Через две недели (1 марта 2022) вступит в силу новая редакция Постановления Правительства РФ от 28.10.2014 № 1110. В новостях будут рассказывать о сокращении сроков выдачи лицензии и тому подобные мелочи. Мы же расскажем интересное простыми словами!
Итак, в Положение о лицензировании добавили шесть(!) разделов о лицензионном контроле. Да, вы верно поняли, это прямо связано с Федеральным законом от 31 июля 2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».
Раздел II. Общие положения, связанные с осуществлением лицензионного контроля
- указано, что объектами лицензионного контроля являются деятельность, действия (бездействие) лицензиатов;
- учет объектов лицензионного контроля осуществляется с использованием ГИС ЖКХ посредством сбора, обработки, анализа и учета информации об объектах лицензионного контроля, размещаемой в системе, информации, получаемой в рамках межведомственного информационного взаимодействия, общедоступной информации (тут, полагаем, будут играть роль СМИ и соцсети), а также информации, получаемой по итогам проведения профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий.
Раздел III. Управление рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении лицензионного контроля
- лицензионный контроль «затачивается» под четыре категории риска причинения вреда (ущерба):
а) высокий (А1) - плановая проверка 1 раз в 3 года
б) средний (А2) - плановая проверка 1 раз в 4 года
в) умеренный (Б1) -плановая проверка 1 раз в 5 лет
г) низкий (Б2) - НИКАКИХ плановых проверок.
Подробнее читайте ниже, в самом конце статьи!
Раздел IV. Организация проведения профилактических мероприятий при осуществлении лицензионного контроля
- профилактические мероприятия:
а) информирование - отсылка к 248-ФЗ, где сказано, что лицензирующий орган на своём сайте, в СМИ, в личных кабинетах лицензиатов в ГИС размещает сведения по вопросам соблюдения обязательных требований;
б) обобщение правоприменительной практики - лицензирующий орган ежегодно по итогу анализа правоприменительной практики готовит доклад, проходящий публичные слушания, размещает доклад на сайте;
в) объявление предостережения - вот тут будьте внимательны: срок рассмотрения предостережения сильно сокращается - у вас всего 15 рабочих дней на подготовку возражений. И наконец-то ввели норму, которая обязывает лицензирующий орган ОТВЕТИТЬ на возражение в течение 20 рабочих дней!
г) консультирование - тут ничего нового, кроме указания на то, что в случае поступления 5 и более обращений по однотипным вопросам на официальном сайте лицензирующего органа размещается письменное разъяснение, подписанное должностным лицом;
д) профилактический визит - для «новоиспеченных» лицензиатов и для тех, кто попал в категорию высокого риска. К вам приедет (или свяжется по видеосвязи) должностное лицо лицензирующего органа и побеседует о трудностях вашей деятельности, о неусыпном контроле, о требованиях закона и о неисчислимых карах за их несоблюдение. И да - от такого визита вы вправе отказаться (предупредив за 3 дня о нежелании беседовать).
Раздел V. Организация проведения контрольных (надзорных) мероприятий при осуществлении лицензионного контроля
- определено, что контрольно-надзорные мероприятия могут проводиться:
а) планово и внепланово при взаимодействии с лицензиатом
- инспекционный визит (от выездной проверки отличается тем, что не предполагает экспертизы и (или) инструментального обследования;
- документарная проверка;
- выездная проверка - обратите внимание - не более 10 рабочих дней.
б) без взаимодействия:
- наблюдение - проверка своевременности, полноты, достоверности поступивших в лицензирующий орган документов и сведений, изучение информации о деятельности лицензиата в ГИС ЖКХ;
- выездное обследование - осмотры и испытания БЕЗ УВЕДОМЛЕНИЯ лицензиата.
Вот тут держитесь - в ходе такого обследования практически всегда происходит непосредственное обнаружение административного правонарушения в порядке п. 1 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ. Учитывая, что дела по ст. 14.1.3 КоАП РФ рассматривает сама ГЖИ, должностные лица будут работать по принципу «обнаружил - рассмотрел».
При выездной проверке и инспекционном визите «для фиксации доказательств нарушений лицензионных требований могут быть использованы любые имеющиеся в распоряжении технические средства фотосъемки, аудио- и видеозаписи». Обратите внимание: требовать у лицензиата предоставить телефон, сканер, фотоаппарат инспектор не вправе. Пусть ходят со своими.
Раздел VI. Оформление результатов контрольного (надзорного) мероприятия
Тут всё просто. Результаты проведения контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействие с лицензиатом, оформляются актом.
Акт составляется на месте проведения мероприятия, в день его окончания. В случае устранения выявленного нарушения до окончания проведения контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействие с лицензиатом, в акте указывается факт его устранения.
Лицензиат на месте знакомится с актом. Исключения: отбор проб, испытание, экспертиза. В этих случаях акт направляется лицензиату отдельно.
Обратите внимание: в случае несогласия с фактами и выводами, изложенными в акте контрольного (надзорного) мероприятия, контролируемое лицо вправе направить жалобу в порядке, предусмотренном ст. 39 - 43 Федерального закона № 248-ФЗ. При этом учтите, что в силу п. 1 ст. 36 Федерального закона № 248-ФЗ лицензиат вправе присутствовать при проведении профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия, давать пояснения по вопросам их проведения. Соответственно, в акте должны быть отражены все поступившие пояснения. Так что не путайте возражения (инспектор не обязан их фиксировать в акте) и пояснения.
Раздел VII. Порядок обжалования решений лицензирующего органов, действий (бездействия) должностных лиц при осуществлении лицензионного контроля
Это именно досудебный порядок. Тут ничего нового: решение/бездействие/действие подаётся вышестоящему чиновнику.
Срок подачи жалобы - 30 календарных дней со дня, когда лицензиат узнал или должен был узнать о нарушении своих прав.
Срок подачи жалобы на предписание - 10 рабочих дней с даты получения.
Самое интересное - установлены критерии «ранжирования» лицензиатов по тяжести и вероятности риска. Вот что значат шифры А1, А2, Б1, Б2...
Группа тяжести "А" относится деятельность лицензиатов по управлению многоквартирными домами, оборудованными лифтами и (или) централизованной системой газоснабжения, в том числе многоквартирными домами, в которых для производства услуг по горячему водоснабжению и (или) теплоснабжению используется газ.
Группа тяжести "Б" - все те, у кого нет лифтов, газа и газовых котельных.
По вероятности несоблюдения лицензиатом обязательных требований:
1 группа - лицензиаты, у которых есть неисполненное вступившее в законную силу в течение последних 2 лет на дату принятия решения об отнесении к категории риска постановление о назначении наказания по частям 2 и 3 ст. 14.1 3 КоАП РФ.
2 группа - лицензиаты, у которых в течение последних 3 лет при проведении планового или внепланового контрольного (надзорного) мероприятия не были выявлены нарушения лицензионных требований, а также выявленные нарушения лицензионных требований устранены.
Готовы поспорить, что практически все «городские» лицензиаты попадают в А1.
«Бурмистр.ру» помогает управляющим организациям и ТСЖ автоматизировать работу бухгалтерского, экономического, юридического и технического отделов. Функции всех подразделений мы соединили в одной программе «Квартира.Бурмистр.Ру». Простой интерфейс, широкий функционал и минимальная абонентская плата не гарантируют успех. Но работоспособная система – это основа успешного продукта. Именно поэтому клиенты выбирают нашу CRM-систему.