Кто не в курсе, штормтрап - это лестница, ступеньки которой (балясины) сделаны из дерева и нанизаны на крепкие веревки. Лестница предназначена для подъёма на борт (когда лень спускать нормальный трап :-) ).
До армии лазить по таким мне не приходилось, и вот случай представился, только я об этом еще не догадывался :-). После первого армейского месяца в "Горячих ключах" я получил на руки письменный приказ о том, что меня временно прикомандировывают к завозу в качестве "старшего баржи" (по аналогии со старшим машины). Инструктаж был самый поверхностный и в основном сводился к тому, что если у меня что-то пропадет, то платить я буду из собственного кармана. Суммы называли такие, что замирало сердце.
И вот я на танковозе первый раз отправился к кораблю. Уже на подходе я с ужасом вижу, что с корабля свисает только штормтрап! Высота трапа больше 10 метров и при качке его туда - сюда качает.
Я только начал служить, еще много чего не знал, но знал твердо, что я не имею права опозориться - это в армии вообще последнее дело. Каждый твой промах запомнят, перескажут, приукрасят так, что станешь посмешищем на всю службу.
На моих глазах палубный матрос легко "взлетел" по этому трапу (ему что-то понадобилось на корабле) и наступает моя очередь. Я прямо затылком чувствую оценивающие взгляды команды, Сверху смотрят зеваки из свободной смены и солдаты, которые едут на точки.
Впоследствии я и сам буду посмеиваться над теми, кто не смог осилить страх перед этой зверской конструкцией (а таких было большинство). Ни жены офицеров, ни солдаты, никогда на него просто так не допускались (а вдруг сорвется). Ну а команды танковозов пользовались только им.
Нет, сам штормтрап вполне себе нормальная вещь. Ступеньки из толстых досок, а по краям отверстия через которые проходят толстые веревки. Если бы это была просто веревочная лестница, то веревки бы прилегали прямо к борту корабля и лезть по ним было бы очень неудобно. А тут нормально, ступеньки упираются в борт и между бортом и веревкой вполне достаточно места чтобы взяться рукой. Вроде ничего такого, но качка, большая высота и отсутствие страховки... как бы это сказать помягче... Ну вот любой пройдет по доске, которая лежит на земле, а то же самое на высоте 5-ти этажного дома это совсем другое дело.
Выбора у меня не было, погоны давили на плечи и я, сделав вид что мне все нипочем, полез.. Я точно знал, что что бы не случилось, я должен справиться и еще я помнил, что вниз смотреть нельзя! И я старался смотреть прямо перед собой, фиксируя внимание на том, куда мне взяться рукой. Ноги я переставлял на ощупь (вниз не смотреть). Отлично помню медленно ползущий в 20-ти сантиметрах от лица мокрый борт судна и такие-же мокрые ступеньки.
Иногда я поглядывал вверх, но я понятия не имел как там все наверху. Обычно для штормтрапа на корабле есть специальные места, там все цивильно, поручни, а тут он был просто переброшен через борт! И вот, когда осталось совсем чуть- чуть, я обнаружил, что последние ступеньки лежат плашмя и веревка прилегает к борту!
Я поднялся сколько смог и до борта остались считанные сантиметры, но я не знал, что теперь делать. И тут, через борт свесилась огромная, волосатая лапа с растопыренными веером пальцами (слово "рука" тут не подходит :-) ). Понятно, что мне предлагалось отпустить лестницу и доверить свою жизнь первому встречному. Я замешкался, Кто этот человек? А вдруг он не удержит? А знает ли он правильный хват? И почему только одна рука, да еще левая? Пока я колебался, из-за борта показалась раздраженное лицо "первого встречного".
"НУ"?! рявкнуло лицо (и добавило пару таких крепких слов, что я сразу проникся доверием :-) ). Что делать, отпустил одну руку, и дал ему. Все мои страхи оказались напрасны, мужик просто без всяких хватов цапнул меня за запястье и выдернул как морковку с грядки прямо через борт! Как оказалось, это был боцман, командующий погрузкой на корабле. Пока он меня тащил, я пару раз дернул ногами в воздухе и зацепившись ногой за борт чуть было не пропахал носом. В общем, зеваки, которые собрались, чтобы посмотреть на все это остались довольны.
Выглядел боцман приблизительно так, как в известном фильме "Полосатый рейс" помните: "Эй зверюга! Ты еще не знаешь что такое боцман! Меня так просто без хрена не сожрешь!". Как и большинство боцманов был он здоров как бык и громогласно матершинен :-) ну и как полагается суров, но справедлив. Он оглядел меня с ног до головы (и видимо я ему не понравился).
"ПОШЛИ"! вздохнул он, повернулся и пошел к трюму на ходу ругаясь, что "делать больше нечего ПИИП салаг караулить у борта ПИИП". "ПИИП как черепахи ПИИП. по трапу ПИИП ПИИП. ".
Все это, естественно, сопровождалось упоминанием всех моих родственников начиная с мамы и до седьмого колена включительно.
Боцман подошел к краю трюма и там оказалась вертикальная, скобяная лестница, ведущая вниз. Скобы были приварены к боковой стенке никаких ограждений не было! В некоторых местах скобы были погнуты (видимо контейнерами при погрузке). Боцман ловко перекинул ногу на лестницу и быстро начал спускаться (У меня сложилось ощущение, что по трапам он лазил быстрее чем ходил по палубе!). Я глянул ему вслед, высота была еще выше, чем я только что преодолел. Ну что делать, проклиная все на свете я полез в трюм.
Потом мы прыгали в трюме по крышам контейнеров отыскивая нужные номера, цепляли их на кран балку и по командам боцмана контейнер из трюма перемещался на танковоз. Номера были облезлые, читались плохо. Иногда нужный контейнер оказывался завален, и тогда под громкие ругательства боцмана (эхом отдающиеся в трюме) приходилось сначала выдергивать мешающие контейнеры и отставлять их в сторону.
После того, как погрузка была завершена, я вылез из трюма, подписал бумаги и скатился по штормтрапу обратно на танковоз. Почему-то вниз было уже легче, страшно было только в конце прыгать с трапа на качающуюся палубу.
И началась такая карусель на 2-а месяца завоза. 12 часов смена, 4-6 ходок за смену и каждый раз вверх - вниз, корабль - берег. Я быстро привык, стал считать, что все это нормально, так и должно быть. Почему-то у нас никто не спрашивал, умеем мы лазить или нет.
Не было никаких инструктажей. Видимо считалось, что мы и так все знаем и умеем. Не было даже спасжилетов, никто не спрашивал умеем ли мы плавать. И даже никто не переживал по этому поводу. Наоборот, когда через год я попал на палубу танковоза в бухте "Буревестник" и увидел, что вся команда в форме и в ярких спасательных жилетах, мне это сразу резануло глаз. Мы ходили кто в чем. Старшие барж в армейской форме, матросы (гражданские)в растянутых трениках, и замасленных фуфайках. Но команды были слаженные, каждый знал свое дело. Никто даже толком не командовал, все и так понимали, что и когда надо делать. Никаких - "право на борт" или "отдать швартовы". Палубный матрос всегда оказывался именно там где нужно (даже в экстренных ситуациях). За 2 месяца два раза падали за борт, и всегда, стоило человеку вынырнуть, рядом оказывалась дружеская рука. В основном все были сосредоточены и немногословны. Рулевому иногда могли посоветовать под руку: " Миша, возьми левее, там камни", могли обматерить при особо выдающихся "достижениях". Могли посоветоваться друг с другом в тяжелой ситуации, беззлобно подшутить. Но работали дружно и в команде корабля пользовались уважением. Все понимали, что у нас нормальная, мужская работа.
В общем, больше таких эмоций штормтрап у меня не вызывал. Запомнилось только, что однажды, один из нас прыгнув на танковоз поскользнулся и упал за борт между кораблем и баржей. Его неминуемо должно было раздавить в лепешку, но палубный матрос был на месте и вовремя выдернул его обратно. И еще один раз, нам доверили доставить на борт маленького ребенка (видимо мама не догадывалась кому она доверяет единственное дитя!). Мы, не долго думая, посадили ребенка в рюкзак и крепко завязали его так, чтобы голова торчала на улице, но выпасть ребенок не мог. Рюкзак одели на спину самому здоровому из нас и вот тут с борта подали первый и последний раз страховку! Все прошло нормально, ребенок даже не пискнул! Но видимо мама получила столько острых впечатлений, что больше нам детей не доверяли.
Ну а как на борт попадали все остальные? Да очень просто! Перед отходом корабля на другую точку, мы грузили всех желающих на танковоз и подходили к борту. С судна кран-балкой спускали грузовую сетку, в которую ставился деревянный поддон от кирпичей. Люди становились на поддон, и сетку как на лифте поднимали и ставили на палубу. Поддон часто перекашивало, пассажиры иногда кричали от страха, но все живы, все здоровы и все на борту.
Ну а нам считалось зазорным вместо штормтрапа пользоваться "лифтом". Никто не запрещал, но считалось что "лифт" - это для слабаков, и нам даже в голову не приходило проситься на "лифт", даже когда там было место! Сейчас жалею, надо было для "просветления" хоть раз прокатиться :-).
Кстати, больше мне помощь "волосатой лапы" была не нужна! Я понял, как устроен борт с внутренней стороны, понял, что можно просто отпустив веревку перехватить руки сразу на край борта. Конечно, это проще сказать, чем сделать. А если рука сорвется? Ну значит отпускать и хватать надо сразу обеими руками :-).
P.S.
Всем курильчанам пламенный привет и низкий поклон! Я за два года службы столько насмотрелся, что рассказов хватило на всю жизнь, а они ТАМ ЖИВУТ!