На пятничном заседании Банк России повысил ключевую ставку на 1% до 9,5%. Действия и комментарии регулятора противоречивы. Банк России повышает ставку с тем обоснованием, что цикл повышения ставки - это средство для сдерживания инфляции. Это крайне спорное заявление, т.к. инфляция в данный момент в России является импортируемой, т.е. повышение цен в рублевой экономике является следствием повышения цен на основные товары и сырье на мировых рынках. И неважно, какие у этого глобального роста цен причины - рост денежной массы, логистические проблемы, и/или что-то еще. Важно, что на рост цен в данных обстоятельствах значение ключевой ставки влияет крайне опосредованно (довольно существенно, пожалуй, в секторе недвижимости, но там влияние только со стороны ограничения спроса, а на растущую себестоимость не влияет).
Взгляните на любопытный график - сопоставление рублевой и долларовой инфляций по годам:
По историческим меркам, сейчас инфляция в России крайне невысокая, по сравнению с инфляцией в США (незначительно меньше дельта была только в 2017 и 2019 годах). Ставка Банка России 9,5%, ставка ФРС США 0,25%. Банк России усердно борется с долларовой импортируемой инфляцией, делая при этом финансирование бизнеса в России безумно дорогим, тем самым снижая возможности для конкуренции, а значит - потенциального снижения цен…
Отдельно Банк России отмечает активный рост ссудной задолженности по льготным программам, уточняя, что ставка по ним мало зависит от динамики ключевой ставки. «Поскольку спрос на такие кредиты слабо зависит от ключевой ставки, нам необходимо поддерживать более жесткие условия для всех остальных заемщиков, которых большинство» (пресс-релиз на сайте Банка России https://cbr.ru/press/event/?id=12677) - это ли не ограничение конкуренции регулированием доступности финансирования?
Весьма противоречиво заявление в начале выступления о росте деловой активности, а в дальнейшем - заявление о проблемах на стороне производства. Пытливый слушатель не может понять, как это совмещается, и как решению проблем производства способствует повышение ключевой ставки (уменьшение доступности кредита).
По прогнозу Банка России диапазон среднего значения ключевой ставки в текущем году составляет 9-11%, а это означает, что в моменте ставка может быть существенно выше 11%.
Очевидно, что повышение ключевой ставки влечет за собой и рост доходностей облигаций. Цены на облигации снижаются, и держатели длинных бумаг наблюдают существенную отрицательную переоценку, но что более опасно для любителей high yield - столь сильный тренд на подъем ставок может быть губительным для низкорейтинговых эмитентов, которым предстоит рефинансировать долг в ближайшее время.
Для рынка акций устойчивый рост и высокое абсолютное значение ставок ставит вопрос о переоценке абсолютного большинства бумаг: во-первых, рублевая дивидендная доходность акций теперь соперничает с более, чем 10% доходностью по безрисковым ОФЗ (и еще большими ставками по умеренно рискованным эмитентам), во-вторых, дисконтированная стоимость существенно уменьшается при высоких ставках, в-третьих - рост стоимости долга значительно (а для некоторых эмитентов и кратно) снизит финансовые результаты ближайших периодов, причем для отдельных компаний это означает серьезные проблемы.
Определенно можно сказать, что помимо прочих внешних факторов, уровень ставок окажет существенное давление на фондовый и долговой рынки. А вместе с тем - и новые возможности купить что-то дешевле… в свое время.