Найти тему
Субъективный путеводитель

Страна, где сланцевая революция случилась 100 лет назад. Рассказываю про Донбасс-в-Прибалтике.

Выехав из Нарвы в сторону Таллина, оставив позади далёкие трубы её электростанций, миновав по краешку Силламяэ, бывший ЗАТО Нарва-10, примерно через час пути вдруг видишь среди зелёных лугов нечто, в Прибалтике совершенно неожиданное - терриконы:

А началось всё в 1916-м году как вынужденная мера: Санкт-Петербург, входивший в пятёрку крупнейших городов тогдашнего мира,, потреблял немерено угля, который туда везли пароходами из Великобритании.

Первая Мировая на Северном и Балтийском морях, перекрыла этот путь, а поставки с Донбасса осложнялись тем, что железная дорога едва справлялась военными эшелонами. Тут-то вспомнили, что совсем недалеко, близ деревни Кукерс Везенбергского уезда Эстляндской губернии в 1902 году геолог Николай Погребов нашёл и описал горючие сланцы, из которых при желании можно получить и газ, и горючее масло, и в 1916 году под Кукерсом заработал первый рудник.

После войны развивать сланцедобычу стали и СССР, и Эстония, но последняя, за неименеем других углеводородов - успешнее: одним из важнейших экспортных товаров было сланцевое масло, а башня с заглавного кадра попало даже на банкноту в 100 крон:

-2

К концу 1980-х в Эстонии действовало 7 сланцевых шахт, из которых ныне осталась одна - продукция её частью идёт на топливо Нарвских ГРЭС, а частью - перерабатывается в сланцевое масло. Эстонцы говорят, что больше им и не надо, и я им верю - выжившие части сланцевого комплекса выглядят очень хорошо и активно работают.

-3

Улицами Кохтла-Ярве, рабочего городка, застроенном в таком знакомом "сталинском" стиле...

Я вышел в парк, где сквозь деревья уже доносится гудение завода, а к свежести весенней зелени добавляется едва уловимый посторонний сладковатый запах, а за прудом (известен как Беляевская лужа или Бассейка) становится видна труба с шлейфом быстрого белого дыма:

-5

Пройдя парк насквозь, я попал на пути грузовой станции Паванду "Сланцевой железной дороги" (название официальное - линии и станции тут по нашей классификации "ведомственные"), с которых открылся впечатляющий вид на завод и его отвалы:

-6

Надо заметить, поезда с небольшими партиями грузовых вагонов тут курсируют довольно активно, ведомые советскими маневровыми теплозами. Вид станции практически от завода - жалею, что не сфотографировал вон тот агрегат в углу кадра, ведь он вполне может быть и американским, как значительная часть магистральных тепловозов Эстонской железной дороги, по крайней мере широкая "автомобильная" кабина сильно напоминает именно американскую технику.

-7

А вот куда эти рельсы ведут - промзона в размерах сравнима с самим городом, трубы её периодически помимо белого дыма выпускают ещё и дымок необычного розоватого оттенка - говорят, так горит сланец, в советское время снег в таких местах был розовым. Ну а башня и два симметричных домик слева - остатки довоенной фабрики со 100-кроновых банкнот:

-8

Завод велик, и что ни говори - фотогеничен, пустое пространство перед ним словно специально сделано так, чтоб было удобнее смотреть и снимать... и кстати, снимать тут никто не мешает. В принципе, более масштабные заводы в Прибалтике есть в Литве (Кедайняй, Йонава, Мажейкяй), в Латвии сопоставим металлургический завод в Лиепае, но здесь ещё и очень необычная специализация: я видел нефтезаводы, газозаводы, коксхохимы... но сланцевый завод не похож ни на какой из них.

-9

Проходная - скорее всего, уже послевоенная, ну а трубы и цеха ещё моложе:

-10

На самом деле такое расположение заводов, чтобы с общедоступных мест можно было чуть ли не в цеха заглядывать - для Эстонии вообще не редкость, свою промышленность здесь уважают. Обратите внимание на логотипв "VKG" ("Химическое объединение Вирумаа") - это эстонский "Сланцепром".

-11

Почти напротив проходной - единственное здание на этой улице, Преображенская церковь (1938) весьма необычного облика:

-12

Образец "православного кубизма", более известный, но по мне так менее удачный, есть в литовском Тельшяе, и вроде бы ещё подобные церкви строились в Финляндии - в любом случае, архитектура очень редкая.

-13