В истории России такая обувь, как сапоги, имеет особое значение. Несмотря на то, что Россию не раз в сердцах называли "лапотной страной", наши предки не были такими уж большими любителями плетенной из лыка обуви, предпочитая ей обувь кожанную - поршни и сапоги, имевшие длительную и бурную историю.
На Русь сапоги попали вместе с кочевниками, которые использовали их при верховой езде. Новинка быстро пришлась по вкусу русским воинам и стала желанным трофеем, вскоре изготовлять сапоги начали и на Руси, где они стали обязательным элементом военной униформы и костюма знати.
Русские средневековые сапоги, как это ни странно, имели много общего с другой прославленной в веках русской обувью - валенками: так, они не делились на левый и правый, не имели твердой подошвы, их носок был закруглен (первые сапоги с острыми носами появились только в XVII веке и назывались они "острогами"). Единственными отличиями сапога от валенка был шов, соединявший воедино четыре куска яловой кожи, из которых кроился сапог и подковы для уменьшения износа подошвы (в XVII веке русские сапожники начали изготавливать полноценные подошвы из нескольких слоев кожи).
Несмотря на узкое распространение сапог как предмета роскоши, на Руси подобная обувь пользовалась огромной популярностью, помимо обычных кожанных сапог выпускались вяленые сапоги для зимнего времени, чоботы - для зажиточных крестьян и горожан, остроги всех цветов радуги - для модников и стрельцов, коты - для женщин и т. п. Казалось, русским сапогам пришел конец при Петре I, который не любил традиционную русскую одежду и запретил ношение сапог в Санкт-Петербурге, дабы ими не портили деревянные мостовые, но вскоре сменил гнев на милость, осознав, что альтернативы сапогам в России просто не существует.