Концепция менеджмента «принцип горячей плиты» была предложена Дугласом МакГрегором в начале 60-х годов 20-го века. Принцип горячей плиты – аналогия нарушения дисциплины с прикасанием к горячей плите.
В середине прошлого века МакГрегор был влиятельной личностью в мире менеджмента, задавал стандарты в управлении людьми, которые и сейчас актуальны. Самая известная его книга «Человеческая сторона предприятия» была опубликована в 1960 году, но до сих пор вызывает активный интерес и подталкивает к дискуссиям.
Наказания без обид
МакГрегор показал, что дисциплинировать сотрудников можно путем наказаний, которые не вызывают обиды или раздражения. Мы же не обижаемся на плиту, к которой сами прикоснулись. Но как подобного эффекта можно достичь в компании?
Взяв за основу образ плиты, МакГрегор указал на четыре составляющие формирования дисциплины среди сотрудников:
- Предостережение. Участники процесса должны быть проинформированы о том, что произойдет, если «прикоснуться к раскаленной плите». Это поможет им даже не думать о том, чтобы сделать подобное. Кому же захочется испытывать последствия нарушения правил компании после того, как озвучены предупреждения.
- Немедленные последствия. Плита не ждет и не откладывает наказание. Последствия наступают мгновенно. Они наступят независимо от того, знают о них или нет, впервые это происходит или повторно. Предусмотренные дисциплинарные меры должны произойти сразу, чтобы сам «пострадавший» и все вокруг четко связали причину и следствие, нарушение и реакцию. Не должно быть ни исключений, ни отсрочек.
- Постоянство. Независимо от того, сколько раз вы будете притрагиваться к горячей плите, – она всегда будет вас обжигать. Дисциплинарная мера не должна слабеть. Нарушитель может привыкнуть к наказанию и даже приобрести иммунитет, но сама мера всякий раз должна работать одинаково.
- Отсутствие исключений. Каждый, независимо от должности и статуса, получит ожог и никак не сможет «договориться» с плитой. Ответственность всегда связана с проступком, а не тем, кто его совершил. Кто бы ни нарушил политику и нормы компании, он несет ответственность.
Реально ли подобное управление?
Теория звучит как честная и справедливая, однако похожа ли она на реалистичную?
Тут как посмотреть. Со времен МакГрегора многое изменилось как в сторону доступности реализации этой теории, так и в сторону ее невозможности.
С одной стороны, технологии позволяют автоматизировать процессы и исключить человеческий фактор. С другой – мир движется к индивидуальному подходу к каждой ситуации, все больше ставя в зависимость событие и его инициатора.
И все же даже более сложная логика должна оставаться логикой, даже сложная система должна подчиняться правилам. Принцип «горячей плиты» можно внедрить временно или в рамках одной команды, на период выработки тех или иных навыков и привычек, используя возможности автоматизации процессов.
Как внедрить принцип
Чтобы внедрить принцип «горячей плиты», важно помнить о следующем:
- Необходимо донести до всех участников все правила. Незаметного сообщения мелким шрифтом под текстом договора недостаточно.
- Все участники должны быть предупреждены о дисциплинарных мерах в случае нарушения правил.
- Правила и нормы должны быть доступны для участников, чтобы они не могли сослаться на незнание или отсутствие доступа к знаниям.
- Меры должны применяться немедленно, а не в определенный удобный момент.
- Меры должны быть едиными для каждого нарушителя.
- Сами меры должны быть гибкими и прогрессивными.
- О мерах должно быть известно до начала сотрудничества.
- Не должно быть снисходительности, иначе нарушений станет не меньше, а больше.
- Не должно быть жестких мер, иначе появится недовольство даже если все работает согласно правилам.
- После принятия мер руководитель должен демонстрировать обычное поведение с участниками.
- Недопустимо, чтобы дисциплинарные меры использовались как способ удовлетворения личных прихотей.
Как применять принцип
Принцип можно применять в обычной жизни, для этого необязательно прописывать и озвучивать правила. Возможно, вы уже его применяете, не отдавая себе отчета.
Иногда чье-то поведение нам не нравится, мы выходим из себя, сердимся или всем своим видом выражаем недовольство. Зачем мы это делаем? Реакция непроизвольна, а мы иногда корим себя за невольное проявление эмоций. Однако это не просто разрядка отрицательных эмоций, это еще и демонстрация неправоты собеседника с целью изменить его поведение. Наш встроенный механизм. По сути, наше поведение выполняет роль горячей плиты и направлено на исправление нарушителя.