Найти тему
Геолог и путешественник

Необычный урок географии для школьников и студентов. Пабло Эскобар. Колумбия. Альтернативный взгляд

Оглавление
Колумбия. Рисунки из открытых источников. Коллаж автора
Колумбия. Рисунки из открытых источников. Коллаж автора

«Все, что я хотел, — сделать мою Колумбию лучше»

Пабло Эскобар

Знание географии влияет на ваш статус в обществе и кошелёк

Мир стал очень «маленьким», и сейчас улететь в любую страну земного шара, это один раз сказать и один раз сделать, то есть стало проще простого. А куда мы летим отдыхать, работать, вести бизнес, что представляет эта страна, какие экономические показатели, что там популярно, а что нет, это первые вопросы которые нужно задавать самому себе, отправляясь по новому маршруту. Без географии ни куда!

Вот например связь бизнеса и географических знаний:

- Если вы вдруг решили продавать говядину в Индии, а свинину в Саудовской Аравии, и, не изучив сути предмета, на последние деньги отправили по паре-тройке контейнеров-рефрижераторов в эти страны, то конец вашего бизнеса будет позорным и печальным, а если это еще и кредитные деньги…

Корова в Индии - священное животное. Фото из открытых источников.
Корова в Индии - священное животное. Фото из открытых источников.

- А может вы решили продавать конфеты в Китай, услышав краем уха, что там любят наши сладости, отгрузили пару фур, договорились с местом реализации, и сидите, считаете будущие барыши, а их все нет и нет! А были ли вы в Китае? А знаете ли что наши конфеты для них слишком сладкие и количество сахара в наших изделиях они не приемлют, а кто поставляет кондитерские изделия в Китай, снижают их сладость специально для этого рынка?

- Или вы решили устроить себе гастрономическое турне по арабским странам в период празднования Рамадана, и поехали не по путевке в отель (так как в отеле вы не поймете всех оттенков местной кухни), а решили сделать широкий жест и решить, что самостоятельное путешествие вам по плечу и вы можете обходиться без услуг отелей, то я вам очень сочувствую, помимо скудности блюд местной кухни, вы будете каждый день голодать до захода солнца, потому что это Рамадан - и до вечера все заведения арабского общепита закрыты!

Поэтому грамотное преподавание и изучение географии (а это очень и очень широкая наука), нацеленное результат, становится таким актуальным.

Да и выглядеть прилично «подкованным», разбирающимся во многих сферах знаний человеком, остается важным фактором успеха.

И сразу вопросы: «Что вы подумали о Лиз Трасс - министре иностранных дел Великобритании (бывшей Владычице морей и суперметрополии), когда она на полном серьезе отказалась признавать Воронежскую и Ростовские области – частью России?» (встреча министров иностранных дел России и Великобритании в Москве 11 февраля 2022 года).

А что вы слышали про это высказывание представителя госдепартамента США Дженнифер Псаки для прессы: «Если Белоруссия вторгнется на Украину, 6-й флот США будет немедленно переброшен к берегам Белоруссии»?!!

И почему вы, мои читатели, до сих пор еще не побывали на морских песчаных пляжах Белоруссии??? Не пробовали и не ведаете от таком знаменитом белорусском блюде - "бульба с лангустом"???

Переброска шестого флота США к берегам Белоруссии. Коллаж из открытых источников
Переброска шестого флота США к берегам Белоруссии. Коллаж из открытых источников

И это главные работники министерств иностранных дел!!! То есть наш школьник чаще лучше ориентируется на мировой карте, чем те люди, которым это положено по должностным обязанностям.

Если для Дженнифер Псаки, еще можно сделать поблажку, основываясь на старых выступлениях М.Задорнова про США («тупые они там все, ну тупые!» и вряд ли с тем пор что-то там улучшилось), то для министра иностранных дел Великобритании и в любом нормальном государстве после такого позора, это должно стать концом карьеры. Когда ты едешь на встречу к господину Лаврову, нужно владеть информацией лучше господина Лаврова и знать, сколько условных борзых щенков преподнесено в дар чиновникам в условном Новохоперске с 1917-го революционного года по настоящую дату, иначе тебя растопчут… Что и случилось.

География и все что к ней относится это очень и очень важно!

А каким же образом, начинается урок географии по изучению страны мира в старших классах (не берусь утверждать, что в каждой школе так, но в большинстве будет похоже)?

Обычное преподавание и изложение информации это достаточно печальная история:

«Ученики (студенты), сегодня мы будем изучать Колумбию. Страна находится на южноамериканском континенте в северо-восточной его части, омывается 2-мя океанами, столица Колумбии – Богота, население страны – ххх млн.чел, страна граничит с Венесуэлой, Эквадором, Перу, Бразилией, Панамой. Население представлено такими-то народами…Валюта страны… Основу экономики составляют следующие отрасли…ВВП страны составляет… ВНП страны составляет…Климат…Рельеф…и т.д и т.п.»

Когда писал это – захотелось глубоко зевнуть, уснуть и проснуться в конце урока.

Скучно, лучше посплю. Фото из открытых источников
Скучно, лучше посплю. Фото из открытых источников

А теперь вариант преподавания географии, как одна из альтернатив, предлагаемая автором

Суть методики заключается в том, чтобы сразу зажечь внимание школьников (или студентов) необычными, яркими и запоминающимися личностями и событиями рассматриваемой страны, создать стержень интереса к стране, и уже за счет наличия этой основы, на нее «нарастить» другие знания, касающиеся экономики, демографии, культуры, природы и других знаний по изучаемому региону.

Колумбия, о которой вы не узнаете на обычном уроке географии

А как вам такое начало, пример:

Ученики (студенты), всем доброго утра (дня)!

«Сегодня, я бы хотел(а) рассказать историю борьбы двух крупнейших колумбийских наркокартелей – Медельинского картеля и картеля Кали, это была жестокая война на уничтожение, и выжить в ней предстояло только одному картелю… И сразу хочу задать вам вопрос на знания и сообразительность: «Почему они так назывались?», «кто такие или что такое Медельин и Кали?»…

Структуры картелей Медельин и Кали. Рисунок и открытого источника
Структуры картелей Медельин и Кали. Рисунок и открытого источника

Когда об этих фактах (существованию картелей) есть вся открытая информация в интернете и фильмах (сериалах), и вдруг об этом начинает говорить учитель в школе (преподаватель в университете), на уроке какой-то там географии!!!

Так значит это уже «свой чувак» или «своя чувиха» (у каждого поколения свои жаргонизмы и обозначения учителей), и он «в теме»! Но «в теме», не в том что «употребляет», а в том, что может, не боясь говорить на запретные официально (или негласно) темы, и не закатывает глаза к небу, восклицая «мы не можем, не будем об этом говорить!», не станет замыливать тему и пр. Интерес, в первую очередь, всегда вызывает то – что запрещено.

Но и необязательно заострять внимание на запретных темах, всегда можно найти и зажигающие внимание альтернативы, Колумбия знаменита не только преступностью и производством наркоты. Например в ней добывают очень много красивых изумрудов. Колумбия является крупнейшим поставщиком на мировой рынок этих драгоценных камней.

Огромный изумруд, найденный на прииске в Колумбии. Фото из открытых источников
Огромный изумруд, найденный на прииске в Колумбии. Фото из открытых источников

А далее уже начинается активный диалог между учителем и учениками, а не монолог измученного преподавателя, не имеющего обратной связи и дающего информацию в пустоту, которая никогда не будет усвоена.

Остальное - дело техники, учитель дает интересную информацию о картелях, их главах, истории их жизни (материалов в интернете множество), соответственно и параллельно приводится интересная информация о стране, ее борьбе за независимость от Испании с дальнейшем превращением в марионеточное государство с сильной зависимостью от США. В общем, вся линия урока должна быть направлена на поддержку взаимного общения с учениками и развития интереса к стране.

Найти занимательную информацию о стране – десять-пятнадцать минут!!! Подготовить еще полчаса, и у вас готов не тривиальный урок (естественно, информацию каждый год нужно подновлять, так как все быстро меняется в нашем мире). Но еще одно немало важное условие – учитель должен владеть информацией лучше, чем ученики, чтобы не попасть в глупую ситуацию, в процессе диалога, когда ученик знает тему более глубоко, а учителю не чем отвечать на его вопросы.

Скала Эль Пеньон де Гуатапе, департамент Антьокия, Колумбия. Фото из открытых источников.
Скала Эль Пеньон де Гуатапе, департамент Антьокия, Колумбия. Фото из открытых источников.

Кульминацией будет выдача интересного домашнего задания, выполнение которого будет не только интересной задачей для учеников, но и заставит учиться искать информацию, размышлять и развивать причинно-следственное мышление.

Как, например:

- найти информацию об объемах черного рынка продуктов сельского хозяйства (в том числе коки) Колумбии и какой процент от официального ВВП он составляет…

- выбрать период и написать объемы полученного внешнего кредитования и их источников, полученные Колумбией, оценить рост внешнего долга и эффективность полученных кредитов и пр…

-рассказать о курортных городах Колумбии, расположенных на побережье Карибского моря и Тихого океана, провести их сравнение по привлекательности, найти плюсы и минусы каждого расположения, как по климату, так и по уровню преступности…

Город Картахена на берегу Карибского моря, Колумбия. Фото из открытых источников
Город Картахена на берегу Карибского моря, Колумбия. Фото из открытых источников

Интересных вариантов заданий может быть очень и очень много.

И впоследствии, на следующем уроке нужно уделить достаточно времени обсуждению заданного и за хорошо сделанное домашнее задание, не жалеть и щедро раздавать высокие оценки, и это будут уже оценки не за тупое заучивание энциклопедической информации, а за умение эту информацию собирать, обрабатывать и анализировать.

Возможно, после прочтения статьи, раздадутся возмущенные возгласы: «Как же так! Автор занимается пропагандой запрещенных веществ, и вообще советует какую-то чушь для преподавателей по методикам!»

Сразу отвечу в формате монолога и риторических вопросов!

- Уверены ли вы, что если не рассказываете своему ребенку эту информацию, то он об этом ничего не знает?

- Если ваш ребенок знает эту информацию, но не обсуждает ее с вами, то, что лучше: чтобы вы донесли свое, надеюсь, авторитетное мнение, до него как с этой информацией поступить или это сделают улица или дурные компании?

- Естественно учитель в процессе подачи информации о наркокартелях и прочей запрещенной законами деятельности (если уж он погружается в эту тематику) должен, в том числе обязательно рассказать, что ни чем хорошим это не заканчивается, и жизнь, участвующих в этих занятиях людей, либо быстро обрывается, либо большей частью проходит в тюремном заключении.

Что касается университетского преподавания географии, то студенты - это почти состоявшиеся личности и жизненного опыта у них будет по больше по сравнению со школьниками. Они уже начинают поминать, что мир не черно-белый, разделенный на чистое добро и зло, а фактически имеет много оттенков и черного и белого, и подходить к оценке каждого события нужно не однобоко, а анализируя его всесторонне.

Поэтому в университетской географии могут рассматриваться более серьезные вопросы для обсуждения:

Непосредственно по Пабло Эскобару:

– несомненно, что Пабло не очень хороший человек и он виновен во многих преступлениях, но почему его до сих пор любят в Медельине, помнят его поступки и финансовые вложения (улучшение жизни бедных – раздача денег и еды, строительство жилья, больниц, школ в Медельине) – Эскобар построил целый район в городе, который носит его имя;

Район имени Пабло Эскобара. Фото из открытых источников
Район имени Пабло Эскобара. Фото из открытых источников

- если он супер-злодей, а наркотики, поставленные им в США, унесли жизни тысячи людей, то почему развязанные войны с прямым и косвенным участием США, ведущие к смертям и ломке судеб миллионов человек не являются суперзлодейством?

- может Пабло это всего лишь один из инструментов Кармы, которая прошлась по молодежи США за свершенные преступления этой страны (а вместо Эскобара мог быть любой другой человек)? Насильно он никого не заставлял и не принуждал употреблять свою продукцию! Когда вы заходите в магазин у вас всегда есть выбор брать товар или нет, в случае запрещенными вещами также;

- почему Фидель Кастро и Эрнесто че Гевара стали народными героями, а ведь они пришли к власти не в результате честных выборов, а с оружием в руках, а Пабло Эскобар народным героем (для всей Колумбии) не стал? Может ему стоило также захватить власть с помощью своей наемной армии и сторонников, это было бы быстрее и эффективнее, но он стал пытаться пройти в политику легально, естественно этого не хотели, ни действующее правительство, ни США;

Почему, в 1986 году, он предлагал правительству погасить внешний долг страны в размере 8 миллиардов долларов, что дало бы Колумбии избавление от излишних обязательств, рост экономики и улучшение уровня жизни населения; но получил отказ!???

Что касается Колумбии:

- Почему так много бедных в стране, какие причины?

- Сколько страна должна внешним кредиторам в % от ВВП?

- Каким образом Колумбия стала вассалом США?

- В каком фактическом экономическом состоянии находится эта страна, структура экспорта и импорта?

- Повстанческие группировки и их влияние на экономику?

Что касается наркотрафика Колумбии и других стран:

- Почему с ликвидацией Пабло, ничего не изменилось, наркотрафик не прекратился, просто финансовые потоки от него перешли от «нерукопожатных» лиц (в частности Эскобара) к «рукопожатным» (тут оставлю пробелы…, какие страны являются «рукопожатными» и кто ими управляет?);

- Почему во многих странах, есть отделы полиции и спецслужб по борьбе с оборотом наркотиков, изымают партии товара, ловят преступников, но количество зависимых, как и доступного «продукта» это не уменьшает? Может, мы являемся свидетелями очередного обмана, когда под видом борьбы, идет перераспределение финансовых потоков в нужные руки?

- Почему, когда Афганистан находился под управлением движения «Талибан» (движение запрещено на территории РФ), в период с 1996 по 2001г, с каждым годом шло уменьшение полей опийного мака, действительно шла борьба с зельем, посмотрите на диаграммы ниже, особенно показатели 2001 года, когда посевы активно уничтожались, а цена наркотика взнеслась к рекордным значениям!

Площадь (га) посевов опийного мака в Афганистане*
Площадь (га) посевов опийного мака в Афганистане*
Количество произведенного наркотика и стоимость одного килограмма*
Количество произведенного наркотика и стоимость одного килограмма*

И по странному совпадению пик борьбы движения «Талибан» (движение запрещено на территории РФ) с посевами опиумного мака совпадает с вторжением американских войск и их марионеток, под сомнительным предлогом – «найти старого и немощного Уссаму, который, якобы сидя в пещере в горах, организовал события в Нью-Йорке и прочие другие красочные трюки с самолетами, выполненные и снятые в нужных ракурсах для нагнетания страха у населения и оправдания дальнейших вторжений в независимые страны по выдуманным причинам». Почему после захвата Афганистана американскими войсками, наркотрафик устремился к ранее невиданным и рекордным значениям? Военные самолеты, которые никто нигде не досматривает, вывозившие неизвестные грузы в разные страны мира, большой частью в Албанию – известный центр преступности и дальнейшего распределения наркотиков в Европе. Где оседают эти сверхприбыли после реализации товара, какие банки их отмывают и на какие цели эти деньги используются в дальнейшем???

Наверное, такие вопросы нужно обсуждать, и хорошо подумать над тем какие цели преследовали страны и люди за ними стоявшие, активно пытаясь нейтрализовать Пабло Эскобара и других не подчиняющимся им как деятелей наркоторговли, так и активных борцом с этим злом на территории других стран (почему и был приведен в пример Афганистан).

Это и есть та самая занимательная география, обильно приправленная экономикой и политикой, которую действительно интересно изучать.

А к домашнему заданию, и для понимания происходящего - почему некоторые страны и корпорации богатеют, а бедные страны становятся еще беднее, в первую очередь можно посоветовать книгу Джона Перкинса «Исповедь экономического убийцы». Из этого произведения вы поймете связь различных международных валютных фондов и корпораций, которые прикрываясь благими намерениями (например, необходимостью реализации инфраструктурных проектов в интересных им странах), загоняют государства в кредитные долги, а затем в счет долгов и за бесценок овладевают всеми ресурсами этих стран и пользуются инфраструктурой, возведенной на эти кредиты. То есть строили кредиторы строили наперед и для себя, а расплачивается вечно будет государство-должник, ведь помимо долга еще набежали и не малые проценты...

Если Вам понравилась статья, прошу поставить "лайк", комментировать, подписываться и обсуждать интересные темы, которые также будут предложены в следующих публикациях

Ссылки:

*http://www.unodc.org/documents/crop-monitoring/Afghanistan/Afghan_opium_survey_2017_cult_prod_web.pdf