А знаете ли вы, какое жалование было у господина Пушкина? Ведь он, начиная с 1832 года, получал вполне официальное государственное жалование. И надо сказать, неплохое жалование, если вспомнить, что службу Александр Сергеевич толком не служил как в силу обстоятельств, так и в силу собственного нежелания носить мундир.
Поэтому к своим 33 годам он дослужился до титулярного советника – чина IX класса, равного пехотному капитану. И вот, в 1832 году Пушкин получил от Николая I право доступа в архивы и жалование за работу в них и написание исторических трудов. До Пушкина такого удостоился только Карамзин.
Сам Пушкин в письме другу П.А. Плетневу написал о том, что император дал ему жалование и открыл архивы:
«чтобы я рылся там и ничего не делал».
Как вы думаете, сколько Николай I посчитал справедливым платить за «ничегонеделание»? (на самом деле про «ничего не делал» - это, конечно, со стороны Пушкина шутка юмора, работая над историей Пугачевского бунта он и множество документов перелопатил и, так сказать, по командировкам помотался).
Так вот 4 июля 1832 года канцлер Нессельроде, не любивший Пушкина и не хотевший платить ему жалование (дело в том, что Пушкин состоял чиновником министерства иностранных дел) писал Николаю I:
«… г. Бенкендорф объявил мне высочайшее повеление о назначении из государственного казначейства жалования титулярному советнику Пушкину. По мнению г. Бенкендорфа в жалование Пушкину можно было бы положить 5000 рублей в год. Я осмеливаюсь испрашивать по сему поводу Высочайшего повеления Его Императорского Величества»
Повеление, видимо, в виде грозного рыка Николая Павловича, последовало очень быстро, так как буквально через день Нессельроде уже обратился к министру финансов Канкрину с просьбой выдать положенные Пушкину деньги за полгода.
Большое ли это было жалование? Если вспомнить, что чин Пушкина равнялся армейскому капитану – то да. Потому что капитан не получал и 1000 рублей в год. Даже у генерал-майора жалование составляло около 2600 рублей в год. Правда, генералу еще полагались, например, столовые деньги, так что сумма получалась немного более 5000 рублей в год. Но, тем не менее, получается, что Пушкину положили очень даже неплохое жалование. Но его не хватало ни на что. Почему?
И тут, как бы это не выглядело нелицеприятно, но приходится отметить, что Александр Сергеевич жил откровенно не по средствам. Жалования, по сути, хватало только на оплату квартир, которые он снимал. При этом квартиры можно было снять проще и дешевле. Родная сестра Александра Сергеевича, к примеру, жила в жилье попроще и ничего с ней не случилось. Но Александр Сергеевич так не мог – они с супругой снимали жилье по 3000 – 4000 рублей в год, удобное и комфортное. В предпоследней квартире имелось, к примеру 22 комнаты. В последней, их, правда, имелось «всего» 11, но зато – совсем рядом с Зимним дворцом.
При этом всегда удивляло, что в принципе, не имея лишних денег, Пушкин:
а)не хотел заниматься службой – "носить мундир". От мундира он приходил в бешенство и всеми способами отлынивал. Особенно, когда его пожаловали камер-юнкером. Потерпеть несколько лет до получения камергерского ключа почему-то было никак нельзя. А сделать его камергером сразу Николай I не мог – потому что Пушкин для этого чином не вышел.
б)личное управление имением, а именно Болдиным, Пушкина тоже раздражало. При этом подобрать нормальных управляющих у него не получалось. Хорошо раздавать молодой жене советы о том, как надо быстро выгонять нянек у детей, но вот у самого с, так сказать, обслуживающим персоналом почему-то получалось не очень.
Понятно, что хотелось заниматься тем, что получается лучше всего и главное, нравится – литературой. Но литература полностью потребности не обеспечивала. И при этом заниматься ничем другим все равно не хотелось…
Впрочем, у Александра Сергеевича имелись еще и другие семейные сложности вроде брата Левушки, который жил ещё более не по средствам. Плюс карточная игра, в которой Александр Сергеевич проигрывал такие суммы, которые вообще-то никак не мог себе позволить проигрывать.
Вот и получилось, что императорское жалование то было, в общем-то, не самым маленьким. Но жил Александр Сергеевич как-то совсем не по своим доходам. Вот и пришлось потом Николаю I выплачивать большие долги своего историографа.
----------
Для того, чтобы было удобнее находить мои статьи на Дзене, подпишитесь на канал и тогда его удобно изучать в разделе подписок.