Я методолог и методист. Много лет. Раньше, обучаясь педагогическому дизайну, мы осваивали полную разработку: «с нуля» до реализации (т.е. проведения). Разве что маркетинг в нашей программе отсутствовал.
Тогда мы были убеждены, что качественный курс обязательно найдет своих студентов.
Но в то время и курсов было не так много. Сегодня их гораздо больше, чем еще лет 10, тем более, 20 назад.
По сути, сегодня каждый человек с доступом в интернет становится создателем контента со своей точкой зрения. И будем справедливы ко всем: почти каждый находит свою аудиторию. Если научится создавать, упаковывать, продвигать и поддерживать свое творение, то курс обретет ту самую востребованность, к которой стремится каждый автор.
Разработчик качественных курсов сегодня – это многорук и многоног. Он #методолог, #методист, #педдизайнер, #геймификатор, #маркетолог, менеджер по продукту, менеджер по управлению сообществами, тренер, фасилитатор, модератор, коуч, сторителлер и стендап-артист. Надеюсь, никого не забыла.
Если «создатель курса» – это про вас, или вы задумали им стать, добро пожаловать в клуб множественного расщепления личности и экспертного перформанса!🥴
Сегодня предлагаю начать наводить порядок в перечисленных ролях и темах, если вы хотите погрузиться в архитектуру современного курса.
Скорее всего, статья будет разбита на 2-3 части. К концу этой статьи ожидаю, что причины такого усложнения архитектоники образовательных программ станут для вас прозрачней.
Откуда в методологии разработки курсов столько матчасти? 🤔
✅ Информационный профицит и доступ ко всему накопленному опыту
✅ Ограниченные возможности одного человека
✅ Эпоха борьбы за внимание
✅ Продажи Human-to-Human (продажи от человека человеку)
✅ Быстрое развитие сферы онлайн-образования
ИНФОПРОФИЦИТ
Раньше, чтобы найти информацию, мы шли в библиотеки и просиживали там днями. Мы ходили ногами в архивы и заказывали старые выпуски газет, чтобы найти исторические данные.
Сегодня нам надо знать только принципы поиска информации в браузере.
Если вы введете в нем #разработкакурсов, на вас свалятся гигабайты информации по этой теме. Не такой интересной, как у меня, но вы ее точно найдете.
Это привело к тому, что:
🤷♀️ Люди тонут в информации. Если у них нет времени, сил, желания разбираться самостоятельно, они ищут эксперта, который даст им структуру и систему.
🤷♀️ Когда по теме много материала, курс должен давать что-то большее, чем его пересказ. Сюда входит и логика подачи, и формат подачи, и опыт, связанный с прохождением курса, и результаты «на выходе» и личность автора.
🤷♀️ Содержание курса должно выделяться. Эксперту приходится думать, как выделить свой курс и донести его преимущество над страницами в Википедии и другими курсами.
ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЧЕЛОВЕКА
Эксперт – он человек ☝ со своей ресурсной емкостью. Его время, силы и энергия не растягиваются на все, что нужно учесть, чтобы курс не просто появился, но и «взлетел».
Скажу даже больше: обучающийся – он тоже человек ✌. У него тоже своя емкость. В него вмещается ограниченное количество информации и событий.
Проблема в том, что мы не знаем, с какими жизненными ресурсами к эксперту на обучение приходит он. У него может быть сильно ограниченное внимание, свои интересы, потребности свои установки, связанные с обучением. Поди предскажи все это.
Возможности этих двух участников курса создают невероятное разнообразие инструментов, форматов и принципов взаимодействия, которые должен содержать #современныйкурс, чтобы достичь цели обоих.
БОРЬБА ЗА ВНИМАНИЕ
Мы с вами – уставшие от реклам, выпрыгивающих на нас объявлений и требующих внимания близких. Нас разрывает на части так, что с утра проснулся и уже устал.
Поэтому сегодня эффективен тот, кто научился привлекать и удерживать внимание своих клиентов. Читай: «Востребован эксперт, который привлекает внимание и способен сохранять интерес к курсу долгое время».
Тонкий момент состоит еще и в том, что агрессивная реклама ведет к сенсорной усталости. А новым поколениям вообще свойственна баннерная слепота. Они умеют отсекать потоки ненужной им информации. Привлекает информация, которая откликается в них.
ЧЕЛОВЕЧНЫЕ ПРОДАЖИ (HUMAN-TO-HUMAN)
Тренд на человечность. Человек покупает сегодня у человека. Это значит, что личность автора важна.
Обучающийся хочет доверять тому, к кому идет. Кроме доверия, покупающий хочет знать автора с его человеческой стороны.
Поэтому личность эксперта курса – точно такая же часть разработки курса.
В упаковке, программе и коммуникациях по курсу должен «читаться» и его автор, и его ценности, и убеждения, и его близость духу обучающегося.
СТРЕМИТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОНЛАЙН-ОБРАЗОВАНИЯ
В этом тренде отражение сразу ряда причин:
✅ глобализация (сегодня человек из Индии может поступить в университет в Англии, где преподают профессора из разных стран)
✅ увеличение покрытия и скорости Интернет
✅ тренд на lifelong learning
✅ ковидные годы (добавил, так добавил)
Свежие исследования показывают, насколько велика сегодня сфера онлайн-обучения. Она исчисляется миллиардами долларов.
Более того, те же исследования подтверждают рост рынка #онлайнобучения в следующие 10 лет.
Даже крупные компании стали наращивать свои внутренние онлайн-системы для развития сотрудников.
Раньше (говорю как человек из этой сферы) онлайн-обучение использовали очень дозировано. В онлайн были только обязательные курсы по корпоративным политикам, правилам и безопасности. Только обязательное обучение, которое было слишком дорогим для проведения в аудиторном "живом" формате.
В следующей части предлагаю начать разбираться непосредственно с методологией разработки курса, разложив по полочкам роли и функции команды разработки.
Прошу вас отметить статью лайком ♥, если она была вам интересна.
Будет особенно интересно узнать, к какой категории вовлеченных в обучение относитесь вы: вы - эксперт, методолог? Возможно, вы сами обучаетесь?
Ну и будем знакомы!