Найти тему
Бурмистр.ру

Свежая редакция Положения о лицензировании. Постановление Правительства РФ от 05.02.2022 № 117.

Через две недели (1 марта 2022) вступит в силу новая редакция Постановления Правительства РФ от 28.10.2014 № 1110. В новостях будут рассказывать о сокращении сроков выдачи лицензии и тому подобные мелочи. Мы же расскажем интересное простыми словами!

Итак, в Положение о лицензировании добавили шесть(!) разделов о лицензионном контроле. Да, вы верно поняли, это прямо связано с Федеральным законом от 31 июля 2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

Раздел II. Общие положения, связанные с осуществлением лицензионного контроля

  • указано, что объектами лицензионного контроля являются деятельность, действия (бездействие) лицензиатов;
  • учет объектов лицензионного контроля осуществляется с использованием ГИС ЖКХ посредством сбора, обработки, анализа и учета информации об объектах лицензионного контроля, размещаемой в системе, информации, получаемой в рамках межведомственного информационного взаимодействия, общедоступной информации (тут, полагаем, будут играть роль СМИ и соцсети), а также информации, получаемой по итогам проведения профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий.

Раздел III. Управление рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении лицензионного контроля

  • лицензионный контроль «затачивается» под четыре категории риска причинения вреда (ущерба):

а) высокий (А1) - плановая проверка 1 раз в 3 года

б) средний (А2) - плановая проверка 1 раз в 4 года

в) умеренный (Б1) -плановая проверка 1 раз в 5 лет

г) низкий (Б2) - НИКАКИХ плановых проверок.

Подробнее читайте ниже, в самом конце статьи!

Раздел IV. Организация проведения профилактических мероприятий при осуществлении лицензионного контроля

  • профилактические мероприятия:

а) информирование - отсылка к 248-ФЗ, где сказано, что лицензирующий орган на своём сайте, в СМИ, в личных кабинетах лицензиатов в ГИС размещает сведения по вопросам соблюдения обязательных требований;

б) обобщение правоприменительной практики - лицензирующий орган ежегодно по итогу анализа правоприменительной практики готовит доклад, проходящий публичные слушания, размещает доклад на сайте;

в) объявление предостережения - вот тут будьте внимательны: срок рассмотрения предостережения сильно сокращается - у вас всего 15 рабочих дней на подготовку возражений. И наконец-то ввели норму, которая обязывает лицензирующий орган ОТВЕТИТЬ на возражение в течение 20 рабочих дней!

г) консультирование - тут ничего нового, кроме указания на то, что в случае поступления 5 и более обращений по однотипным вопросам на официальном сайте лицензирующего органа размещается письменное разъяснение, подписанное должностным лицом;

д) профилактический визит - для «новоиспеченных» лицензиатов и для тех, кто попал в категорию высокого риска. К вам приедет (или свяжется по видеосвязи) должностное лицо лицензирующего органа и побеседует о трудностях вашей деятельности, о неусыпном контроле, о требованиях закона и о неисчислимых карах за их несоблюдение. И да - от такого визита вы вправе отказаться (предупредив за 3 дня о нежелании беседовать).

Раздел V. Организация проведения контрольных (надзорных) мероприятий при осуществлении лицензионного контроля

  • определено, что контрольно-надзорные мероприятия могут проводиться:

а) планово и внепланово при взаимодействии с лицензиатом

  • инспекционный визит (от выездной проверки отличается тем, что не предполагает экспертизы и (или) инструментального обследования;
  • документарная проверка;
  • выездная проверка - обратите внимание - не более 10 рабочих дней.

б) без взаимодействия:

  • наблюдение - проверка своевременности, полноты, достоверности поступивших в лицензирующий орган документов и сведений, изучение информации о деятельности лицензиата в ГИС ЖКХ;
  • выездное обследование - осмотры и испытания БЕЗ УВЕДОМЛЕНИЯ лицензиата.

Вот тут держитесь - в ходе такого обследования практически всегда происходит непосредственное обнаружение административного правонарушения в порядке п. 1 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ. Учитывая, что дела по ст. 14.1.3 КоАП РФ рассматривает сама ГЖИ, должностные лица будут работать по принципу «обнаружил - рассмотрел».

При выездной проверке и инспекционном визите «для фиксации доказательств нарушений лицензионных требований могут быть использованы любые имеющиеся в распоряжении технические средства фотосъемки, аудио- и видеозаписи». Обратите внимание: требовать у лицензиата предоставить телефон, сканер, фотоаппарат инспектор не вправе. Пусть ходят со своими.

Раздел VI. Оформление результатов контрольного (надзорного) мероприятия

Тут всё просто. Результаты проведения контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействие с лицензиатом, оформляются актом.

Акт составляется на месте проведения мероприятия, в день его окончания. В случае устранения выявленного нарушения до окончания проведения контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействие с лицензиатом, в акте указывается факт его устранения.

Лицензиат на месте знакомится с актом. Исключения: отбор проб, испытание, экспертиза. В этих случаях акт направляется лицензиату отдельно.

Обратите внимание: в случае несогласия с фактами и выводами, изложенными в акте контрольного (надзорного) мероприятия, контролируемое лицо вправе направить жалобу в порядке, предусмотренном ст. 39 - 43 Федерального закона № 248-ФЗ. При этом учтите, что в силу п. 1 ст. 36 Федерального закона № 248-ФЗ лицензиат вправе присутствовать при проведении профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия, давать пояснения по вопросам их проведения. Соответственно, в акте должны быть отражены все поступившие пояснения. Так что не путайте возражения (инспектор не обязан их фиксировать в акте) и пояснения.

Раздел VII. Порядок обжалования решений лицензирующего органов, действий (бездействия) должностных лиц при осуществлении лицензионного контроля

Это именно досудебный порядок. Тут ничего нового: решение/бездействие/действие подаётся вышестоящему чиновнику.

Срок подачи жалобы - 30 календарных дней со дня, когда лицензиат узнал или должен был узнать о нарушении своих прав.

Срок подачи жалобы на предписание - 10 рабочих дней с даты получения.

Самое интересное - установлены критерии «ранжирования» лицензиатов по тяжести и вероятности риска. Вот что значат шифры А1, А2, Б1, Б2...

Группа тяжести "А" относится деятельность лицензиатов по управлению многоквартирными домами, оборудованными лифтами и (или) централизованной системой газоснабжения, в том числе многоквартирными домами, в которых для производства услуг по горячему водоснабжению и (или) теплоснабжению используется газ.

Группа тяжести "Б" - все те, у кого нет лифтов, газа и газовых котельных.

По вероятности несоблюдения лицензиатом обязательных требований:

1 группа - лицензиаты, у которых есть неисполненное вступившее в законную силу в течение последних 2 лет на дату принятия решения об отнесении к категории риска постановление о назначении наказания по частям 2 и 3 ст. 14.1 3 КоАП РФ.

2 группа - лицензиаты, у которых в течение последних 3 лет при проведении планового или внепланового контрольного (надзорного) мероприятия не были выявлены нарушения лицензионных требований, а также выявленные нарушения лицензионных требований устранены.

Готовы поспорить, что практически все «городские» лицензиаты попадают в А1.

«Бурмистр.ру» помогает управляющим организациям и ТСЖ автоматизировать работу бухгалтерского, экономического, юридического и технического отделов. Функции всех подразделений мы соединили в одной программе «Квартира.Бурмистр.Ру». Простой интерфейс, широкий функционал и минимальная абонентская плата не гарантируют успех. Но работоспособная система – это основа успешного продукта. Именно поэтому клиенты выбирают нашу CRM-систему.