Громко шифером шурша. Махровый трэш с бюджетом 100 млн. $.
(The King's Man, 2021, Великобритания и др.)
Вот смотришь на не особо размашистую фильмографию Мэттью Вона - "Слоеный торт", "Звездная пыль", "Пипец", "Люди Икс: Первый класс", "Kingsman 1 и 2", - и не понимаешь, в какой момент он вдруг превратился в зануду. Вроде бы в своей предпоследней работе пять лет назад он еще наяривал хулиганский рок-н-ролл, а сегодня мужика прямо не узнать - застрял где-то промеж двух стульев: тоскливого боевика и безыдейной трэшанины.
Сама по себе задумка приквела "Кингсманов", отбрасывающая эту фантастическую шпионскую вселенную в эпоху Первой мировой, казалась замечательной. Ведь тут вам и альтернативная трактовка знаменитых реальных событий, и целая толпа реальных исторических личностей. Начиная от "пешек" типа Гаврилы Принципа и Маты Хари до буквально королей - британского Георга V, а также императоров Германии и России Вильгельма II и Николая II.
Всё это, признаться, интриговало гораздо сильнее, чем игра выдуманными фигурками в выдуманных войнушках первого и второго "Кингсмана". Тем более при участии аж самого мэтра Рэйфа Файнса, которому в аналогичной Бондиане досталась лишь роль второго плана ("М"), а здесь - полноценная главная. Да к тому же не кабинетная, а с беготней, стрельбой и мордобоем.
Увы, но то, что в теории выглядело на твердую пятерку с плюсом, на практике едва потянуло на тройку с минусом.
Буквально с первой сцены, где герой Файнса, герцог Орландо Оксфордский теряет на Англо-Бурской войне жену, а его маленький сын - мать, становится понятно - с фильмом явно что-то не так. И что по сравнению с предшественниками он чересчур серьезен: зачем-то вдруг пытается корчить из себя душещипательную драму, хотя до этого оба "Кингсмана" прекрасно обходились и без нее.
- Ну ладно, драма так драма, - пожмете плечами вы. - Почему бы и нет? Тем более, вон и Рэйф Файнс в этом жанре матерый спец - возможно, для него так и было задумано.
Однако едва после пролога сюжет перепрыгнет на 12 лет вперед и доберется до главного злодея, чье инкогнито нам раскроют лишь в конце - и всё тотчас идет наперекосяк. Потому что пафосные разговоры о судьбе британской отчизны, патриотическом долге героев, гуманизме, любви к детям и т. п. при этом никуда не денутся. Только теперь они будут чередоваться с настолько трэшовой дичью, что удивительно, почему в России "King’s Man: Начало" не вызвал шумиху, как "Матильда" Учителя. Хотя в ленте Вона Николая II выставили в куда более неприглядном свете. В таком, что даже я, и близко не царепоклонник, да и вообще никакой не монархист, испытывал в некоторые моменты за творцов фильма испанский стыд.
А всё потому что вышла у них не трагедия и даже не черная ирония, а банальная безвкусица на уровне российских гыгы-комедий. Особенно когда Гришка Распутин, облизав (?!) герцогу Оксфордскому голую ногу, ударяется в боевой гопак под музыку Чайковского, а Николая II с семьей, как оказалось, убил... молодой Гитлер! Который потом знакомится с Лениным и жмет ему руку.
Очень трогательно.
Сюжет тоже, вращаясь вокруг интереснейших событий, демонстрирует почти полное отсутствие уникальных идей.
Вот секретная группа "мировых злодеев" под руководством некоего Пастыря решает, вы не поверите, поссорить Германию, Британию и Россию. Что злодеи будут со всего этого иметь? Да кто их знает - об этом нам не расскажут. Возможно, заработают деньжат и переедут на новую тайную штаб-квартиру, потому что сегодня они ютятся в какой-то высокогорной дыре буквально... в сарае с козами, ибо где еще-то?
Противостоит злодеям герцог Оксфордский, создавший ради этого свою маленькую тайную организацию - тот самый будущий "Кингсман". Зачем? Ну раз британская разведка со своими обязанностями не справляется, значит Британии нужно две разведки. Куда впоследствии входит и повзрослевший сын герцога, хотя больше всего наивный парень мечтает отправиться на фронт - геройствовать во имя родины. А папка не хочет его туда отправлять, но тот настаивает, а папка не хочет, но тот все равно настаивает, хотя папка и не хочет...
Короче, типичная дето-отцовщина, только в первых двух фильмах она была не такая тоскливая, а гораздо веселее.
И вот шпионы Пастыря - Гаврило Принцип, Мата Хари, Распутин, Ленин и другие, - начинают строить козни европейским монархам, а шпионы Орландо Оксфордского пытаются им в этом мешать. Затем чтобы в финале схлестнуться в эпической битве... ага, в том самом козьем сарае, ведь обзавестись новым штабом злодеи так и не успеют.
Хэппи энд! Продолжение следует!
***
В общем, по меркам некогда искрометного хулигана Мэттью Вона - очень кисло и без задора. Редко-редко какая сцена в "King’s Man: Начало" заставит вас вспомнить, что вы смотрите новое кино от легендарного творца Пипца и Убивашки. Очень редко. Гораздо чаще вы будете просто сидеть и недоумевать, на кой черт и для кого всё это было снято. Потому что для поклонников "Кингсманов" и просто для любителей боевого трэшака здесь очень много унылого бла-бла-бла. А для обычных любителей боевиков - явный перебор китча, причем столь же унылого.
Короче говоря, если Мэттью Вон не реабилитируется в обещанном "номерном" "Кингсмане 3", то, видимо, придется уже по-настоящему на него обидеться. А пока будем считать это первой его серьезной творческой ошибкой, которую еще не поздно загладить.