Найти тему
Русская армия. История.

Как советские моряки пошли на таран американского эсминца и крейсера в 1988 году

Сторожевой корабль "Беззаветный" таранит американский крейсер Yorktown
Сторожевой корабль "Беззаветный" таранит американский крейсер Yorktown

12 февраля 1988 года американские корабли: эсминец Caron и ракетный крейсер Yorktown после двухдневного нахождения юго-восточнее Севастополя легли на курс в сторону Советской границы. Находящиеся в этом районе советский сторожевой корабль "Беззаветный" и "СКР-6" передали сообщение американцам, что их действия недопустимы. Американцы лишь ответили, что "ничего не нарушают и следуют прежним курсом".

Провокации с американской стороны случались уже не в первый раз. В 1986 году эсминец Caron и крейсер Yorktown входили в территориальные воды СССР у южного побережья Крыма примерно на десять километров вглубь. Согласно Конвенции ООН по морскому праву, которую подписал и СССР, боевые корабли могли пересекать водную границу чужих государств. Но лишь с целью сокращения пути и в исключительных случаях.

При этом кораблям запрещалось выполнять разведывательные функции, проводить учения и поднимать в воздух любые летательные аппараты. Американские же корабли шли со включенной радио-аппаратурой. Это могло свидетельствовать о разведывательных задачах проводимого рейда. В 1986 году никто так и не решился дать отпор кораблям США. И уже в 1988 году они все так же надеялись безнаказанно пройти задуманным курсом, выполнить боевые задачи и благополучно вернуться на базу.

Моряки крейсера Yorktown за работой. 1986 год.
Моряки крейсера Yorktown за работой. 1986 год.

Но в этот раз все пошло не по плану. Советские сторожевые корабли "Беззаветный" под командованием капитана 2-го ранга Владимира Богдашина и "СКР-6" под командованием капитана 3-го ранга Анатолия Петрова в 10 часов 45 минут начали сближение с американскими судами. "Беззаветный" около двадцати минут шел параллельным курсом с крейсером Yorktown. По воспоминаниям советских моряков, американцы выбежали на палубу и начали выкрикивать оскорбления. Менять курс они не собирались.

Никто из "янки" не думал, что сторожевик с водоизмещением 3000 тонн предпримет какие-то серьезные действия против крейсера с водоизмещением 9200 тонн. Однако в 11 часов 02 минуты советский сторожевик повернул руль вправо и совершил навал на американский крейсер. Посыпались искры, загорелась краска на обшивке. Зажатый меж двух судов якорь сторожевика порвал обшивку на борту крейсера, а второй стороной пробил собственный корпус. Выкрикивавшие оскорбления американцы разбежались и попрятались в каютах.

Одновременно с этим на таран эсминца Caron пошел и советский сторожевой корабль "СКР-6". Размером он был тоже меньше, чем американское судно. Водоизмещение эсминца 7800 тонн. У сторожевика 1300. Тем не менее "СКР-6" прошелся по левому борту эсминца, срезал леера, разбил закрепленную шлюпку и разорвал обшивку.

"СКР-6" идет на таран на эсминец Caron
"СКР-6" идет на таран на эсминец Caron

Эсминец и крейсер, после тарана советских сторожевиков, развернуло в разные стороны. Но американцы не желали сдаваться. Они вернули суда на прежний курс и продолжили движение. Тогда "Беззаветный" увеличил скорость и второй раз протаранил американский эсминец. На этот раз это привело к более серьезным последствиям. Носовой частью сторожевик "влез" на вертолетную площадку, разбил командирский катер, срезал часть лееров и зацепил ракеты.

Прошлись по левому борту крейсера. Сломали пусковую установку ракет "Гарпун". Две разломанные ракеты свешиваются из пусковых контейнеров. Снесли все леера левого борта крейсера. Разбили вдребезги командирский катер. Кое-где порвали борт и боковую обшивку носовой надстройки. (Начальник штаба ЧФ вице-адмирал Валентин Селиванов. Опубликовано: Российская газета 23.01.2022)

На борту крейсера начался пожар. Советские моряки предупредили американцев, что повторят таран, если их корабли не покинут советские территориальные воды. Но американцев это опять не убедило. Эсминец Caron пошел на сближение с "Беззаветным". Американцы стали зажимать наш корабль "в тиски". Тогда капитана 2-го ранга Владимир Богдашин приказал зарядить реактивные установки глубинными бомбами и развернуть их по левому и правому борту против эсминца и крейсера.

Советские боевые корабли СКР Беззаветный , в центре крейсер "Жданов ", и плавучая база подлодок "Магомед Гаджиев"
Советские боевые корабли СКР Беззаветный , в центре крейсер "Жданов ", и плавучая база подлодок "Магомед Гаджиев"

Увидев это американцы отступили, но все еще не сдались. На крейсере США начали готовить палубные вертолеты к взлету. Советские моряки передали сообщение американцам, что в случае подъема в воздух вертолетов, они будут рассматриваться их, как нарушивших воздушное пространство и немедленно собьют. В подтверждение своих слов руководивший операцией вице-адмирал Валентин Селиванов дал команду на взлет двум вертолетам Ми-24.

Появление советских боевых вертолетов над американскими кораблями окончательно сломило дух противника. Американцы закатили свои вертолеты обратно в ангар и их потрепанные корабли наконец изменили курс и повернули в сторону нейтральных вод. После этого инцидента командир американского крейсера капитан 1 ранга Филипп Дюр был снят с должности за "пассивные действия, которые нанесли ущерб престижу американского флота". Сам крейсер три месяца простоял в ремонте.

Капитан 2-го ранга Владимир Богдашин получил в 1989 году Орден Красной звезды. Его корабль получил незначительные повреждения. Несмотря на "ущерб причиненный престижу американского флота", американцы представили события в прессе в выгодном для себя свете. Согласно их теории крейсер и эсминец получили приказ пройти по закрытой для свободного прохода территории вблизи острова Крым. Их корабли, якобы, реализовали свое право на использование "свободного прохода" согласно "Конвенции ООН по морскому праву".

Переданный Украине "Беззаветный" был переименован в "Днепропетровск"
Переданный Украине "Беззаветный" был переименован в "Днепропетровск"

Хоть "морской таран" и упоминается и в американских источниках, о его последствиях скромно умалчивается. К тому же американцы сообщают, что их корабли продолжили до последнего следовать курсу и выполнили задачу, что не соответствует действительности.

Что касается судьбы кораблей, то крейсер Yorktown был списан в 2004 году и до сих пор находится на базе технического обслуживания кораблей резерва ВМС США. Эсминец Caron затопили во время учений возле военно-морской базы в Пуэрто-Рико. "СКР-6" был списан в 1990 году и утилизирован. "Беззаветный" в 1997 году передали Украине, где его переименовали в "Днепропетровск", а в 2005 отправили на металлолом в Турцию. Правда до места он так и не добрался. Корабль предпочел затонуть в родных водах не достигнув турецких берегов.

Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые статьи и ставьте нравится.