Найти в Дзене
Секреты Старого Китая

Кошки-мышки, или что нам праздновать 14 февраля?

Страх мышей представляет одну из удивительнейших загадок человеческой души. Этот ужас реально связывает нашу душу с какими-то древними и темными счетами, память о которых сохранилась лишь в виде почти стертого, пойти потерявшего смысл символа.
Максимилиан Волошин, "Аполлон и мышь"

Одна из наших постоянных читательниц справедливо возмутилась нехваткой котиков на нашем канале... :) Полностью будучи согласен, что тема "Котики в ушу" нами не раскрыта от слова "совсем", и в этом направлении нам всем надо ещё работать и работать!

-2

Но сегодня затронем несколько другой момент. Как известно образованным подписчикам, 14 февраля - это вполне уважаемый и солидный праздник, Трифон-мышегон. Это сейчас все испортили урбанисты, а еще совсем недавно в исторической ретроспективе, в патриархальном мире, тесно связанным выживанием с сельским хозяйством, сбережение урожая, выращенного и собранного с большим трудом, был вопрос Жизни и Смерти.

В нашей славянской культуре мышь часто связана с чем-то необъяснимым и таинственным, порой даже к "потусторонним" существам. вплоть до сохранившегося и до ХХ века в кое-где деревнях табуирования названия - а то вдруг услышит и придёт? А это уже - Беда, так как вредоносность грызунов понималась очень обширно:

портит еду, запасы и постройки; наносит вред земледелию; разносит болезни;

И в традиции многих земледельческих народов были т.н. "мышиные дни" в конце осени, когда следовало проводить обряды для защиты зернохранилищ, а также готовить специальное угощение для мышек, чтобы они были сыты и не причиняли вреда ни в закромах, ни после посевной. У нас это делали на Андреев день, 30 ноября. Также во многих традициях было принято оставлять по окончании жатвы пучок несжатых колосков - в качестве отступного. А вот кошек надо было задабривать, угощая молочком, 14 февраля, наверно, из-за уменьшения запасов к весне - они становились важнее для выживания рода.

-3

Ну а в китайской культуре животные всегда играли важную роль в Мире сверхъестественного, где вера в удивительные возможности животных уходит в глубокое прошлое.

В «Книге песен» (诗经 Shījīng, XI—VI вв. до н. э.; «Шицзин» - один из древнейших китайских письменных памятников, содержит записи древних песен, гимнов и стихов; входит в конфуцианское «Пятикнижие») говорится о священном животном Мао, которое очень похоже на тигра, только сильно меньше размером. Мао живет в доме, защищает поля и хранилища зерна от мышей. Это отражено в написании, иероглиф «кошка» (猫 māo) состоит из ключей: поле ( 田 tián), трава (艹 cǎo ), и животное (犭quǎn). В общем, Мао - это животное, что охотится в поле и траве.

Есть в Поднебесной поговорка " кот оплакивает мышь" (猫哭老鼠), это, пожалуй, ближе всего к нашему " лить крокодиловы слёзы".
Есть в Поднебесной поговорка " кот оплакивает мышь" (猫哭老鼠), это, пожалуй, ближе всего к нашему " лить крокодиловы слёзы".

Все явления в китайской культуре можно рассматривать в рамках дуализма Инь-Ян, и антагонизм кошки-мышки отлично сюда вписывается. Хотя как тут не вспомнить легенду про Ноев ковчег, когда во время Всемирного потопа мышка прогрызла в ковчеге дыру, которую кошка заткнула хвостом? Вот только в китайском фольклоре образ кошки редко бывает положительным. Кошка всегда себе на уме, она хитра и умна, её действия хорошо продуманы (хоть и не всегда), что сближает кошку с образом лисы, тоже очень двойственным и не шибко позитивным в китайской традиции, ибо считалась оборотнем.

Тут интересно сравнить с поговоркой "лиса в городской стене, крыса из храма земли" (城狐社鼠 chénghúshèshǔ), означающая недобрых людей, которые полагаются на чиновников и подчиненных, чтобы "охотиться на простых людей".

Мышь в китайской культуре статусно выше кошки, хотя казалось бы для сельскохозяйственного патриархального общества кошка - важнее. Мышь пронырлива, хитра и её способности хорошо отражает поговорка "мышь украла собаку"(鼠窃狗偷 shǔ qiè gǒu tōu), что сейчас используется как идиома "тащить, что попало". Она обманывает кота, и придёт вместо него, когда Небесный Владыка распределял порядок Двенадцатеричного цикла китайского календаря, при этом обманув и быка, который подвез её, а она спрыгнула и тем самым стала первой. Теперь именно мышь открывает новый двенадцатеричный цикл.

Но цикличность присутствует и в модели Инь-Ян. К Празднику фонарей, завершающего новогодний цикл, на севере Поднебесной устраивали "мышиную свадьбу" (老鼠婚礼 lǎoshǔhūnlǐ), приготовив мышам обильное угощение и пораньше ложась спать, дабы не мешать им праздновать. На Юге же делали специальные конфеты из кунжута и громко били в медную посуду, чествуя мышей.

Интересно, что в Маньчжурии сперва праздновали день рождения мыши на пятый день первого новогоднего месяца, а на двадцать седьмой уже её свадьбу.
Интересно, что в Маньчжурии сперва праздновали день рождения мыши на пятый день первого новогоднего месяца, а на двадцать седьмой уже её свадьбу.

Однако и кошка - неизменный участник этих мистерий, не забываем про Инь и Ян.

Кошка как страж присутствует на свадьбе, принимает дары, а потом ... съедает жениха и невесту.
Кошка как страж присутствует на свадьбе, принимает дары, а потом ... съедает жениха и невесту.

В целом, образ кошки в китайской культуре двойственен и неоднозначен. С одной стороны, она хранительница достатка, символ плодородия и долголетия (мышь - тоже символ плодородия и достатка). Её, кошки, изображение или статуэтка приносит в дом счастье, но с другой стороны - кошка неразрывно связана с потусторонним миром и может общаться с духами, обладает злыми силами и может принимать любые формы.

Кошка, будучи ночным животным, традиционно относится к Инь, темному началу, в отличие от мыши. А способность кошки изменять форму зрачка и  видеть ночью воспринималось как доказательство умения общаться с духами и демоническими существами.
Кошка, будучи ночным животным, традиционно относится к Инь, темному началу, в отличие от мыши. А способность кошки изменять форму зрачка и видеть ночью воспринималось как доказательство умения общаться с духами и демоническими существами.

Кошка стала героем многих литературных произведений, где фигурирует в качестве оборотня или в качестве проводника между миром людей и миром духов.

Очень хорошо раскрыт демонический образ кошки в антиутопии знаменитого писателя Лао Шэ, «Записки о кошачьем городе». Книга, кстати, переведена на русский язык.

Самыми популярными кошками в китайской литературе ХХ века стали люди-кошки из романа Лао Шэ. Образ кошки в романе - это демоническая кошка-разрушитель, олицетворяющая зло и смерть.
Самыми популярными кошками в китайской литературе ХХ века стали люди-кошки из романа Лао Шэ. Образ кошки в романе - это демоническая кошка-разрушитель, олицетворяющая зло и смерть.
Мне вот эта старая обложка как-то больше нравится...
Мне вот эта старая обложка как-то больше нравится...

Вот такая занятная картина вырисовывается. Вроде бы мышь несла веками реальное зло, уничтожая посевы и запасы зерна, но при этом она и мудрая и на "светлой стороне", а кошка... кошка как всегда. Гуляет сама по себе.

Ну и напоследок напомню, Инь и Ян в рамках китайской культуры - это единое целое, как кошка и мышь веками сосуществуют вместе...

-10

День рождения Мыши в этом году Тигра :) выпал на пятое февраля, а на 27 февраля будет её свадьба. Не забудьте отпраздновать!

Дм. Моисеев, СПб - 2022