всплывает вопрос возможности для темнокожих питаться в общественном заведении или выступать свидетелем в суде. Но на этом не делается акцент, поскольку рассказ – про двух девочек, Иджис и Руфь.

Иджис и Руфь
Иджис и Руфь

Как раз за счёт контраста между поведением сумасбродной Иджис и окружающей действительностью можно увидеть яркие черты эпохи. Самодостаточная девочка с юных лет выбивалась за рамки стандартов, а по мере взросления всё больше протестовала против окружающей действительности. Но так ли это плохо?

В фильме нам показывают, что её поведение – часто грубое и неприятное! – оказывается намного лучше поведения тех, кто соответствует тогдашним социальным стандартам. Потому что за грубостью скрывается равно приветливое отношение к каждому человеку, в то время как вежливые «достойные люди» продвигают максимально людоедские понятия.

Женская история

Мне лично кажется, что «Жареные зелёные помидоры» – история для женщин за 40. По внутренней классификации, а не в качестве указания на реальную целевую аудиторию. Картина делает акцент на неожиданных вещах:

  • радуется семейному быту;
  • грустит из-за повседневных неурядиц;
  • спрашивает за женскую неустроенность;
  • протестует против социального неравенства и т. п.

Там есть даже сцена, где тренер личностного роста предлагает своим пациентам принести зеркало, чтобы во время урока задрать юбку и прямо взглянуть на источник своей женственности. И через парадоксальное смешение вызывающих оторопь моментов фильм превращается в зеркало для реальности.

Знаете, вот уже 30 лет прошло с момента выхода «Помидоров» на большой экран, а многие сценки (пусть и с нюансами) буквально показывают наш быт. Показывают нелепость предубеждений и личностных установок. Глупость, заключающуюся в попытках опираться на чужое мнение во время построения собственной жизни.

От меня «Жареные зелёные помидоры» получают 8 баллов из 10 на «Кинопоиске». Потому что это сочетание крепкого сценария, умного посыла и довольно лёгкой (несмотря на черновастый сюжет) подачи. Такой фильм можно пересматривать в удовольствие, освежая эмоции или находя какие-то новые для себя моменты.

Естественно, детям показывать не стоит: для них кино будет слишком затянутым и скучным. А вот люди к 30 годам и старше наверняка заметят множество сходств со своей жизнью или с инстаграмами сверстников 😒

Ну, и высока вероятность того, что мужицкие мужики не поймут, в чём красота картины. А жаль, ведь про них там многое сказано.

#жареные зелёные помидоры #1991 год #кино #обзор