Выехав из Нарвы в сторону Таллина, оставив позади далёкие трубы её электростанций, миновав по краешку Силламяэ, бывший ЗАТО Нарва-10, примерно через час пути вдруг видишь среди зелёных лугов нечто, в Прибалтике совершенно неожиданное - терриконы:
Конечно, не столь огромные, как в Донбассе, но вполне настоящие. Кое-где среди этих терриконов мелькнёт старая мыза, "пенёк" каменной мельницы, кирха или православная церковь - словом, нормальные элементы эстонского пейзажа, сквозь который сто лет назад промышленный район буквально "пророс".
А началось всё в 1916-м году как вынужденная мера: Петербург, 4-й по величине город тогдашнего мира, разумеется потреблял немеренное количество угля, который туда везли пароходами из Англии. Первая Мировая, развернувшаяся на Северном и Балтийском морях, перекрыла этот канал, а поставки с Донбасса осложнялись тем, что железная дорога и так была загружена военными эшелонами.
Тут-то вспомнили, что совсем недалеко, близ деревни Кукерс Везенбергского уезда Эстляндской губернии в 1902 году геолог Николай Погребов нашёл и описал горючие сланцы, из которых при желании можно получить и газ, и горючее масло, и в 1916 году под Кукерсом заработал первый рудник. Дальнейшая разведка показала, что сланцевый бассейн тянется по обе стороны Наровы слегка наклонным пластом, который у Балтики залегает почти на поверхности, а южнее уходит под Чудское озеро.
И после войны развивать сланцедобычу стали и СССР, и Эстония, но последняя, за неимением других углеводородов - успешнее: одним из важнейших экспортных товаров было сланцевое масло, а башня с заглавного кадра попало даже на банкноту в 100 крон:
К концу 1980-х в Эстонии действовало 7 сланцевых шахт, из которых ныне осталась одна - продукция её частью идёт на топливо Нарвских ГРЭС, а частью - перерабатывается в сланцевое масло. Эстонцы говорят, что больше им и не надо, и я им верю - выжившие части сланцевого комплекса выглядят очень хорошо и активно работают, а вот в Ленобласти дела на сланцевых рудниках, судя по всему, совсем плохи.
Может ли Эстония стать производителем сланцевого газа и спасти Европу от "Газпрома" - никто мне внятно объяснить так и не смог. Что же касается первой шахты в Кукрузе (немецкий Кукерс), то она закрылась очень давно, и её террикон превратился в зелёный холм.
Сам же Кукрузе - посёлочек на полтысячи жителей в одну улицу, я неоднократно проезжал. Застроен он примерно такими домами (хотя сам этот кадр из Кохтла-Нымме) типа коттеджей, характерных "шахтёрских трущоб" я в этих краях не видел.
Всего же в Кохтла-Ярве я провёл полтора дня - под вечер первого приехал из Нарвы, утром третьего дня - уехал в Раквере. Ночевал в "Kohtla-Jarve Apatments", забронированном через букинг - мне это место показалось самым адекватным в том районе. Сразу после бронирования человек оттуда написал мне на мейл и сообщил телефон, по которому с ними можно будет связаться в день заезда.
Дальше я позвонил из Нарвы, трубку взял явный эстонец с лёгким акцентом, а по прибытие меня встретили на автовокзале и отвезли до места: "апартаменты" оказались однокомнатной квартирой в трёхэтажке, опрятной, но очень холодной, да ванная не предусматривала мыла - его я купил в супермаркете и пригодилось оно мне в следующие два месяца в Эстонии и Крыма ещё не раз.
Главным достоинством квартиры же было расположение - в одну сторону начинался центр, в другую - 5 минут ходьбы до автовокзала.
...который, впрочем, выглядел заброшенным, а в пределах Кохтла-Ярвинской агломерации проще было ездить на снующих рядом маршрутках... именно маршрутках, которые мне в Эстонии попадались лишь в очень глухих углах.
На въезде в город - "пень" мельницы мызы Тюрпсаль, известной с 1497 года - сначала ей владел род фон Пайкуль, затем - фон Дехн. Теоретически, усадебный парк просматривается за мельницей и там даже сохранились какие-то развалины, но я прогулкой туда пренебрёг.
Чуть дальше - водонапорная башня, судя по виду межвоенная:
Это улица Ярвикюля, фактически "объездная внутреннего пользования" (в отличие от проходящей севернее города трассы Нарва-Таллин), по кратчайшему пути связующая другие посёлки агломерации с промзоной. Парой километров дальше на ней ещё есть столь характерная для таких мест вагонетка на постаменте:
По краям - как водится, микрорайоны. В "собственно" Кохтла-Ярве живёт менее половины населения агломерации, а крупнейший посёлок Ахтме (18 тыс. жителей), формально являясь его частью, примыкает почему-то к Йыхви, вместе с которым и образует центр всей системы. Впрочем, в Ахтме я не был, а это - Северный микрорайон:
Характерные для Ида-Вирумаа пятиэтажки с "вставными" балконами:
А практически от водонапорной башни начинается улицы Койдулы - сталинская часть Кохтла-Ярве имеет форму тризубца, причём ещё и с длинным-длинным древком, тянущимся на запад до самой промзоны, и здесь - конец одного из "зубцов":
Я жил у оконечности другого "зубца" улицы Рави - сколь знакомый пейзаж рабочего посёлка! Вроде бы мы в Евросоюзе, а с 1960-х годов тут вряд ли изменилось хоть что-то, даже характерные тонкие дымоходы, создающие сланцу достаточную для горения тягу.
"Трезубец" улиц Койдулы, Рави и Мызной сходится к местому кинотеатру, а ныне, кажется, ночному клубу "Вирула", сливаясь за площадью в Центральную аллею (Кескаллее) - "древко" триузбца:
Фасад "Вирулы" и чудные заграждения проезжей части на площади:
Всё те же сталинки, мрачновато-облезлые, тянутся и вдоль Кескаллее:
Но подстриженный газон, а также куда как более благообразный контингент (люмпены, конечно, есть - но в разы меньше, чем ожидаешь в шахтёрском посёлке) напоминают о том, что это тоже Прибалтика:
Два самых мощных дома слева от бульвара образуют площадь:
Между ними - мэрия (которую я принял было за рудоуправление, коим она вполне могла являться при Советах) и монумент "Слава Труду!":
На аллее есть несколько фонтанов... а вот людей тут действительно очень мало, на фотографиях это вдвойне ощутимо:
Затем бульвар заканчивается - аллея ведёт прямо через парк, отделяющий промзону от города. Местный дом детского творчества - к слову, действующий:
Огромный Дворец культуры, уж не знаю, Шахтёров или Сланцевиков:
Сквозь деревья доносится гудение завода, к свежести парка добавляется едва уловимый посторонний сладковатый запах, а за прудом (известен как Беляевская лужа или Бассейка) становится видна труба с шлейфом быстрого белого дыма:
Парк, тем не менее, довольно ухожен и гулять в нём даже под вечер не страшно - хотя среди эстонцев Кохтла-Ярве имеет репутацию мрачного места, всё же по нашим меркам тут очень неплохо, без гор пивных бутылок и шелухи да гоготания пьяных молодчиков с абибасе. Только - безлюдно, прогуливающиеся мне попадались вокруг пруда, но стоило отойти на пару сотен метров - и я остался наедине с шумом завода.
Дорогу мне, как будто так и надо, перебежал заяц - первый раз такое видел в черте города (но не последний - зайцы и гуси мне ещё встретятся в конце поездки в парках Хельсинки). Ещё в парке есть стадион и ледовый дворец, а у края - коттеджи 1920-х годов, где при Первой республике наверняка жили какие-нибудь специалисты или мелкое начальство:
А вот вблизи заброшки я себя чувствовал неуютно. Совсем как в наших краях...