Во время просмотра было сложно не вспомнить о современной «прогрессивной повестке». Потому что в фильме то и дело поднимались вопросы сильных женщин, расовой и этнической нетерпимости, неуважительного отношения к старикам и детям...
Но при этом фильм поднимает эти вопросы в сдержанной консервативной манере. Он не пытается задавить зрителя экспрессией или экзальтировать, а просто показывает ситуацию. И то, насколько неправильным выглядят попытки определённых граждан навязать собственное видение мира окружающим.
Сказочная реальность
Сразу хочется оговориться, что лично мне подобные фильмы нравятся. Они довольно спокойные и размеренные, но при этом способны удивить неожиданными сюжетными поворотами. Картина «Жареные зелёные помидоры» (1991) – история о повседневности, рассказанная через призму жизни... нестандартных, скажем так, людей.
Оригинальный подход
Порадовала неожиданная подача сюжета. Потому что главной героиней фильма является Эвелин Коуч в исполнении прекрасной Кэти Бейтс. Перед нами простая американская женщина, ведущая размеренный образ жизни, но мечтающая вернуть сексуальность в отношения с супругом. А потому посещающая один странный тренинг за другим.
При этом большую часть времени мы не будем видеть Эвелин, а перенесёмся в 1920 год, после чего скачками будем двигаться примерно до 30 – 40-х годов XX века. Весь фильм – сплошная ретроспектива и рассказ о загадочном убийстве, который главная героиня слушает вместе со зрителями.
Параллельно с этим, вдохновляясь историей жизни Иджис (главной героини ретроспектив), Эвелин постепенно и сама начинает меняться.
Параллельная реальность
Завязка происходит в момент, когда Эвелин с супругом приезжает навестить его родственницу в дом престарелых. Но женщина (как это будет происходить и в дальнейшем) выгнала её с криком и руганью. Пристроившись на диване с кульком конфет, Эвелин встречает жизнерадостную Нинни.
И вот так, разговорившись с пожилым человеком, она вместе со зрителями переносится в прошлое. На много-много лет назад! Чтобы пережить яркие эмоции, скрытые в оживших воспоминаниях старушки.
Историческая реальность
Fried Green Tomatoes (1991) – интересный способ отправиться в далёкое прошлое. Пережить эпоху расовой сегрегации, неуважения к женщинам и к чужим культурам. Плавно приближаясь к Великой Депрессии, история показывает голодающих граждан.
А когда возникают социальные конфликты, моментально всплывает вопрос возможности для темнокожих питаться в общественном заведении или выступать свидетелем в суде. Но на этом не делается акцент, поскольку рассказ – про двух девочек, Иджис и Руфь.
Как раз за счёт контраста между поведением сумасбродной Иджис и окружающей действительностью можно увидеть яркие черты эпохи. Самодостаточная девочка с юных лет выбивалась за рамки стандартов, а по мере взросления всё больше протестовала против окружающей действительности. Но так ли это плохо?
В фильме нам показывают, что её поведение – часто грубое и неприятное! – оказывается намного лучше поведения тех, кто соответствует тогдашним социальным стандартам. Потому что за грубостью скрывается равно приветливое отношение к каждому человеку, в то время как вежливые «достойные люди» продвигают максимально людоедские понятия.
Женская история
Мне лично кажется, что «Жареные зелёные помидоры» – история для женщин за 40. По внутренней классификации, а не в качестве указания на реальную целевую аудиторию. Картина делает акцент на неожиданных вещах:
- радуется семейному быту;
- грустит из-за повседневных неурядиц;
- спрашивает за женскую неустроенность;
- протестует против социального неравенства и т. п.
Там есть даже сцена, где тренер личностного роста предлагает своим пациентам принести зеркало, чтобы во время урока задрать юбку и прямо взглянуть на источник своей женственности. И через парадоксальное смешение вызывающих оторопь моментов фильм превращается в зеркало для реальности.
Знаете, вот уже 30 лет прошло с момента выхода «Помидоров» на большой экран, а многие сценки (пусть и с нюансами) буквально показывают наш быт. Показывают нелепость предубеждений и личностных установок. Глупость, заключающуюся в попытках опираться на чужое мнение во время построения собственной жизни.
От меня «Жареные зелёные помидоры» получают 8 баллов из 10 на «Кинопоиске». Потому что это сочетание крепкого сценария, умного посыла и довольно лёгкой (несмотря на черновастый сюжет) подачи. Такой фильм можно пересматривать в удовольствие, освежая эмоции или находя какие-то новые для себя моменты.
Естественно, детям показывать не стоит: для них кино будет слишком затянутым и скучным. А вот люди к 30 годам и старше наверняка заметят множество сходств со своей жизнью или с инстаграмами сверстников 😒
Ну, и высока вероятность того, что мужицкие мужики не поймут, в чём красота картины. А жаль, ведь про них там многое сказано.
#жареные зелёные помидоры #1991 год #кино #обзор