Найти в Дзене
Просто о йоге

К чему мы должны прийти?

Какая же всё-таки цель должна быть у наших занятий йогой? В классической восьмиступенчатой йоге на последней ступени стоит самадхи — состояние сверхсознания, слияния с Абсолютом или чего-то в этом роде. Но самадхи — такое самадхи, все о нём говорят, но никто его толком не видел. Так что мы будем ориентироваться на что-то попроще. Лично я считаю основным критерием правильности практики состояние лёгкости, но при этом устойчивости в теле и уме, когда человек моментально реагирует на изменения внешних обстоятельств, а потом быстро возвращается в состояние покоя. И грамотная практика йоги действительно помогает двигаться в этом направлении. Хотя, пожалуй, наиболее сбалансированный в этом смысле человек, которого я встречал, никогда никакой йогой не занимался, а был подполковником ВДВ и командиром самоходно-артиллерийского дивизиона. Вадим Анатольевич Сивак — настоящий офицер, искренне любящий службу и легко и непринуждённо преодолевающий её тяготы и невзгоды (а время было для армии тяжёлое

Какая же всё-таки цель должна быть у наших занятий йогой? В классической восьмиступенчатой йоге на последней ступени стоит самадхи — состояние сверхсознания, слияния с Абсолютом или чего-то в этом роде. Но самадхи — такое самадхи, все о нём говорят, но никто его толком не видел. Так что мы будем ориентироваться на что-то попроще.

Лично я считаю основным критерием правильности практики состояние лёгкости, но при этом устойчивости в теле и уме, когда человек моментально реагирует на изменения внешних обстоятельств, а потом быстро возвращается в состояние покоя. И грамотная практика йоги действительно помогает двигаться в этом направлении. Хотя, пожалуй, наиболее сбалансированный в этом смысле человек, которого я встречал, никогда никакой йогой не занимался, а был подполковником ВДВ и командиром самоходно-артиллерийского дивизиона. Вадим Анатольевич Сивак — настоящий офицер, искренне любящий службу и легко и непринуждённо преодолевающий её тяготы и невзгоды (а время было для армии тяжёлое — конец 90-х). Я ещё тогда завидовал его умению моментально переключаться между задачами и сохранять спокойствие в любых ситуациях. Но это, пожалуй, пример изначально стабильной и гибкой психики в сочетании с чётким пониманием того, чем человек хочет заниматься. Такие примеры, конечно, вдохновляют, но их опыт обычно малоприменим для других.

Так что если у вас пока не хватает стабильности, то рекомендую всё-таки обратить внимание на йогу или на другие системы психофизической тренировки. И в процессе занятий обращайте внимание не только на совершенствование физических кондиций, но и на те процессы, которые происходят в психике, на большой дистанции они даже важнее. Тут как с гибкостью, которая не является целью занятий йогой, но может служить индикатором правильной практики. Стабильное состояние психики тоже становится показателем того, что вы идёте в правильном направлении. А дойдёте ли до самадхи — кто знает. «У самурая нет цели, только путь» тоже вполне достойный вариант.