Найти тему
Русский паровоз

ТОП 10 самых массовых тепловозов СССР

Оглавление

Доброго времени суток мои дорогие подписчики и те, кто впервые на моём канале! Сегодня я хочу предложить вашему вниманию подборку из 10 самых массовых тепловозов, созданных в СССР. Многие из них до сих пор трудятся на железных дорогах России и других стран мира.

10 место

Тепловоз М62. Фото с сайта wikipedia.org
Тепловоз М62. Фото с сайта wikipedia.org

Наш топ открывает тепловоз Луганского тепловозостроительного завода, а именно М62. Всего было выпущено 3273 таких локомотивов. Существует несколько модификаций этого тепловоза, в том числе и двухсекционный вариант - 2М62. Первый экземпляр М62 был выпущен в 1965 году. Тепловоз предназначался как для эксплуатации внутри страны, так и для отправки на экспорт. Интересным является тот факт, что М62 изначально проектировался под европейский габарит ЖД. Тепловозы М62 активно экспортировались на Кубу, в Польшу, ГДР, КНДР и другие страны.

9 место

ТГМ1. Фото из сети интернет.
ТГМ1. Фото из сети интернет.

9 место нашего списка занимает маневровый тепловоз Муромского тепловозостроительного завода - ТГМ1 (тепловоз с гидропередачей маневровый тип 1). Выпуск этих локомотивов осуществлялся с 1956 по 1972 год. Всего за этот период было построено 3369 таких тепловозов. В процессе выпуска в конструкцию тепловоза вносились многочисленные изменения. Был даже выпущен вариант ТГМ1, предназначенный для бронепоездов (на тепловозе установили броневые листы) - БТЛ1.

8 место

Тепловоз ТУ7. Фото из сети интернет.
Тепловоз ТУ7. Фото из сети интернет.

8 место нашего списка занимает узкоколейный тепловоз с гидропередачей Камбарского машиностроительного завода - ТУ7. ТУ7 является самым массовым советским узкоколейным тепловозом. Большинство выпущенных локомотивов предназначено для эксплуатации на железных дорогах с шириной колеи - 750 мм, однако существуют варианты на 1067 и 1435 мм. Выпуск тепловозов начался в 1971 году и продолжается до сих пор. К 2021 году было построено 3373 таких локомотива. Помимо СССР, тепловоз ТУ7 экспортировался в Болгарию, Вьетнам, Гвинею, Аргентину и другие страны.

7 место

Тепловоз ТГМ3. Фото из сети интернет
Тепловоз ТГМ3. Фото из сети интернет

Седьмую строку нашего списка занимает тепловоз ТГМ3 (тепловоз маневровый с гидропередачей тип 3). Выпуск тепловозов осуществлялся на Людиновском заводе, который расположен в Калужской области. Всего было выпущено 3538 таких локомотивов в период с 1959 по 1977 год. Первоначально тепловоз планировалось выпускать на Ворошиловградском (Луганском) тепловозостроительном заводе под обозначением ТГМ2. Однако последний в свою очередь был сильно загружен выпуском магистральных грузовых тепловозов. Производство было решено перенести на Людиновский завод, который в свою очередь внёс ряд изменений в исходный проект. Новый локомотив получил обозначение ТГМ3. Кстати, выпуск таких тепловозов осуществлялся по лицензии в Польше с 1963 по 1966 год, где они получали обозначение SM12.

6 место

Тепловоз ТЭМ2. Фото из сети интернет.
Тепловоз ТЭМ2. Фото из сети интернет.

На 6 месте нашего списка находится тепловоз ТЭМ2 (тепловоз с электропередачей маневровый тип 2), разработанный Брянским тепловозостроительным заводом. Всего было выпущено 6225 таких локомотивов. Помимо Брянского, ТЭМ2 также выпускал Ворошиловградский (Луганский) тепловозостроительный завод. На железных дорогах СССР и современной России этому тепловозу составляет конкуренцию чехословацкий ЧМЭ3. Однако, именно советские ТЭМ2 работают на наиболее ответственных и тяжёлых участках (Байконур, Норильская жд и тд). Выпуск тепловозов осуществлялся 40 лет с 1960 по 2000 год. На многих железных дорогах ТЭМ2 работают до сих пор.

5 место

Тепловоз ТГМ4. Фото из сети интернет.
Тепловоз ТГМ4. Фото из сети интернет.

Пятую позицию в нашем списке занимает тепловоз ТГМ4 (тепловоз с гидропередачей маневровый тип 4) Людиновского тепловозостроительного завода. Этот локомотив был создан на базе ТГМ3, о котором говорилось выше (седьмое место). В процессе выпуска в конструкцию тепловоза неоднократно вносились изменения. С учётом всех модификаций было выпущено свыше 6500 таких локомотивов. При этом производство продолжалось с 1971 по 1989 год.

4 место

Тепловоз ТЭ3. Фото из сети интернет
Тепловоз ТЭ3. Фото из сети интернет

4 место занимает магистральный грузовой тепловоз ТЭ3. Всего было выпущено 6808 таких локомотивов (13 617 секций). Данный тепловоз является двухсекционным локомотивом. Появления ТЭ3 на железных дорогах в СССР в 1953 году окончательно положило конец господству паровозов. Локомотив был разработан на Харьковском заводе транспортного машиностроения. Там и были построены первые тепловозы этой серии. Позднее к выпуску подключились Коломенский и Ворошиловградский (Луганский) тепловозостроительные заводы. В настоящее время ТЭ3 уже не эксплуатируются на магистральных направлениях, однако, эти труженики иногда встречаются на хозяйственных работах в депо.

3 место

Тепловоз 2ТЭ10М. Фото из сети интернет.
Тепловоз 2ТЭ10М. Фото из сети интернет.

На третьем месте нашего топа находится тепловоз ТЭ10. Точнее говоря, ТЭ10 - это целое семейство грузовых локомотивов. Именно к этому типу относится 4ТЭ10С - самый мощный тепловоз СССР. Тепловозы ТЭ10 выпускались с 1958 по 2007 год. Изначально грузовой локомотив с дизельным двигателем мощностью 3000 л.с. был разработан Харьковским заводом транспортного машиностроения. На тот момент (1958 год) ТЭ10 являлся самым мощным односекционным тепловозом в мире, в последствии был спроектирован двухсекционный вариант 2ТЭ10 и пассажирский - ТЭП10. С 1963 к выпуску подключился Луганский тепловозостроительный завод, который внёс ряд изменений в конструкцию. Новые тепловоз выпускались под обозначением 2ТЭ10Л. Буква Л указывает на завод изготовитель (Луганский). В последствии на Луганском (Ворошиловградском) заводе был создан ещё ряд модификаций, многие из которых до сих пор трудятся на железных дорогах постсоветского пространства.

2 место

Тепловоз ТГК2. Фото из сети интернет.
Тепловоз ТГК2. Фото из сети интернет.

На втором месте в списке самых массовых тепловозов СССР располагается тепловоз ТГК2. Этот маленький двухосный локомотив выпускался Калужским тепловозостроительным заводом в течении 48 лет - с 1960 по 2008 год. За этот период было построено свыше 9100 таких машин. ТГК2 был спроектирован на базе другого тепловоза - ТГК, что расшифровывается как тепловоз с гидропередачей калужский. ТГК2 имеет массу всего 28 тонн, что делает его незаменимым на многих промышленных железных дорогах.

1 место

Тепловоз ТГМ23. Фото из сети интернет.
Тепловоз ТГМ23. Фото из сети интернет.

Вот мы и добрались до первого места нашего топа самых массовых тепловозов СССР. И его занимает ТГМ23 (тепловоз с гидропередачей маневровый 23 тип). Этот локомотив был создан в 1962 году на Муромском тепловозостроительном заводе. Выпуск этих локомотивов продолжается до сих пор. Тепловозы ТГМ23 экспортировались во многие страны ближнего и дальнего зарубежья. В процессе выпуска тепловозов Муромский завод неоднократно вносил изменения в конструкцию. К настоящему моменту выпущено более 9400 штук таких тепловозов.

На этом наш список заканчивается. Если Вам понравилась статья ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал! Всего Вам доброго, мои дорогие читатели и до новых встреч!