Найти в Дзене
Олег Подузов

10. Советские гоночные мотоциклы: С - 154, С - 254.

В 1954 году ЦКБ (или ЦКЭБ, так как Центральное Конструкторское Экспериментальное Бюро) из Серпухова выпускает мотоциклы С — 154 и С — 254.

Необходимость этих мотоциклов была обусловлена тем,  что СССР перешел на стандарты ФИМ и двухтактные двигатели с нагнетателями ушли из гонок. Двигатели новых мотоциклов были четырехтактными, с двумя верхними распредвалами. Размерность двигателей - 54 на 54 мм. Алюминиевые цилиндры с чугунными гильзами. В шестерне привода генератора размещен механизм опережения зажигания - все по последнему слову техники.

-2
Иллюстрация из журнала За рулем, 1959 год.
Иллюстрация из журнала За рулем, 1959 год.
С - 154 в полном обтекателе.
С - 154 в полном обтекателе.
Чемпион СССР 1958 Васин Александр Иванович (1935) (СКА ЛВО, Ленинград)  на С - 154.
Чемпион СССР 1958 Васин Александр Иванович (1935) (СКА ЛВО, Ленинград) на С - 154.

Мотоциклы были очень совершенными по тем временам, а в СССР они были вне конкуренции. На них выступали только лучшие гонщики.

Ирина Озолина, многократный Чемпион СССР по ШКМГ.
Ирина Озолина, многократный Чемпион СССР по ШКМГ.
-7
Мастер спорта СССР Анатолий Олейников, неоднократный чемпион СССР по ШКГ и мотокроссу.
Мастер спорта СССР Анатолий Олейников, неоднократный чемпион СССР по ШКГ и мотокроссу.

Мощность двигателя С - 154 - 12,5 л.с., вес 80 кг, максимальная скорость 140 км/ч.

-9

С - 254 имел двигатель объемом 247 куб.см. мощностью 25 л.с. при 8500 - 9000 об/мин.,  со степенью сжатия 8,5 - 9 ед. Система смазки с сухим картером, масло бак в одном корпусе с бензобаком. Поршни из алюминиевого сплава КС - 245, с двумя компрессионными и одним маслосъемным кольцом. Стальные шатуны с двухрядными подшипниками в НГШ с алюминиевыми сепараторами. Картер из алюминиевого сплава с разъемом в горизонтальной плоскости. Привод двух верхних распредвалов осуществлялся наклонным валом через две пары конических и четыре пары цилиндрических шестерен.

-10
-11

В системе питания применены два прямоточных карбюратора К - 94 с диаметром диффузора 27 мм и общей поплавковой камерой.

Моторная передача - зубчатая, с соотношением 3,0.

Сцепление в масляной ванне с шестью дисками от ИЖ - 49.

-12

Передняя подвеска рычажная, детали передней и задней подвески взаимозаменяемы.

-13

Размерность резины - 3-19 и 3,25-19.

На одном баке мотоцикл мог пройти 250 км - это немного больше, чем средняя дистанция трасс для ШКМГ тех лет. Сухой вес - 126 кг, максимальная скорость 150 км/ч.

-14

Сейчас С - 154 и С - 254 можно увидеть в Риге, о том, сохранились ли они где то еще, неизвестно.

-15

С - 254 снимался в Фильме "Опасные повороты" 1961 года, можно смотреть начиная с  42:50 -

Эти мотоциклы вывели советский мотоспорт на мировой уровень, гонщики на них достойно выступали на международных соревнованиях. Ситуация изменилась во второй половине 50-х с приходом Ява и ЧЗ. До первых побед японских гоночных мотоциклов остается еще десять лет...