CAM: Cartes Art Machine - Чертовски редкий диск.
Информацию в интернете я собирал по крохам. Какие-то там раскрутые финские тяжметовцы во главе с "легендарным" Илкка (слышали о таком?), чего-то замутили не-своего-форматного, о котором даже наши металломаны имеют смутное мнение: то ли поп, то ли хрен-пойми-что.
Естественно, если не металл, то значит "поп" (третьего просто не существует). И вот, попробуйте объяснить себе, что под этим термином кроется. Если вам удастся прознать большего, то я с почтением сниму свою виртуальную шляпу. Как только я узнал, что это реальный SACD (а всезнающий сайт sa-cd.net мне ничем не помог), над решением купить думал не слишком долго.
Hybrid SACD : 5.1
- Airbag 8:09
- Wrenching 8:43
- Chiasma 3 7:20
- Circling 6:32
- Cubic 1 6:02
- Chiasma 4 5:08
Отцы-создатели...
Juhani Aaltonen – flute
Antti Ikonen – keyboards & iTube
Tuomo Lassila – percussions
Ilkka Niemelainen – guitar & iCage
Recorded at Cartes
Mixed at Äänitehdas
Mastered at Finnvox
All compositions by Ilkka Niemelainen
Mixed by Ilkka Niemelainen
Cartes (CAM-01-E), 2006
Это "многоканал, либо не-многоканал" был вторым, а точнее третьим, котом в мешке. Не диск, а мешок с котами! Спрятав котов в мешок, дождался их прослушивания.
И, вот оно… Не-формат по всем статьям. Массив из шести инструменталок.
Инструментарий минималистский: лидирующие флейта/акустическая гитара на фоне из пространственных клавишных риффов, аккордов, пассажей, электронных эффектов, мерного ритма ударных и перкуссий. Очень мрачно, чистый OST для заправского хоррор-фильма или зловещего артхауса. Вещи похожи друг на друга, стилистическая чистота соблюдена. Что-то есть от работ BT, что-то от тандема Travis & Fripp "Follow" CD + DVD-Audio, рецензии на которые упомянуты внизу.
Мне было интересно, как они это играют. И когда я посмотрел видео с «производственным процессом» Трэвиса и Фриппа, сопоставил с тем, что я слышу здесь, то общую картину уже смог интерполировать. Думается мне, что они, сперва, путём проб находят нужный темп, ритм и рисунок ударных. Найдя, запускают «машину» и подключаются все разом для бесконечной импровизации, пока не выдохнутся. Одновременно записывают сей «мозговой штурм», а потом, прослушав, отрезают ненужное. Или откуда бы взялись названия треков с номерами: Cubic 1, Chiasma 3, Chiasma 4?
Разворот обложки намекнул, что в арсенале группы имеется лазерный (или какой там, фотонный?) джедайский меч инструмент, воспроизводящий звуки путём перекрытия ладонями светового (или лазерного?) луча. Такой же, но помощнее, есть у Жана-Мишеля Жарра, если помните.
Пояснительная статья на обложке диска даёт следующие характеристики их диковинным инструментам – это некие сенсорные инструменты гибридного типа. Во как! iCage базируется на лазерных лучах, iTube базируется на инфракрасных сенсорах. Они не только могут играть одиночные ноты и аккорды, но и позволяют музыканту воспроизводить (to master = "мастырить", как у нас бы сказали) много различных звуковых и визуальных секвенций (последовательностей) и процессов в реальном времени.
Помните былые британские скиффл-группы 50-ых? Играли на стиральных досках, вёдрах да бутылках. Забудьте. Сейчас каждый – сам себе джедай с лазером, наигрывающим музыку. Ну, вы поняли: для освоения альбома требуется нужный настрой. Вся звуковая атмосфера легка и «эфирна» - это невесомое магнитное поле космических далей. Звук авангардный, альтернативный летнему яркому солнечному дню. Рекомендую это блюдо на большой громкости. Улёт в межгалактические пространства вам будет обеспечен.
К моему удовольствию микс оказался мультиканальный. Ресивер показал, что это 5.1, других подтверждений тому нет: независимый релиз на независимом лейбле независим во всём. Номер диска и тот прописан мелко-мелко. А вдруг подумают, что… Но мы-то другие, и думаем ещё и нашим мультиканальным мышлением, а в нём свои измерения.
1. Баланс. Его нет.
2. Статика. Короче говоря, для задней панорамы работает по-разному настроенный фильтр. Конечно, при такой настройке, фоном является эхо от передней панорамы, плюс то, чему позволено проникнуть сквозь АЧХ фильтрацию. К сожалению, даже такой ленивый метод сведения у инженера Иллки не слишком-то и задался: ни громкости, ни насыщенности. Поэтому обычные оценки это 3 и 4. В тылы проникают перкуссии/погремушки, флейта, гитарные пассажи, "булькалки". Где-то меньше, на три балла (треки 1, 4), где-то больше, на четыре (треки 2, 3 и 6). Центр тоже работает. Он то содержит солиста, то напрочь нет, обеспечивая заполняя его вселенским эфиром бытия. Пиком объёмного звучания стал ремикс "Cubic 1" с пятью баллами, потому что Иллка удосужился вспомнить о третьем пункте нашего табеля.
3. Динамика. В пятом треке отфильтрованные для тылов перкуссии пополнились какой-то леталкой. Чуток порадовало.
Резюмируя… Ремикс получился формальным, а по сути «автоматическим» на 4 балла. Да, диск неординарен. Может не понравиться. А может и наоборот, стать любимым и особенным для особых жизненных случаев. Надеюсь, что с появлением моего обзора, ещё на один мешок с "котами" стало меньше.
Мои исследования со звуком показали, что диску не повредит применение ап-миксера Game Dolby Surround (Game DSU), который значительно повышает настроение от прослушивания. Сразу устраняются все вышеперечисленные ошибки. Появляется баланс, равномерная дискретность и динамические леталки.
Мне захотелось поставить 9 баллов, что я и делаю. Вероятно и 10 тоже можно.
Другие OST (саундтреки) с 5.1 к фильмам, играм и прочие многоканальные диски в таком же жанре:
Ambra "Honour & Glory" DTS, SACD 5.1: Очарование звука и природы
Blu:: Elements Present "Forsenses" DVD, Blu-ray 7.1: Увлекательное путешествие в природу и звук
Isao Tomita "Firebird" SACD 4.0: Quadra-тная Жар-птица
Isao Tomita "Planet Zero" SACD 4.0: Quadra-тная Планета Ноль
Tangerine Dream "Phaedra" Blu-ray 5.1: Федра или «Пурга в Арктике»
Jean Michel Jarre "Oxygene - Live In Your Living Room" DTS 5.1: Кислород вашему дому!
M83 & Joseph Trapanese "Oblivion" Blu-ray 5.1: Партизаны против деспотии
BT "Monster" DTS 5.1: OST, который...
Σ = 4
Game Dolby Surround Σ = 9
Рейтинг многоканального микса в баллах, где:
1 = микс, который хуже, чем 2.0.
2 = то же, что и 2.0.
3 = чуть лучше, чем 2.0: эхо в задней панораме, активен центральный канал.
4 ~ 9 = нарастание интенсивности микса.
10 = максимальная оценка за микс.
Канал Multi-Channel Surround AudioDisc – ваш путеводитель по миру объёмного звучания в музыке. Здесь не обсуждается её художественная ценность, ибо для этого существует ваше святое - личный вкус. Задачей же являются экспертные рекомендации и рецензирование многоканальных ремиксов (4.0, 5.1 и т.д.) в музыкальных альбомах, их популяризация через аргументированный рейтинг.
Другие музыкальные альбомы с многоканальным звучанием в форматах 4.0, 5.1, и т.д., представленные на канале:
Jean Michel Jarre "AERO" DTS 5.1: Как я понял, что у меня 5 ушей
Jean Michel Jarre "Live A Pekin - Live In Beijing" DTS: 5.1 дома, лучше, чем в Пекине
Isao Tomita "Clair de Lune - Ultimate Edition" SACD 4.0: Вдохновляясь музыкой Дебюсси
Schiller "Leben" SACD 5.1: Жизнь в релаксе
Подписывайтесь на мой канал, чтобы узнать больше о многоканальной музыке. Обязательно посетите мой сайт, посвящённый этой теме, где можно приобрести фирменные многоканальные диски. Вступайте также группу в VK Multi-channel 5.1 Audiodisc
"Like - Лайк" и комментарии приветствуются: делитесь своими впечатлениями от услышанных ремиксов. Буду премного благодарен за репост статьи в соцсетях и на форумах. Благодарю за Ваш интерес к многоканальной музыке!