В продолжении начатой мною ещё аж в ноябре темы двойных альбомов, отложенной на такой вот крутой долгострой, сегодня я возвращаюсь к ней. Итак, очередная порция музыки, изложенной на двойном диске.
Сегодняшние исполнители весьма условно классифицированы и исключительно для целей внутреннего порядка отнесены к арт-року и прогрессив-року. На самом деле творчество некоторых ниже приведённых коллективов вообще трудно отнести к какому-то из жанров, а некоторые вообще работали исключительно в своём неповторимом стиле. Но так-то это всё и есть «чистое искусство», а стало быть – «art».
Ну что ж, начнём без лишних вводных слов. Семь двойных альбомов из мира арт-рока:
Aphrodite's Child – 666 (1972)
Я уже писал об этих греках в серии постов про трио и в который раз повторюсь, что лично мне очень жалко упущенной популярности этого коллектива в наших широтах. Безусловно, басист и вокалист коллектива - Демис Руссос – у нас архипопулярен, а вот та самая банда, с которой он начинал, увы. Тем не менее они играли весьма себе крутую во всех смыслах и отношениях музыку.
Это третий и последний альбом коллектива. Единственный двойной в творчестве его. Посвящён он (о нет – совсем не сатанизму) Апокалипсису Иона Богослова, соответственно и заряд энергии в нём тот ещё. Если никогда не слушали его прежде, то очень рекомендую ознакомиться. Как минимум, наверняка переосмыслите Демиса, а то и укрепитесь в вере своей.
Jethro Tull – Living in the Past (1972)
Бытует мнение, что после этого альбома Яну Андерсену надо было распускать коллектив. А ещё лучше вообще никогда не собирать его. Я категорически не согласен с этим пошлым мнением. Во-первых, рок сцена без Jethro Tull явно потеряла бы яркости и оригинальности. Во-вторых, аккурат после этого альбома Андерсен начал творить куда более приземлённую музыку, чем он делал до, но и в этом была и есть её прелесть.
Безусловно, этот альбом немного фейковый. Дело в том, что он не полноценный студийный дуплет – по-хорошему это вообще сборник b-sideов, неизданных треков, студийных и живых версий хитов. Но ведь и вся эта про-кельтская нотка в творчестве коллектива тоже какая-та ненастоящая, но очень милая. Поэтому я не смог пройти мимо этого двойного релиза, отражающего милую, но многогранную суть раннего творчества этой замечательной команды.
Yes – Tales from Topographic Oceans (1973)
Для меня творчество этого коллектива было всегда каким-то странным и непостижимым – бесконечные смены тональностей, ритма, музыкального размера, обилие синкоп и совершенно невероятные по своей техничности пассажи на всех инструментах. При этом всё звучит настолько ненавязчиво и легко, что даже как-то не верится в происходящее.
Этот альбом в общем-то как по мне далеко не является лучшим в творчестве группы. Есть в нём что-то излишнее и чего-то всё же недостаёт. Но он (на моё вящее удивление) единственный двойной студийный. Хотя казалось бы, кто как не они должны были бы наваливать дуплеты?! Но No … несмотря на то, что Yes.
Genesis – The Lamb Lies Down on Broadway (1974)
Есть люди, которые любят ранний Генезис с Питером Гэбриелем. Есть люди, которые любят Генезис без Питера Гэбриеля. А есть люди, которым нравится, когда посередине. Вот этот самый альбом по сути дела посередине и оказался – Питер уже уходил, а Фил только начинал переходить от подпевок к основным вокальным партиям. Да и в смысле музыки он оказался эдаким переходным – это ещё не сольное творчество Питера, но и не новый формат Генезиса. По мне он стоит явным особнячком в творчестве коллектива, тем лично мне и нравится, как раз так совпало, что он двойной и подходит в подборку.
Led Zeppelin – Physical Graffiti (1975)
Лично я делю всё творчество этой великой группы на три логичных периода: 1) тяжёлый блюз-рок и фантастически-мощный хард-рок; 2) сказочно-эпичный арт-рок; 3) легкомысленный и обалденно дрейфовый поп рок. Соответственно, первые четыре номерных альбома – это первый этап, третий этап – три последних альбома. А вот всё, что по середине арт: сюда как раз и попадает приведённый релиз.
Альбом действительно очень интересный и в музыкальном плане, пожалуй, самый мощный у Зеппелинов. Не по нахрапу, груву и драйву, а именно в музыкальном смысле. Начиная от того, что он выходит за рамки каких-то конкретных жанров (чем группа грешила в ранние годы своего творчества) и заканчивая, тем, что выстроен он очень грамотно (что эдакая рок-опера, которая на самом деле не опера, а скорее балаган). Но что самое потрясающее – это всё те же самые убойные Зеппелины со своей непосторимой изюминкой.
Emerson, Lake & Palmer – Works Volume I (1977)
Разве ж Эмерсон, Лайке и Палмер не арт рок? Они же и поуходили из своих предыдущих вполне успешных коллективов в том числе и потому, что их прежние коллеги начали уходить кто в кущи психоделии, кто в дебри джаз-рока, ну а кто и был просто Роберт Фрипп. А вот своим тихим мирным кружком они тот самый арт рок и делали себе в удовольствие и окружающим, на радость.
Эта троица так-то может похвастаться не одним двойным альбомом. Но все они чисто концертные, а этот – студийный. Как по мне, так Работы – самый эпичный и цельный в творчестве коллектива. В частности, именно здесь очень удачно переплетены интонации классиков симфонической музыки и ударная сила рок-музыки.
Pink Floyd – The Wall (1979)
Само творчество группы Pink Floyd от первого до последнего альбома и есть арт-рок, как он есть. Концепция внежанрового сочинительства и жизни ради искусства, положенная в основу коллектива ещё Сидом Барреттом и игравшая долгую злую шутку над его участниками, работала чётко и бесперебойно. При отсутствии сложных технических и изысканных мелодий, заумных аранжировок, группа умудрялась делать практически симфоническую музыку ресурсами обычной рок-группы. И вот же – это таки принесло свои плоды.
Многие считают этот альбом вершиной творчества группы Pink Floyd. Некоторые убеждены, что сопоставлять его по степени популярности и степени влияния на мир музыки можно разве что только с Белым альбомом The Beatles. Почти все знают главный (и, пожалуй, единственный) ушедший в народ хит группы Pink Floyd, звучащий именно на этой пластинке. Есть даже сторонники и адепты идеи, согласно которой именно этот альбом разрушил берлинскую стенку … В общем, как не крути и с какой стороны не заходи, но альбом знаковый. Хотя лично мне последнее время он нравится как-то частично и выборочно – больно много раз я его послушал целиком и полностью и слишком хорошо помню, местами наизусть. Вот, например, место с трека А3 по трек А5 включительно – это гениальнейшая вещь!
Dream Theater – Six Degrees of Inner Turbulence (2002)
Безусловно и конечно относить этот, как и все другие, альбом Dream Theater к арт-року, ровно как вообще к какому-либо року … ну мягко говоря не совсем корректно. Так мне скажет любой профессиональный критики и куда более профессиональный диванный аналитик. Я с ними в этом смысле полностью согласен. Но и не согласен в тоже самое время – Портной и товарищи делали конечно же музыку куда более тяжёлую и сложную, чем все те самые классики, которых я привожу выше. Но как мне кажется именно таким и стал арт-рок, в таком вот виде он пришел в 00-ые из 90-ых. Dream Theater - это логичное продолжение и развитие традиций. Что касается самого альбома, то он для меня стоит в дискографии театралов даже не только потому, что он двойной (есть у них и ещё один двойной, но более поздний, уже без Портного), а потому, что именно он мне кажется самым музыкальным и концептуально продуманным релизом этой чудо-группы.
У меня же на сегодня всё, спасибо вам за внимание не забывайте подписываться и до новых встреч.