Михаил Леонидович Томилин г. Клин
«Ас-Славия. Такое название дали Руси арабские географы Эль-Фарси и Ибн-Хаукаль в X веке. Столицей Ас-Славии был город Салау. Многие историки отождествляют Ас-Славию с Новгородской землей, а Салау – с легендарным городом Словенск, который находился недалеко от нынешнего Великого Новгорода.»(« Словенск - древняя столица Руси» https://zen.yandex.ru/media/id/5f57ba5c0c827a68201c839a/slovensk-drevniaia-stolica-rusi-5f57c533692a906cd03ee378)
Славия – одно из трёх земель или царств русов, её название образовалось от главного ее города Словенска. Знать словен, кривичей, мери и веси(разных племен одного народа или рода) по легенде призвали Рюрика с братьями, поэтому можно предположить, что именно земли этих четырех племен входили в Славию и территория Славии – это границы их расселения, что совпадает с территорией Новгородской республики средних веков
Приведем разные гипотезы о месте нахождения Словенска основанного Словеном или Словенска Великого.
Во – первых, Новгород Великий в котором были Славенский холм и Славенский конец: «Город Словенск или великий Новгород. ИЗ ХРОНОГРАФА 1679 ГОДА: «Князь Словен построил город на реке Волхов (2395 г. до н.э.) и назвал его именем своим, который в последствие Новград Великий именовался…. Реку, впадавшую в Ильмер, прозвали во имя жены Словена Шелони. А именем его младшего сына Волховца назвали оборотную протоку, что течет из великой реки Волхова и вновь возвращается в неё. Волхов, старший сын Словена … Младший сын Словена Волховец жил с отцом своим в великом граде Словенске. У него родился сын Жилотуг, по имени которого была названа протока, в которой он и утонул в детском возрасте.
Рус, брат Словена, поселился в пятидесяти верстах от Словенска у Соленого Студенца (источника соли). Создал град между двумя реками. Нарек его по своему имени — Руса, что именуется Руса Старая. Одну реку назвал во имя жены — Порусья. Другую во имя дочери — Полиста. И иные городки многие поставили Словен и Рус. И от того времени по именам князей своих и городов стали называться люди словяне и руси.» («Сказание о Словене, Русе и городе Словенске https://xn--e1adcaacuhnujm.xn--p1ai/skazanie-o-slovene-ruse-i-gorode-slovenske.html)
Заметим, что Великий Новгород хорошо изучен археологами, археологические раскопки в Новгороде на Волхове показывают: «: «В настоящее время при раскопках города лишь на Софийской стороне — на Неревском и Троицком раскопах — выявлены слои, четко датирующиеся дендрохронологически и по типологии находок серединой X в., ниже которых имеются напластования, позволяющие отнести начало заселения этих участков еще на два-три десятилетия ранее. Иначе говоря, на данном этапе археологического изучения Новгорода отсутствие в городе слоев IX в., в том числе в ряде его ключевых точек, является фактом, с которым нельзя не считаться.» ( «Происхождение Новгорода – вечная проблема…» https://www.novgorod.ru/read/information/history/clauses/proishozhdenie)
Древнейших археологических слоев и в Старой Руссе не прослеживается: «Планомерные археологические раскопки в Старой Руссе ведутся с 1966г. По археологическим данным «Руса возникла на рубеже X-XI вв. в стороне от раннесредневековых торговых путей, на периферии поселенческой структуры предшествующего времени» (Торопова Е. В. Отчет об археологических исследованиях на Петропавловском раскопе в г. Старая Русса Новгородской области в 2007 г.)
Во- вторых, Рюриково городище: «… находится на небольшой, но заметной возвышенности, а в половодье и вообще при обильных осадках это место превращается в остров. Это очень хорошо согласуется с известиями арабских источников, где в частности упоминается, что русы живут на острове с болотистой почвой. Причина основания Новгорода на новом месте вполне понятна - по мере развития торгового пути начало расти население, а местность вокруг Рюрикова городища не позволяла строить городской посад. Город был основан на новом месте выше по течению и вскоре приобрел более важное значение по сравнению с Ладогой т.к. был менее доступен для набегов со стороны Ладожского озера и был более выгодно расположен - рядом с озером Ильмень, от которого водные пути по малым рекам расходились в разные стороны. …… реальным образом легендарного Словенска и было Городище, которое впоследствии получило название Рюрикова. («Русская Троя. Город Словенск - где его искать? «https://zen.yandex.ru/media/id/602111159966a838711acd02/russkaia-troia-gorod-slovensk-gde-ego-iskat-61f7a999597cff493bc5c9b7)
По – нашему мнению Рюриково городище. явно не тянет по размерам на Словенск Великий, площадь крепости вместе с неукрепленным поселением составляла примерно 6–7 гектаров. По данным археологии поселение в районе Городища возникло не позднее середины IX века, а найденные остатки деревянной крепости датируются концом IX века.
Есть и такое предположение: «Славянск находился в 7 км северо-восточнее Новгорода, на месте современного селения Зарелье, (название деревни Зарелье происходит «от редко употребимого в современном языке слова рель, которым называли сухой, высокий участок земли») куда из Новгорода ведет хорошая дорога. В Славянске был крупный храм и крепость над Волховцом. В бывшем Славянске археологи могут найти более древние письменные источники на бересте, камне, металле, на месте древнего храма и крепости по сравнению с Новгородскими берестяными грамотами.»(из работы Ивана Кольцова «Русская Атлантида» https://thelib.ru/books/ivan_kolcov/russkaya_atlantida_k_istorii_drevnih_civilizaciy_i_narodov-read-3.html)
Не об этой ли дороге говорится: «Сеславль путь, дорога из Новгорода - Сеслав» Может быть се - на древне русском означает это, слав – от славена, славянска? Названий с компонентами слав в топонимике Новгородской земли много: «Чеслова, Жирослов, Жиросло, Гослав, Радослав, Мирославье, Раслово, Добросли как поздние устоявшиеся варианты ранних йотово-посессивных названий, удостоверяемых письменностью ….Новгородская топонимия, построенная по *-/ь-модели, в подавляющем большинстве обнаруживает как раз фонд прецедентных композитных имен, повторяющихся у славян, т. е. имеющих (по Рымуту) статус праславянских. Немалое количество таких названий в Новгородской земле говорит о значительной доле развитого праславянского наследия в языке того населения, которое заселило некогда побережья Ильменя, Ловати, Мсты, Шелони, Волхова. (В. Л. Васильев «АРХАИЧЕСКАЯ ТОПОНИМИЯ НОВГОРОДСКОЙ ЗЕМЛИ» (Древнеславянские деантропонимные образования) http://www.bibliotekar.ru/3-1-85-toponim/)
В -четвертых, Изборск: «Так зачем же придумывать, что Словенск "пропал бесследно"? Искать его в старой Ладоге, в Новгороде - на - Волхове? А ведь память народная жива! Только не слышит никто голосов стариков изборских, между тем, вот какое попалось мне свидетельство. Цитирую: "Богоспасаемый наш город поначалу Словенском звали. А почему он Изборском сделался, о том мало скажу, но хорошо. Словенск по первому князю строился. Так давно, что не упомнишь. Отошел к нам в чудь Словен-князь от самого, значит, новгородского царя Гостомысла. Поставил город над рекою Ходница: стены, рвы — всё честь по чести сделал. Три лета княжил, а по осени умер. Отчего да как, никому не знаемо. Знаемо только, что сын его, Избор, переиначил город на свой лад...".» «Изборск чудесатый = Словенск легендарный» https://www.kramola.info/vesti/letopisi-proshlogo/izborsk-chudesatyj-slovensk-legendarnyj
Сомнительно, не в традиции древности переименовывать города названные в честь великих предков их основавших из-за культа предков у славян –«поклонение умершим прародителям и вера в то, что предки участвуют в жизни потомков.»
Так же существуют несколько древних городищ, например - городище Георгий у деревни Георгий в 16 км от Великого Новгорода. Георгий — мысовое городище VIII—XI веков в Новгородской области. И Сергов Городок или Городок на острове — славянское городище VIII—X веков. Расстояние Великий Новгород Сергово по прямой - 23 км., находится на западном берегу острова Городок посреди русла реки Веряжа.
Археологи в Новгороде, Старой Руссе и других летописных городах не нашли на сегодняшний день археологических слоев подтверждающих даже летописную древность. Сразу уточним, что если будет подтверждена летописная древность Новгорода – середина IX века и Старой Руссы – первое упоминание Старой Руссы в Новгородской летописи относится к 1167 году, то это все равно не докажет их основание Словеном и Русом.
«Автор книги «Легенды и загадки земли Новгородской», Виктор Смирнов, со ссылкой на древнюю легенду «Сказание о Словене и Русе и городе Словенске» писал, что Словенск был построен скифскими князьями, Словеном и Русом … в 3099 году от Сотворения мира. Его месторасположение – ниже устья реки Волхов, названной так в честь одного из сыновей Словена» («Словенск: первая столица Руси» https://cyrillitsa.ru/history/89955-slovensk-pervaya-stolica-rusi.html)
То есть год основания Словенска 3099 год от сотворения мира - это 2409 год до н. э.
Что соответствует последнему периоду, или концу существования фатьяновской культуры.
В 8 томе серии «Археология СССР», изданном в 1987 году под редакцией доктора исторических наук Рыбаков Б.А. «Эпоха бронзы лесной полосы СССР.» сказано: «Сейчас фатьяновская культура заняла значительное место в древнейшей истории центра Русской равнины. Огромная территория распространения фатьяновских памятников в Европейской части СССР, влияние фатьяновской культуры на дальнейшие исторические судьбы древних племен Волго-Окского междуречья …ставят эту тему в один ряд с важнейшими вопросами нашей исторической науки … Кроме того, связь фатьяновской культуры с большой культурно-исторической (этнической) общностью — культурами шнуровой керамики и боевых топоров, распространенной на огромной территории от Рейна до Волго-Камья и от Южной Швеции до Прикарпатья а также связь последней с вопросами этногенеза славян, балтов и германцев поставили фатьяновскую проблему в ряды исторических проблем общеевропейского значения» .
«Для истории Русской равнины ключевое значение имеют Культура шнуровой керамики и Фатьяновская культура. Первая зародилась примерно 5200 лет назад, а закончилась 4500 лет назад .Именно она перешла в Фатьяновскую культуру( 2-я половина III тыс. до н. э. — серединаII тыс. до н.з.), простиравшуюся от Белоруссии до территории нынешнего Татарстана и Чувашии …..Более того, и трупоположение захоронений фатьяновцев было типично для людей, относящихся к гаплогруппе R1a. Иными словами, фатьяновцы – это прямые предки половины современных этнических русских, имеющих ту же гаплогруппу R1a (остальная половина имеют гаплогруппы I2a, N1c1, и минорные по численности гаплогруппы, или рода).» («Клёсов: Фатьяновцы - русские» https://maxpark.com/community/politic/content/5370426)
Почему не могут найти Словенск? По - нашему мнению искать его ннеобходимо южнее Старой Руссы ближе к Волге, на территории фатьяновской археологической культуры или территории занимаемой фатьяновскими племенами
Загадкой фатьяновских племён является отсутствие поселений, за исключением восточной (балановской части) части её распространения, на эту тему существует несколько гипотез.
«Вопрос о поселениях фатьяновской культуры до сих пор окончательно не решен для ее значительной территории. «Отсутствие» поселений на большей части территории фатьяновской культуры объясняется исследователями по-разному. Одно время приверженцы автохтонного происхождения фатьяновской культуры считали определенные неолитические стоянки фатьяновскими поселениями, а керамику из могильников рассматривали как ритуальную. Другие исследователи отсутствие поселений объясняли кочевым бытом фатьяновских племен (Третьяков П. Н., 1966), оставлявших недолговременные поселения типа селищ, или расположением фатьяновских поселков в неисследованных археологами местах (на торфяниках, распаханных полях и пр.), на водоразделах (Бадер, 1939). П. Н. Третьяков, базируясь на мнении А. Я. Брюсова о враждебных отношениях местных охотничье-рыболовческих племен к пришлым фатьяновцам (Брюсов, 1952), высказал предположение о кратковременности фатьяновских поселений, культурный слой в которых не успевал накапливаться (Третьяков П. Н., 1966). Некоторые ученые запада считали фатьяновцев военными отрядами, которые при частых передвижениях не оставляли стоянок с большим культурным слоем.»
Вряд ли это утверждение соответствует действительности. Сейчас известны фатьяновские могильники с большим количеством погребений (20—40 и свыше 100), что свидетельствует об их длительном обитании на одном месте» (8 том серии «Археология СССР», изданном в 1987 году под редакцией доктора исторических наук Рыбаков Б.А. «Эпоха бронзы лесной полосы СССР.»)
Предложим свои версии. У русского народа существует суеверие, что нельзя здороваться через порог? В древности порог был границей, оберегом, защищавшим дом. Через него начинался вход во внешний мир. К тому же есть предание, что в древнейшие времена под порогом хоронили предков, которые охраняли дом от нечистой силы. Поэтому приветствуя гостя, пришедшего в дом домочадец вместе с ним приветствует и приглашает к себе потусторонние силы, и как бы снимает защиту со своего жилища. Поэтому не принято здороваться через порог.
Исходя из этого можно предположить, что поселения фатьяновцев были в непосредственной близости с захоронениями своих предков (ближе к реке), или над ними. Те, что были ближе к реке или водоёму и со временем были подмыты и могли уйти под воду, а расположенные на холмах далеко от воды так же смывались дождями и выветривались, оставались только захоронения, укрытые землей.
Возможно жилища фатьяновцев для безопасности могли находится на реках и озерах, болотах, например - в домах на опорах – сваях, дома на курьих ножках?
Возможно с загадкой отсутствия поселений фатьяновцев, а они были, их захоронения случайно, но находят связана и загадка местонахождения Словенска древнего, что из себя он представлял на не ведомо.
Другой вариант поисков - это Русский Север, легендарная Биармия - стана Русского медведя.