Очень часто бывает, что киносериал, стартовав с очень успешной первой части (благодаря чему, собственно, и превращается в киносериал), постепенно с каждым новым фильмом скатывается по качеству все ниже, пока не превращается в сущее непотребство. Самый яркий пример тому – «Терминатор». Самый яркий, поскольку если про какого-нибудь «Универсального солдата» не всякий знает, что у того есть продолжения, то в случае с франшизой про киборга-убийцу из будущего о выходе нового сиквела не узнаёт только слепоглухонемой. О премьере каждый раз много говорят, в очередное продолжение вбухивают рекордное количество денег и рекламируют из всех утюгов. Но – начиная с 3-й части – зрителей ждёт разочарование.
Давайте же посмотрим, какие претензии можно предъявить к каждой из частей «Терминатора».
«Терминатор» (1984)
Спецэффекты. Даже в видеосалонах 90-х, бывало, раздавались смешки, когда на экране живого Шварценеггера подменяли куклой (не слишком-то и аниматронной). Сейчас же анимационные движения кукольного робота, рисованные молнии, простенькие модельки боевой техники в сценах будущего выглядят очень наивно. С другой стороны, динамизм фильма, напряжённый сюжет и обаяние исполнителей главных ролей никуда не делись, поэтому на технические недостатки (объясняющиеся не только минувшими десятилетиями, но и невысоким бюджетом) во время просмотра попросту не обращаешь внимание.
«Терминатор 2. Судный день» (1991)
Опять спецэффекты, но в гораздо меньшей степени. И, как ни странно, это касается только компьютерных спецэффектов, которые для начала 90-х были передовыми. Сейчас все эти чудеса с трансформирующимся роботом без особых напрягов может повторить школьник на домашнем компьютере. А вот «живые» спецэффекты до сих пор выглядят потрясающе. И даже подмена Шварценеггера в некоторых кадрах аниматронной куклой почти незаметна (в отличие от первой части, где такая подмена бросалась в глаза). Ну, разве что ещё макеты зданий, разрушающихся от атомного взрыва в видениях Сары Коннор, кажутся теперь слишком «игрушечными».
«Терминатор 3. Восстание машин» (2003)
О, тут недостатков столько, что не хватит пальцев рук и ног, чтобы все пересчитать! Разбирать недостатки третьего «Терминатора» нужно отдельной статьей (которую я, возможно, в скором времени и напишу). Легче перечисляются достоинства фильма – вот их набирается самый мизер.
В «Терминаторе 3» есть настоящий Шварценеггер, а не нарисованный на компьютере (как это будет в следующем фильме франшизы). Арни успел отсняться в большой роли до того, как с головой уйти в политику и стать калифорнийским губернатором.
В «Терминаторе 3» есть ровно одна отлично снятая экшн-сцена, которая неплохо смотрелась бы даже во второй части. В ней Терминатрикс (это женская версия киборга-убийцы) угоняет тяжеленный строительный кран и гоняется на нём за утхлым фургончиком, в котором сидят три центральных персонажа. Чтобы отбиться от преследовательницы, Терминатор перелезает из фургона на кран, но вскоре становится подобием железной «бабы», которой крушат стены домов.
В третьем «Терминаторе» компьютерная графика уже достаточно высокого качества, чтобы не мозолить глаза своей неестественностью и «дубоватостью».
Наконец, как ни крути, Кристианна Локен действительно красавица. В роли киборгши-убийцы она выглядит нелепо, но на лицо (а в неподцензурной версии – и на обнажённую фигурку) полюбоваться можно. Однако, на этом достоинства «Терминатора 3» и заканчиваются.
«Терминатор. Спасение» (2009)
У четвёртой части «Терминатора» (которая в российском прокате шла с подзаголовком «Да придёт спаситель») ненавистников лишь чуть меньше, чем у третьей части (до последнего времени считавшейся «хуже не бывает»). И лично мне это совершенно непонятно! Ведь у режиссёра МакДжи получился весьма неплохой фильм, который возвращает киносериалу его прежнее серьёзное и даже пессимистичное звучание, радует добротными экшн-сценами, да, к тому же, может похвастаться великолепным кастом. История противостояния людей и машин в нём действительно продолжается и развивается, а не топчется на месте с бесконечным повторением схемы «из будущего прислали железяку и тут началась погоня с месиловом». При этом все «фирменные» фишечки, заложенные в первых двух фильмах, на месте, но переосмыслены и местами превращаются в едва заметные отсылки к наследию Кэмерона.
Во время очередного (четвёртого, кажется) просмотра «Терминатора. Спасения» я честно пытался разглядеть в нём недостатки, но едва наскрёб.
В четвёртом «Терминаторе» отсутствует сам Терминатор, каноничный Т-800. Шварценеггер в фильме на минутку появляется, но он не настоящий! Актёр на момент съёмок уже руководил Калифорнией, а не гоже губернатору кривляться на съемочной площадке. Вот и пришлось МакДжи звать другого бодибилдера со схожим телосложением и клеить на него при помощи компьютера знаменитое лицо. Но это же совсем не то!
Сцены на подводной лодке, где скрывается военное командование разрозненных групп человеческого Сопротивления восставшим машинам выглядят очень дёшево и карикатурно. Сидят какие-то деды в сумрачной комнате за кухонным столом и что-то там бурчат – вот так это выглядит. И в какой-то мере это оправдано – а как ещё должен выглядеть военный штаб в подобных условиях? Не в шикарном же бункере со стенами из красного дерева горстке выживших офицеров заседать! Но всё же.
Девочка по имени Звёздочка. Она в сюжете лишняя. Вообще непонятно, что она в четвёртом «Терминаторе» делает. На действие она никак не влияет. Только путается под ногами и заставляет вспоминать про Ньют из «Чужих». Видимо, для этой совершенно необязательной отсылки к другому фантастическому киносериалу и вставлена.
И, собственно, на этом и всё. Больше никаких недостатков я в фильме МакДжи не разглядел. Даже известная претензия к линии одного из центральных персонажей «а почему ему было не убить Джона Коннора и Кайла Риза, ведь он полфильма рядом с ними шатается» при внимательном рассмотрении оказывается пустой. Нет у этого персонажа задачи убить двух ключевых героев Сопротивления. «Скайнет» 44 года тщетно отправляет отдельных киборгов прибить то Джона, то его маму, то Кайла. Наконец, поняв, что из этого путного ничего не выходит, компьютерная система меняет тактику и засылает очередную модификацию кибер-организма с заданием ЗАМАНИТЬ своих главных противников на подконтрольную территорию, а там уже за них должен взяться более продвинутый кибер-организм. Заманить, а не угробить по дороге. И вот с этой задачей данный персонаж превосходно справляется (неосознанно для самого себя).
«Терминатор. Генезис» (2015)
Откровенное паразитирование на первых двух, шедевральных частях. Из них просто кусками выдраны и повторены сцены, визуальные находки и персонажи. Сделано это, чтобы потрафить ностальгирующим «олдфагам». Но в итоге получилось полное издевательство над ними. Ведь режиссёр Алан Тэйлор корежит всем известный сюжет и полностью меняет правила игры. Во второй части уничтожали присланных из будущего терминаторов и отменяли тем самым «судный день»? А вот фигушки! И каким-то непостижимым образом технологию люди изобрели (хотя все намёки на неё были утоплены в лаве), и война между машинами и человечеством всё равно случилась. Сделав такой финт ушами авторы, по сути, попросту аннулировали все старания Сары и Джона Конноров, превратив их в бессмысленную суету.
Что хуже того, в «Генезисе» полностью обнулили и актёрский состав, оставив на месте только Шварценеггера (а без него кто бы, вообще, пошёл смотреть эту белиберду?). У нас тут Джон Коннор с новым лицом (но с теми же шрамами), новый Кайл Ривз и новая Сара (даже на фото, сделанном ещё в первой части, самым наглым образом лицо Линды Гамильтон заменили новой исполнительницей). И если в 3 части нестерпимый мискаст был сделан только в отношении Джона (Ник Стал совершенно не подходил на эту роль), то здесь непопадание тотальное. Эмилия Кларк (в некоторых ракурсах действительно отдалённо напоминающая прежнюю Сару) в боевитости и стойкости явно уступает Гамильтон. К тому же она плохо смотрится рядом с новым Кайлом Ризом и никакой химии между ними не чувствуется. Что не удивительно, ведь Майкла Бина заменили очевидно неравноценно – Джай Кортни выглядит дебильноватым «дубинушкой» и совершенно не похож на того тонкого, с умными глазами пришельца из будущего, которого играл Майкл Бин.
Многие сетовали, что в трейлерах к фильму и даже в некоторых афишах был ненароком раскрыт главный твист фильма. Но даже если перед просмотром не видеть ни трейлеров, ни афиш, кто тут будет главным злодеем, становится понятно с первым же появлением Джэйсона Кларка. Уж слишком сильно из актёра выпирает то, что называют отрицательной харизмой. Такой «твист» – основным антагонистом фильма сделать человека, про которого 4 фильма подряд твердили, что он единственная надежда человечества, - тоже является огромным минусом «Терминатора. Генезис».
Мискаст центральными фигурами не ограничивается. Он касается даже второстепенных и эпизодических персонажей. Вспомните, каких колоритных панков встречал Т-800 при первом своём посещении прошлого! Не удивительно, что они были таковыми, ведь их изображал не абы кто! Для аналогичной же сцены в 2015-м году понабрали каких-то кривляющихся тик-токеров, которые вряд ли хотя бы про Сида Вишеса в курсе. Но они-то хотя мелькнули, да пропали. А вот линию с новым «жидким» терминатором марки Т-1000 провалили исключительно из-за того, что доверили её какому-то совершенно невзрачному, незапоминающемуся японцу. В нём холодной, безжалостной опасности – какая была в скупой мимике и жестах Роберта Патрика – нет и на йоту.
Актёрские подмены «Генезису» можно было бы простить, будь в фильме крепкая режиссура и внятно рассказанная, логичная (пусть по внутренней логике сюжета) история. Но нет – полный швах в «Генезисе» и с этим. Так, сколько я не пересматривал фильм, я так и не понял, кто отправил стареющего Т-800 из будущего и в какой момент он стал добродушным Папсом. Ну, допустим, это я тупой.
«Терминатор. Тёмные судьбы» (2019)
Вот уж на какую часть возлагались большие надежды! Тим Миллер перед этим сделал отличного «Дедпула». В проект – об этом громко заявляли, как о главном достижении, - вернулся не только Шварц, но и Линда Гамильтон, и даже Эдвард Ферлонг! Наконец, Джэймс Кэмерон вернулся тоже, пусть и в качестве продюсера. Первое же его заявление о том, что действие нового фильма будет происходить с игнорированием всего того безобразия, что творилось после 2 части, тоже вызывало оптимизм. Но «Тёмные судьбы» оказались тем случаем, когда «дно» - ещё не нижний предел! Пробивание логики, издевательства над фанатами и будто намеренный мискаст в них продолжились.
Причём, первые (и они же – лучшие) несколько минут радуют и даже кажется, что надежды оправдались. Нам показывают Арнольда Шварценеггера, Линду Гамильтон и Эдварда Ферлонга на залитом солнцем пляже. И они все трое такие же молодые и цветущие, как в шедевре 1991-го года! Ностальгия наполняет сердца фанатов, настрой на хорошее кино возрастает… Но раздаётся выстрел, юный Джон Коннор умирает, а с ним умирает и надежда увидеть на экране что-то мало-мальски вменяемое и талантливое.
Опять слив таким началом в унитаз все предыдущие подвиги Сары и Джона, авторы 6-й части даже не пытаются объяснить, каким образом после уничтожения двух терминаторов и отмены войны людей с машинами, из будущего продолжают с удивительной регулярностью заявляться киборги. Почему они наносят визит с промежутком в два года? Откуда взялся «железяка», убивший Джона? Почему, обретя совесть, он не берётся сам уничтожать всё прибывающих (зачем-то) коллег, а «любезно» сливает их координаты стареющей Саре? Киношникам отвечать на эти вопросы было совершенно не интересно (и плевать, что зрителям просто-таки необходимы ответы на них!).
Поняв, что достойную замену Эдварду Ферлонгу в роли Джона Коннора не удаётся (что удивительно при обилии в Голливуде талантов разных возрастов), они попросту вывели персонажа из действия. Таким же лихим образом решили проблему с тем, что Шварценеггеру уже не по возрасту активно носиться по съемочной площадке. В фильме, который «продавался» как фантастический боевик со Шварценеггером, Шварценеггера половину хронометража нет (если не считать накаченного дублёра с его физиономией в самом начале). И знаете, что? Лучше бы его там не было вовсе!
Ведь какое решение породила чья-то больная фантазия, когда надо было придумать, чем может заниматься киборг-убийца после выполнения миссии. Терминатор в «Тёмных судьбах» зарабатывает на жизнь тем, что шьёт шторы (!!!), часы отдыха проводит в кругу семьи (!!!), которая даже не догадывается о его «металлической» сущности (!!!). На таком фоне то, что он любит попить пивко в обнимку с собакой, кажется простительным пустячком.
Собственно, одного уже этого «гениального» хода было бы достаточно, чтобы на фильме поставить крест. Но ведь на этом авторы не успокоились! Будто было мало невыразительного японца-терминатора из предыдущей части, в этой нам показывают терминатора-мексиканца, ещё менее выразительного и ещё менее внушительного. Причём, делают его не проходным противником (как было в случае с японцем), но основным антагонистом! На место выбывшего Джона Коннора ставят 18-летнюю пигалицу-мексиканку (сыгранную 31-летней колумбийкой!) и пытаются убедить зрителей, что теперь вот она – единственная надежда человечества и главный лидер повстанцев! Одну из ключевых экшн-сцен беззастенчиво лямзят из «Мумии» с Томом Крузом, который устраивал такие точно бои в терпящем крушение самолёте.
Вот и получается, что весь фильм хоть как-то оправдывает участие в нём Линды Гамильтон. Вот, кто вытягивает все сцены, в которых «ведёт», и вот, кто выглядит по-настоящему убедительной в истории «человечество погибнет, надо его спасать). Актриса, которая во франшизе не появлялась с 1991-го года, успела пережить смерть сестры и собственную болезнь, дала такой «I’ll be Back», что впору советовать голливудцам: «К чёрту Т-800! К чёрту «жидкие» нацменьшинства! Сделайте лучше спин-офф о том, чем жила все эти годы Сара Коннор!».
Ну, а самое печальное в случае с «Тёмными судьбами» заключается в том, что проектом действительно рулил Джэймс Кэмерон. Говорят, в съёмочный процесс он не вмешивался, но сильно повлиял на процесс подготовительный, а монтаж и вовсе взял в собственные руки. И, зная это, начинаешь с опаской ожидать нового «Аватара» - кто знает, что там Кэмерон наснимал за последние 10 лет, и не окажется ли вторая часть ещё одного фантастического боевика подтверждением того, что талант некогда гения зрелищного кино остался в далёком прошлом?