Можно сколько угодно ругаться на заказчиков, группы, конкурентов, коллег, но пока сам не научишься правильно играть на поле публичности и тем самым приводить себе в аккаунт клиентов, никто не поможет. Мы сейчас находимся в той эпохе, когда клиенты ищут копирайтеров и вообще фрилансеров, сотрудников, партнеров в проекты на публичных площадках - в социальных сетях. Это простой и удобный способ быстро собрать отклики на вакансию и информацию о тех, кто заинтересовал. Но и тут не всё так просто…
Три ошибки, из-за которых копирайтер теряет клиентов до первого касания
1. Замечания, критика чужих постов и комментариев в публичном пространстве (там, где собираются ваши потенциальные клиенты)
Очень много ваших потенциальных клиентов читает комментарии. Возможно, вы этого не знали, но заказчики с удовольствием читают комментарии к постам с вакансиями в т.ч. не своими). Сами тратить время на создание и публикацию поста с вакансией не хотят, а сотрудников абсолютно спокойно и осознанно ищут под аналогичными постами других работодателей. Пример ниже:
Да, вакансии и условия разные. Иногда есть полнейшее несоответствие требований и оплаты. Хочется рвать и метать, высказать всё, что вы думаете по этому поводу. Стоп! Подумайте, что в итоге это вам даст. НИ-ЧЕ-ГО. Заказчик знает что и зачем пишет. От ваших комментариев ничего не изменится. Просто пройдите мимо такой вакансии.
Смиритесь, предложения есть на любой спрос. Вы даже не представляете сколько людей готовы работать бесплатно для опыта.
2. Ругань в комментариях, переход на личности и коллективная травля.
Если вы думаете, что привлечь к своей персоне внимание любой ценой - это хорошо, то я вас огорчу, в плане фриланса это не работает. Да и вообще, ни один hr к вам не придет, если ваше имя постоянно мелькает в скандальных комментариях. Помните, каждое ваше действие в публичном пространстве оставляет свой след на вашей репутации!
Знаете утверждение “подобное притягивает подобное”?
Так и в этом случае. Участвуя в гневном комментинге вы притягивает к себе таких же склочных коллег и клиентов. Любите поучаствовать в “жареном”? Не удивляйтесь, что вам постоянно попадаются проблемные клиенты.
Всё больше копирайтеров, которые достигли определенного веса в профессии, выходят из копирайтерских групп и чатов, потому что там кроме срача уже нет ничего полезного. Каждый востребованный специалист знает сколько стоит его время и почему нельзя его тратить попусту на то, что вытягивает энергию и не несет итоговой пользы.
3. Агрессия или самоутверждение по отношению к коллегам.
Вспомните, как часто в группах Фейсбук линчуют того или иного исполнителя, его работу, пост? И обязательно в комментариях бегут плеснуть ядом его же коллеги. Зачастую менее успешные, менее востребованные, менее заметные. Им нужно хоть немного внимания к себе привлечь. И показать что я лучше, умнее, круче. Всё это сводится к банальному и дешевому желанию урвать клиента у своего коллеги. Но не за счет ума, компетентности, а за счет чужого промаха. Эдакие танцы на костях.
А теперь посмотрите на это со стороны. В группах огромное количество ваших коллег, они же комментируют и читают те посты, профили, что и вы. Возможно вы не знали, но коллеги - одни из лучших поставщиков клиентов на постоянной основе. Причем не только из смежных профессий, но и тех, которых вы считаете своими конкурентами.
Да-да, те, у кого завал с работой, очень активно скидывают клиентов своим знакомым специалистам. Лично я так делаю - передаю заказчиков на тексты выпускницам своих курсов по копирайтингу. А еще от коллег вы можете получить контакты клиентов, которые не работают со всеми подряд, т.е. проекты из рук в руки. Через коллег вы можете выйти на клиентов, которые поднимут ваш средний чек (если этот коллега работает дороже чем вы и клиент согласен на его цену, а вы не менее компетентны, то почему бы не вырасти в деньгах?).
Подумайте, кому специалист будет передавать клиентов, с которыми он сам по каким-то причинам работать не будет? Правильно, своему кругу проверенных адекватных специалистов! А откуда этот круг берется никогда не задумывались? И да, помимо всего прочего, специалисты знакомятся в комментариях, а потом начинают общаться вне поля комментинга:
Поправочка. На обесценивающие комментарии знакомиться придут те, для кого это норма. Кто тоже себя так ведет в публичном пространстве. И кто тоже губит свою репутацию таким нехитрым способом. Т.е. это вообще не тот круг общения, где вам могут передать адекватных клиентов.
Хотите прочувствовать разницу в коммуникациях на себе? Копирайтерам и комментаторам будет полезно!
Представьте, что вы руководитель проекта (инфобизнес или около него) и периодически присматриваетесь к копирайтерам в популярных группах. Вам нужен помощник по части контента. И вот вы натыкаетесь на такую ветку комментариев:
Вы хотели бы работать со специалистом, который проявляет такую агрессию по отношению к человеку, который реально может стать источником постоянных заказов?
А работать бок-о-бок со штатным копирайтером проекта, зная, как он себя ведет в публичном пространстве?
Переход на личности, оскорбление, агрессия, злость, которая граничит с ненавистью по отношению к человеку, чей пост написан в информационном стиле и является рекомендательным.
Представьте на минуту, как этот человек отреагирует на правки клиента к его текстам. Начнет поливать оскорблять, угрожать, поносить публично?
Какой клиент захочет общаться с человеком, который не может держать свои эмоции в себе? Который оставляет за собой право судить кому и что положено в формате оскорбления, унижения, оценивания, будучи участником публичной группы и соглашаясь с ее правилами? Что из реальных своих достижений он может продемонстрировать участникам, чтобы подкрепить свои слова?
Психотип “обиженный ребенок” обречен на проблемных клиентов и низкооплачиваемые заказы.
Никто не хочет связываться с проблемными и конфликтными людьми.
Обратная сторона демонстрации экспертности копирайтера, которая может сыграть против вас
Обыграем ситуацию.
- Вы увидели пост в аккаунте руководителя онлайн-школы, психолога или владельца туристического агентства, пост про его работу, но в нем есть ошибки: знаки препинания, орфографические, ошибки. Немного, но есть.
- Вы - копирайтер и вам хочется работать с этим человеком или его нишей.
- Недавно вы читали пост про пользу экспертного комментирования. А дать рекомендации по этому посту (как его улучшить) - это же как раз вариант показать свой профессионализм и пользу от сотрудничество здесь и сейчас.
Ваши действия?
- Сразу под постом напишу комментарий с подробным разбором ошибок, рекомендациями и предложу свои услуги. Покажу “товар лицом”В соцсетях нужно все делать быстро и четко, чтобы найти клиента.
- Сделаю подробный разбор поста, дам рекомендации, предложу свои услуги, но уже в личном общении.
- Пройду мимо или оставлю комментарий, никак не связанный с ошибками в посте.
- Заскриню этот пост и сделаю из него разбор у себя на странице с подписью “так делать нельзя”. Если понравится аудитории, отправлю в предложку в какую-нибудь популярную группу, где собираются мои потенциальные клиенты.
А теперь правильный ответ.
Возможно вам кажется, что вы делаете человеку хорошо, указывая на ошибки и бесплатно предоставив ценные советы по улучшению поста. Это же не замечание, а совет. Но нет, вы зашли на территорию другого человека, в его публичное поле. Вас никто не просил работать корректором.
И если человек выкладывает пост, а в нем есть ошибки, значит именно этот аспект для человека не имеет значения. А если уж очень хочется причинить добро - спросите в личке, не будет ли человек против, если вы ему покажете какие ошибки в тексте он допустил.
Т.е. не присылайте сразу разбор его поста с ошибками, а спросите вежливо хотел ли бы он, чтобы вы подсказали как усилить пост. Если ответ положительный, тогда присылайте ваши рекомендации. Если нет, то ответ очевиден - в услугах корректора этот человек не нуждается.
Это же касается фотоконтента, оформления аккаунта или публикации.
Каким должен быть копирайтер, чтобы не сидеть без заказов?
С ним удобно работать. От него нет волны негатива и недовольства. Этот копирайтер сначала думает, потом пишет. Он понимает последствия своих действий и взвешивает каждое свое слово. Это человек, которому хочется доверить свой проект, не боясь за репутацию и состояние в коллективе.
Вывод: профессиональные качества важны, но на рынке, где много специалистов, которые оказывают схожие услуги схожего качества, выбирают не только по уровню и компетенциям. Выбирают по тому, как человек себя транслирует в публичном пространстве, насколько он подходит компании и коллективу.
Помните, по постам в соцсетях, очень мало какой потенциальный клиент может оценить ваши профессиональные качества. Зато он может оценить вашу адекватность и то, насколько вы ему импонируете как человек. Именно опираясь на эту самую адекватность и делает свой выбор большинство платежеспособных и НЕ проблемных клиентов.