Дискуссии на этом канале бывают очень интересные!
Один комментатор поднял вопрос уничтожения труда.
Он справедливо пишет, что высказывания Маркса на этот счет столь удивительны, что многие отказываются это понимать.
Действительно:
...коммунистическая революция выступает против существующего до сих пор характера деятельности, у͟с͟т͟р͟а͟н͟я͟е͟т͟ ͟т͟р͟у͟д͟ и уничтожает господство каких бы то ни было классов вместе с самими классами...".
В той же работе читаем:
"...пролетарии, чтобы отстоять себя как личности, должны уничтожить имеющее место до настоящего времени условие своего собственного существования, которое является в то же время и условием существования всего предшествующего общества, т.е. ͟ ͟д͟о͟л͟ж͟н͟ы͟ ͟у͟н͟и͟ч͟т͟о͟ж͟и͟т͟ь͟ ͟т͟р͟у͟д͟."
Именно уничтожение труда как основы тварного существования, а вовсе не отказ от его разделения, является важнейшим условием уничтожения частной собственности:
"Труд здесь опять-таки самое главное, он есть та сила, которая стоит над индивидами; и пока эта сила существует, до тех пор должна существовать и частная собственность".
Или вот здесь:
"Это – явление того же порядка (речь идет о подчинении индивида классу), что и подчинение отдельных индивидов разделению труда, и оно может быть устранено лишь путем ͟у͟н͟и͟ч͟т͟о͟ж͟е͟н͟и͟я͟ ͟ч͟а͟с͟т͟н͟о͟й͟ ͟с͟о͟б͟с͟т͟в͟е͟н͟н͟о͟с͟т͟и͟ ͟и͟ ͟с͟а͟м͟о͟г͟о͟ ͟т͟р͟у͟д͟а͟""
Действительно.
Попытаемся проанализировать данные положения в свете духа марксистской науки и в свете возможностей, открываемых современными технологиями.
Как понимать эти слова из [1] Маркса и Энгельса? Нет ли здесь противоречия?
Согласно Марксу, труд - самое человечное дело, просто в эксплуататорском обществе он отчужден [2].
Но тогда, значит, измените общество, устраните эксплуатацию - и труд станет тем, чем он "был задуман" - самым человечным делом, выполняемым из мотивов самореализации. И при высшем гуманизме - коммунизме - людям логично заняться самым человечным делом - а им, по Марксу [2], является труд.
Логично? Но тут же Маркс пишет фактически то же, что в приведенных выше цитатах из [1] - что все наоборот:
не эксплуатация порождает отчуждение, а отчуждение - эксплуатацию [2].
Да и сам же коммунизм Маркс и Энгельс определили как
"свободную ассоциацию производителей" [3].
Производителей - то есть занятых трудом!
Противоречие налицо!
Думается, что снято такое противоречие может быть единственным образом.
Под "трудом" Маркс и Энгельс понимали не любой труд, а только то, чем труд был преимущественно в их время - неквалифицированный рутинный тяжелый физический труд.
А слова, что отчуждение первично, а эксплуатация вторична - просто ошибка: ранний Маркс был идеалистом, а в дальнейшем стал на материалистические позиции.
Кстати, отчуждение труда испытывает по Марксу [2] Arbeiter - то есть не труженик, а рабочий. Уже сейчас есть творческие люди, которые трудятся исключительно из мотивов самореализации, т.е. они отчуждение преодолели уже сейчас.
И Энгельс предлагает выход:
"плох тот социализм, где есть место профессии тачечника" [5].
Наконец, Маркс писал о том, что общество- это не коллектив людей, а социальные роли. Коммунизм - бесклассовое общество, а не освобождение людей от общества. А чем еще заниматься при коммунизме, как не трудом? Войн, преступности, воровства, взяточничества, нищеты в безденежном коммунизме нет.
Значит, все-таки эксплуатация порождает отчуждение, не наоборот.
А уничтожение "труда" (рутинного тяжелого физического) - это необходимое условие, и выполнено оно не коммунизмом, а техническим прогрессом уже при капитализме. Значит, препятствие к наступлению коммунизма устранено.
А это значит, что все-таки теоретики коммунизма должны думать не об уничтожении труда, а о преодолении его отчуждения.
Они должны быть начаты уже при социализме - окончание процесса снятия отчуждения труда означает наступление полного коммунизма.
Мероприятия по изживанию отчуждения труда мы уже рассматривали ранее. Они связаны с преодолением распределения по труду и разделения труда. Все эти мероприятия увязаны в единую систему коммунистических отношений настолько естественно, что коммунизм, который кажется на первый взгляд просто идеей рая, на самом деле есть просто по-современному разумно устроенное общество, для которого не требуется никакая заоблачно высокая мораль.