Найти тему
Судострой

Кто построит новые «Метеоры» и «Олимпии»

ГТЛК провела два конкурса на строительство пассажирских судов на подводных крыльях по обновлённым проектам. Подрядчика удалось найти на три судна из пяти предложенных.

Модель СПК «Метеор 120Р» / Фото: Судострой
Модель СПК «Метеор 120Р» / Фото: Судострой

В феврале были подведены итоги двух тендеров в области строительства пассажирских судов на подводных крыльях (СПК). Заказчиком обоих открытых конкурсов выступила «Государственная транспортная лизинговая компания» (ГТЛК).

Первая закупочная процедура была посвящена строительству трёх СПК «Метеор 120Р» проекта 03580. Конкурс завершился вполне ожидаемо. Единственной заявкой, признанной соответствующей требованиям конкурса, стало предложение от нижегородского АО «ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева», с которым будет заключен контракт по цене 410 млн рублей за судно.

Именно эта компания является разработчиком и единственным заводом-строителем СПК проекта 03580. Первый «Метеор 120Р» уже поставлен в Ханты-Мансийский автономный округ. Второе судно находится на этапе строительства.

Три СПК «Метеор 120Р», ставшие предметом прошедшего конкурса, строятся для работы в Республике (Саха) Якутия. Это подтвердил на прошлой неделе региональный министр транспорта Владимир Сивцев во время посещения производственной площадки «ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева» в Чкаловском районе Нижегородской области. Согласно контракту, суда должны быть поставлены в Якутию в период с 2023 по 2025 годы, однако, в рамках достигнутой в ходе визита договоренности, первый «Метеор» ждут в Якутии уже в ноябре 2022 года.

Судя по всему, именно это судно, заводской номер С-703, было заложено в самом конце минувшего года, 28 декабря, на производственной площадке «ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева». В тот же день состоялась закладка и четвёртого «Метеора». Видимо, так же для Якутии.

Закладная доска четвёртого СПК “Метеор 120Р» / Фото: «ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева»
Закладная доска четвёртого СПК “Метеор 120Р» / Фото: «ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева»

Стоит напомнить основные технические характеристики СПК «Метеор 120Р»:

  • длина – 34,4 м;
  • ширина – 9,2 м;
  • осадка– 2,5 м;
  • полное водоизмещение – 68 т;
  • средняя скорость хода – 65 км/ч;
  • пассажировместимость – 120 человек;
  • экипаж – 4 человека;
  • дальность хода – 600 км;
  • автономность плавания – 8 часов.

Второй конкурс был посвящён строительство двух СПК «Олимпия». В отличие от первой, эта процедура не завершилась решением о заключении контракта. Несмотря на то, что желающие строить обновлённые «Олимпии» нашлись.

Согласно опубликованному протоколу, единственное предложение по максимально возможной цене – 968,47 млн рублей за судно, сделало ООО «Костромская верфь». Однако конкурсная комиссия признала заявку не соответствующей требованиям.

Строительство предполагалось вести по проекту «Олимпия 230М». Этот проект разработан в том же «ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева» в развитие созданного ещё в советское время проекта 14600. Информация об обновлённой «Олимпии» была представлена широкой публике в минувшем году.

Внешний вид СПК «Олимпия 230М» в буклете «ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева» / Фото: Судострой
Внешний вид СПК «Олимпия 230М» в буклете «ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева» / Фото: Судострой

По сравнению с «Метеором 120Р» судно «Олимпия 230М» оценивается более чем вдвое дороже, однако оно морское и основные характеристики у него иные:

  • длина – 45,1 м;
  • ширина – 13,8 м;
  • высота на плаву (от уровня воды) – 10 м;
  • осадка на плаву – 4,6 м;
  • полное водоизмещение – 140 т;
  • скорость хода – 37 узлов;
  • пассажировместимость – 230/240 человек;
  • экипаж – 5 человек;
  • дальность плавания – 400 миль;
  • автономность – 8 часов.

ГТЛК работает по лизинговой схеме, что означает наличие конечного пользователя судна, на которое проводится конкурс. Поэтому, скорее всего, на строительство СПК «Олимпия» в ближайшее время будет объявлена ещё одна закупочная процедура. Будем следить за развитием событий.