Литературное творчество (как и любое другое) основано на таланте, вдохновении, а также работоспособности автора. Писатель трудится, руководствуясь художественным чутьем, которое заменяет ему интуицию.
Но рано или поздно даже перед самым талантливым автором встает вопрос об организации рабочего дня и творческого процесса. В этом отношении писатель сильно отличается от поэта, который творит по наитию. Но автор художественной прозы не может позволить себе такой роскоши – он вынужден вводить поток своего воображения в рамки – хотя бы для того, чтобы не потеряться в сюжете собственного произведения.
Проблема соотношения вдохновения и плана книги – не праздный вопрос даже для опытного автора. Эту тему очень тонко и глубоко обыграл А. С. Пушкин в маленькой трагедии «Моцарт и Сальери». В этой пьесе Сальери сочинял музыку по науке и по всем правилам, в то время как Моцарт творил по вдохновению. К сожалению, в интерпретации Александра Сергеевича «слишком правильный» Сальери оказался не в состоянии понять и принять неорганизованный и безудержный талант Моцарта.
Но в жизни творческий процесс протекает буднично и довольно прозаично. Любой автор – особенно начинающий – нуждается в расписании, планах и черновой работе. Ни в коем случае не сто́ит пренебрегать таким банальным и скучным занятием, как составление предварительных набросков, которые служат хорошим ориентиром при написании книги.
Любое художественное произведение нужно писать по плану, который, словно нотная партитура, правильно расставляет акценты. Вдохновение непостоянно: оно уходит так же быстро, как и приходит, так что даже профессиональный автор не всегда успевает его поймать. А план всегда под рукой: он не только мотивирует и организует, но и стимулирует воображение писателя.
Вдохновение необходимо автору для начала работы. Обычно в такие минуты в его голове зарождается идея произведения, возникают образы героев, но без плана все эти прекрасные задумки рассеиваются как дым. Как парадоксально это ни звучит, но вдохновение нужно держать под контролем. Его нужно подпитывать усердным и продолжительным трудом. Воображение работает лишь при упорной работе самого автора, который в таких случаях не может обойтись без плана.
Черновик писателя – это скелет будущего произведения. Без него конструкция книги долго не выдержит, поэтому многие писатели заранее составляют план, на который ориентируются в процессе работы.