Найти в Дзене

Хронометраж. Личный годовой опыт.

Время нашей жизни состоит из месяцев, недель и дней. Время - это невозбновляемый ресурс. Мы его можем потратить, но вернуть - нет. Повседневные дела - это наши привычки и наш фокус внимания. Если мы их не контролируем, - их контролирует кто-то другой вместо нас, а мы тем самым упускаем самое ценное, что у нас есть. Биоритмы Меня с детства волновал вопрос времени. Я его тонко чувствовала, наблюдая за своим состоянием. Например, оно становилось невыносимо длинным, когда я целый месяц в детстве ожидала поездку на море, когда мама покупала нам билеты заранее. Или оно пролетало слишком быстро, когда мы уже прожили тот месяц на море и вскоре снова возвращались на поезде домой. Другим удивительным фактом для меня была смена моего состояния в течение нескольких недель или дней. Я тогда, конечно, ничего не знала о биоритмах (лунных, солнечных циклах). Я только могла ощущать и пытаться как-то себе объяснить происходящее. Например, когда училась в школе, иногда были дни, особенно заметно мне бы
Оглавление

Время нашей жизни состоит из месяцев, недель и дней. Время - это невозбновляемый ресурс. Мы его можем потратить, но вернуть - нет. Повседневные дела - это наши привычки и наш фокус внимания. Если мы их не контролируем, - их контролирует кто-то другой вместо нас, а мы тем самым упускаем самое ценное, что у нас есть.

У каждого человека, будь он беден или богат, стар или молод, есть только 24 часа в сутки.
У каждого человека, будь он беден или богат, стар или молод, есть только 24 часа в сутки.

Биоритмы

Меня с детства волновал вопрос времени. Я его тонко чувствовала, наблюдая за своим состоянием.

Например, оно становилось невыносимо длинным, когда я целый месяц в детстве ожидала поездку на море, когда мама покупала нам билеты заранее. Или оно пролетало слишком быстро, когда мы уже прожили тот месяц на море и вскоре снова возвращались на поезде домой.

Другим удивительным фактом для меня была смена моего состояния в течение нескольких недель или дней. Я тогда, конечно, ничего не знала о биоритмах (лунных, солнечных циклах). Я только могла ощущать и пытаться как-то себе объяснить происходящее.

Например, когда училась в школе, иногда были дни, особенно заметно мне было в связи с экзаменом или контрольной, будто мозг ничего не соображал и было трудно воспринимать информацию, даже которую я изучала раньше. А в другие дни, наоборот, я испытывала прилив сил и энергии, а деятельность в тот момент не предполагала большой нагрузки.

Данные о биоритмах связаны с датой рождения и циклами (солнечным, лунным)
Данные о биоритмах связаны с датой рождения и циклами (солнечным, лунным)

Потом то же самое было и в университете. Факт для меня оставался фактом: иногда по независящим от меня причинам происходит упадок сил, а иногда, наоборот, всплеск. Проблемой было то, что на пике я брала на себя больше ответственности, больше заданий, не понимая, почему через время мне было тяжело, особенно, если момент сдачи работ приходился на спад моих биоритмов. В тот момент я всё оценивала по работе моего ума: голова хорошо работает - я молодец, голова плохо работает - значит, я себя переоцениваю и ничего не могу.

Такие вот были качели и страдания. А по сему мне было крайне важно отыскать ответ на эту загадку.

Попытки учёта времени

2011 год

В 2011 году я начала самостоятельно изучать иностранные языки, работая преподавателем английского в вузе. Мне было интересно посмотреть, насколько быстро я смогу начать понимать основы совершенно незнакомого языка. Для этой цели я начала вести дневник, где отмечала, что конкретно делаю (какой отрабатываю навык) и сколько времени это занимает для каждого из 5 языков.

Это быстро вошло у меня в привычку и я начала рекомендовать этот метод своим ученикам и студентам. Метод был прост и хорош одновременно: он чётко показывал соотношение затраченного времени и результатов. И вопросов ни у меня, ни у моих студентов не возникало. Каждый видел, насколько "вложился" в процесс.

2018 год

В 2018 году я решила провести эксперимент и начала записывать вручную, чем я занималась в течение 2х недель. Это было утомительно и увлекательно. А по прошествию эксперимента и анализа результатов, я поняла, что моё представление о том, куда уходит моё время и насколько я успеваю заниматься любимыми делами, сильно оторвано от реальности.

Это было крайне неприятно признать, что в моём длинном списке дел есть много лишнего, того, что никак не продвигает меня к моим жизненным целям. И что это больше похоже на имитацию бурной деятельности в попытке скрыться от решения насущных проблем.

Это понимание меня отрезвило. Я расстроилась сначала, а потом приняла решение начать менять свой распорядок дня.

Данные моего хронометража по некоторым категориям за 2020й (6 месяцев ежедневного ведения с дек.по май)
Данные моего хронометража по некоторым категориям за 2020й (6 месяцев ежедневного ведения с дек.по май)

2019-2020 годы

Я продолжала вести учёт времени, применив впервые хронометраж, приложение, которое устанавливается на телефон. Сначала в течение нескольких недель, потом месяцев. Мой максимум был - 6 месяцев.

За время этих экспериментов я поняла, что много времени трачу на соцсети, бесполезное пустое общение, беспокойные мысли и что почти полжизни занимает сон.

Увидеть и прояснить проблему - это наполовину её решить. И для меня этот опыт оказался полезным и важным. Благодаря нему я пересмотрела свои привычки, режим дня, выбор дел, работы и многое другое.

2021 год

И вот в 2021 году я приняла решение вести хронометраж осознанно, отслеживая ключевые действия и проводя регулярный анализ раз в месяц как минимум. Каждый такой анализ напоминал мне о том, что нужно подкорректировать, где я себя ввожу в заблуждение, чему сопротивляюсь и что совершенно не делаю/избегаю делать.

Этот процесс превратился в наиполезнейшую привычку и вот уже больше года я ежедневно использую этот мощный инструмент самопознания и личностного роста.

Данные моего хронометража за последние 3 месяца. В "незаписанное" попали категории, которые я удалила при перенастройке и изменении приоритетных категорий.
Данные моего хронометража за последние 3 месяца. В "незаписанное" попали категории, которые я удалила при перенастройке и изменении приоритетных категорий.

Мои наблюдения. Чему меня научил хронометраж?

1. Начинать всегда нужно с того места, с того момента, где ты есть сейчас. Начинать хоть с чего-нибудь. Главное - просто решиться и сделать первый шаг вопреки доводам ума, придумывающим отговорки.

Я начинала, допуская ошибки, корректировала их, и снова продолжала, а не готовилась, поддаваясь перфекционизму.

2. Скука, сопротивление, нежелание вести хронометраж часто связаны с подсознательным избеганием узнать о себе и своём образе жизни "правду", противоречащую нашему идеальному образу себя как всеуспевающего, ответственного, эффективного, заботливого и т.д. человека.

Вначале, когда я только впервые применяла хронометраж, у меня были резкие всплески эмоций, меня он раздражал, я забывала нажать на кнопку, мне было лень возвращаться и вносить изменения. Было сильное сопротивление. Сейчас я рада и благодарна своему упорству и внутреннему направлению, что продолжила, несмотря на несколько неудачных попыток.

3. Реальность и фактически затраченное время на какое-либо дело отличается от нашей субъективной и приблизительной оценки времени.

Например, оценивая свою работу (написание хорошего поста в соцсетях) в 30 минут, мы не учитываем времени на его корректировку, редактирование, выбор картинки и публикацию. В итоге это значительно увеличивает количество фактического времени.

Ежедневник - это хороший инструмент планирования
Ежедневник - это хороший инструмент планирования

4. Мы плохо осведомлены о своих возможностях. То, что кажется страшным или трудным вначале, при регулярном повторении с минимально затраченным временем, становится ещё одним усвоенным навыком и освоенной областью знания. И эти навыки и знания открывают новые двери и дают новые возможности для развития.

Я, например, не могла предположить, что мне так понравится анализировать статистику и как это поможет в моей работе, и поможет улучшать качество жизни на всех уровнях.

Например, видя, сколько времени я трачу на общение в соцсетях, я смогла объединить несколько своих потребностей с потребностями других людей, создав проекты, помогающие многим людям - проведение игр, совместных эфиров с экспертами, мастер-майндов.

5. Вести хронометраж важно, имея конкретную цель. Например, понять, куда уходит время, почему его не хватает на любимое дело, или увидеть, сколько сил я вкладываю в отдельный проект и какой результат получаю, стоит ли им продолжать заниматься.

Например, я увидела благодаря хронометражу, что моё утро было наполнено слишком большим количеством разных практик, и я уставала к началу рабочих процессов. Поэтому я сократила время и количество практик, оставив самые мощные и ресурсные для меня.

6. Только через соприкосновение с реальностью есть возможность сделать правильные выводы и изменить ситуацию, которая не устраивает.

Люди часто необдуманно говорят самим себе: "я не могу это сделать" (а по факту: я просто ничего и не пробовал делать), "я много времени уделяю семье" (а по факту я общаюсь с ними 15 минут, а остальное время каждый сидит в телефоне), "на работе меня не ценят и не поднимают зарплату" (а по факту: я не включён в работу и много сплетничаю). Вместо всего этого, просто проведите эксперимент хотя бы несколько дней и проанализируйте полученные данные. Вы точно удивитесь!

7. Видеть, куда мы тратим время = видеть свои приоритеты, свои ценности, свои склонности, свои привычки. А это огромный материал для самонаблюдения и самопонимания без посторонней помощи.

Например, я таким образом осознала, насколько важны для меня ценности отношений: отношения с собой, с близкими, с друзьями, с клиентами и т.д., и свободы на всех уровнях: свободы развиваться, свободы распоряжаться своими ресурсами, свободы передвижения и т.д.

8. Хронометраж - это просто инструмент. Как и любой инструмент он требует времени на его освоение и выработку навыка его применения. И если вам не подходит один инструмент, можно подобрать другой. Вариантов хронометражей много. Всегда нужно искать или создавать своё. Сейчас выбор огромен.

Вместо заключения

Мой годовой опыт работы с хронометражом открыл для меня новые области применения своих талантов, позволил осознать свои ценности, принять недостатки и заблуждения, помог создать трансформационный курс "Время для жизни", где я обучаю людей тому, как увидеть свои ценности и приоритеты, и благодаря этому пониманию организовать и проживать свой день более осознанно и гармонично.

Поделитесь, пробовали ли вы когда-нибудь использовать хронометраж? Как долго вы им пользовались и что обнаружили в себе нового? Какие инсайты у вас возникли во время прочтения этой статьи?