Подслушивать, рыться в телефоне, приставать с вопросами... Ревность часто берет верх над разумом, иногда превращаясь в невыносимые страдания. Но это также может стать наслаждением и частью эротического диалога пары. Почему мы все ревнуем?
"Жалюзи" - система регулируемых жалюзи позволяющая наблюдать изнутри дома, оставаясь незамеченным. Этим значением мы обязаны Итальянцам, оно обладает определенным колоритом эротического гения. Видеть не будучи увиденным, это конечно возможность шпионажа, но также и образ желания, как хрупкого экрана между влюбленным и объектом его взгляда. Не говоря уже о том, что ревность можно направлять, открывать или закрывать, она впускает свет или прикрывает тень.
Вдали от этих изысков ревность, тем не менее страдает от плохой репутации. Признайтесь, что страдаете от этого и люди будут смотреть на вас смесью жалости и беспокойства. Это происходит потому-что приходится бороться с пугающими силами: завистью, одержимостью, желанием убивать.
- Именно Отелло душит Дездемону, а затем убивает себя.
- Самое первое убийство в Библии, для мрачной истории о любимой жертве Бога. Авель, убитый своим братом Каином.
- Медея закалывает собственных детей, чтобы наказать неверного Ясона.
Во всех случаях оскорбление настолько велико, что приводит к убийству. Ревнивый человек хочет, чтоб кто-то или что-то внутри него умерло. Однако в коллективном воображении ревность по-прежнему тесно связана с любовью. Настолько, что мы до сих пор читаем в прессе "Он убил ее из-за любви", тогда как убивает не любовь, а жестокость, безумие, разочарование. Давайте проясним: ревность не является доказательством любви. Если история Медеи кажется архаичной, в 2016 году на юго-востоке Франции в Савойе она повторилась, когда мужчина убил свою 3-летнюю дочь в отместку бывшей жене. Оставленное им письмо заставило бы Еврипида содрогнуться: "Надеюсь, ты хорошо перенесешь смерть своей дочери. Шампанское! Будь настолько несчастна, насколько это возможно. Я ни о чем не жалею."
Страдающие от чувства ревности и "иммунные к ревности".
Но как только ревнивец выходит из трагедии, ему угрожает насмешка, он становится рогоносцем. Над ним или ней смеются за его или ее спиной, его или ее переживания кажутся наказанием. Ведь он или она - это воплощение комической реальности, а молодость, красота и новизна имеют неудержимую притягательную силу для сварливого старого мужа и старухи, которая уже ни в чем не сомневается. Короче говоря, ревновать - это не круто, не современно и уж точно не сексуально. Быстрый поиск в Интернете рисует картину уродливой болезни, которую рекомендуют лечить все психологи мира.
Однако Фрейд объясняет, что ревность - это "нормальный феномен", и что подавление ревности делает ее еще более сильной. Каждый человек является потенциальным ревнивцем, и, по мнению психолога Вилли Пазини - мир делится на больных людей и здоровых носителей", у которых болезнь может развиться после срабатывания пускового механизма.
Я никогда не ревновала, пока не застала его на месте преступления с няней", - говорит Виолетта. В тот момент я почувствовал, прежде всего, гнев. Ревность пришла позже, состояние недоверия и печали, из которого я долго не могла вернуться, как будто он сделал мне прививку от вируса, хотя он больше не давал мне никакого повода для страданий.
Для того чтобы успокоить себя, мы склонны сделать другого человека своим объектом (...). Это желание быть уверенным в себе требует непрерывного наблюдения за ним
И если процесс начался, он кажется питается сам собой, без какого-либо рационального обсуждения. В своем великолепном "Эссе о ревности" философ Н. Гримальди анализирует эту злую страсть в творчестве Марселя Пруста. И даже приходит к выводу, что ревность "не имеет никакого отношения к действительности (...) это способ для подсознания воздействовать на то, что оно себе представляет, внутренне подражая этому, и таким образом жить этим". Поэтому, как отмечает Пруст, нельзя не помнить о нем, не воображая его, не представить его, не будучи затронутым им, не испытывать его влияния, не проживая его. Ревновать - это, в конечном счете, означает страдать так же сильно, как если бы неверность была настоящей. Отсюда желание мстить, преследовать и гонять. Даже если другой человек невиновен, ревность причиняет реальные страдания. Другой человек ничего не может с этим поделать, потому что он или она не имеет к этому никакого отношения.
Техника "парящий орел"
По мнению психиатра Сержа Хефеза, ревность пробуждает глубокую внутреннюю неуверенность: когда тебя предали, когда ты пережил разлуку или расставание. Чтобы успокоить себя, человек стремится сделать другого человека своим объектом, попытаться присвоить его. Это желание быть успокоенным парадоксальным образом требует постоянного наблюдения, что создает ситуацию эмоциональной зависимости: отношения уже основаны не на желании и свободе, а на необходимости. Ревность требует от другого человека возмещения, которое он не может дать. Некоторые люди хорошо это понимают.
Я очень ревнива, - говорит Виолетта, - я живу с этим. У меня сложилось впечатление, что его может соблазнить кто угодно. Но я прилагаю усилия, чтоб оставаться разумной в том, как я это выражаю. Я приняла технику "парящего орла", наблюдая не показываясь, как будто я выше всего этого. Недавно я уронила что-то и он удивился, подумал, что это мило. Но ревность - это не просто выдуманная болезнь. Это также является нарушением договора. Для некоторых пар неверность недопустима. Другие терпят это до тех пор, пока не знают об этом. Большинство перезаключают договоры по ходу дела, в зависимости от несчастных случаев.
Полиаморы справляются с множественностью ценой постоянного диалога, при этом веб-сайты и книги об этом образе жизни полны рекомендаций о том, как "справиться" с ревностью. Буржуазный брак, кажется, предназначен для того, чтобы избежать этих потрясений ценой определенного молчания. Таким образом Светлана, у мужа которой всегда были любовницы, никогда не страдала от ревности. Я сказала ему: "Я не хочу, чтобы ты меня бросал. Он обещал мне, что никогда не оставит меня, и не оставил. В детстве я чувствовала себя немного одинокой. Я чувствовала себя немного одиноко, когда его не было. Но я не чувствовала себя обделенной. Я знала, что он был соблазнителем, я бы не хотела, чтобы он изменился".
Доля наслаждения
Однако, как объяснила в 2015 году представляя свою книгу итальянский ученый-классик и историк философии Джулия Сисса, ревность не всегда была "невысказанной страстью". Первой теорией, направленной против этого, был стоицизм. " Она призывает нас эвакуировать, очистить, выкорчевать страсти. Очень жестокие метафоры того, что позже мы назовем репрессиями". Но до этого Аристотель считает ревность любовным гневом в ответ на обиду. Это болезненная страсть, как способ вернуть уважение, которое мы должны сами себе и требуем от других". Таким образом, ревность Медеи справедлива и благородна, а ее выбор мести - нет.
Ведь если гнев - это искусство, то овладеть им непросто. Елена поймала себя на том, что ударила своего спутника, когда он признался ей в неверности. "Я была буквально вне себя от ярости. К счастью, я не причинила ему вреда. Я думала, что это жестоко и некрасиво, - говорит она, - но каким-то образом это соответствует нанесенному оскорблению. Когда они были приняты, эти моменты становятся частью истории любви как испытания, которые более или менее успешно пройдены. Ревность - это переживание недостатка, напоминание о том, что у другого человека есть желания, импульсы и недоступная жизнь. В этом его афродизиатическое свойство - страстное воссоединение после головокружительной утраты.
И если ревность, бесспорно, не является доказательством любви, то она, по крайней мере, демонстрирует, что окно может быть как открытым, так и закрытым.
Как и любая страсть, ревность также имеет свою долю удовольствия. "Иногда я думаю о девушках с которыми он спал, и наслаждаюсь этим", - говорит ревнивая Светлана. "Почему это так приятно? Может, потому что я хоть раз была права? Худшее определено и это приятнее, чем неопределенность, так я могу успокоить себя, потому что это не разлучило нас". Для того, кто подозревается, не следует забывать и об удовлетворении тщеславия.
Сказать о своей ревности - значит признать, как сильно человек заботится о другом.
Однажды, возвращаясь домой из цветочного магазина, я сказал, что там появилась очень красивая новая продавщица, - рассказывает 50-летний Сергей. После обеда моя жена пошла туда, сумела завязать разговор, выяснить, замужем ли она, где живет, короче говоря, определить ее личность, а потом рассказать мне обо всем. Оставив позади стыд, ревность, таким образом, включается в соблазнительный и эротический диалог.
Нет необходимости выбирать между ревностью, которая забирает все права, и ее полным подавлением, которое не дает себе никаких прав. Слышать и говорить о ревности не значит оправдывать все ее вспышки или оправдывать домогательства и насилие. Когда Фрейд говорит, что ревность - это обычный феномен "подобный трауру", возможно нам следует понимать, что ревность - это разновидность плача. Каждый из толчков напоминает нам о том, что идеальная любовь - это иллюзия и что никто никогда не принадлежит нам. И если ревность, конечно, не является доказательством любви, то она, по крайней мере, показывает, что окно может быть как открытым, так и закрытым.