Найти тему
ЭКОЮРС - Новости

В какой форме хозяйствующим субъектам следует вести учет вредного воздействия на атмосферный воздух?

В какой форме хозяйствующим субъектам следует вести учет вредного воздействия на атмосферный воздух?

Отвечает генеральный директор Центра Кокотов Борис:

В соответствии с абз. 7 ст. 30 Федерального закона от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны осуществлять учет выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников, проводить производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

Согласно абзацам 1, 2 п. 3 Положения о государственном учете вредных воздействий на атмосферный воздух и их источников, утв. Постановлением Правительства РФ от 21 апреля 2000 г. № 373 (далее - Положение о государственном учете вредных воздействий на атмосферный воздух и их источников), государственный учет вредных воздействий на атмосферный воздух осуществляется Государственным комитетом Российской Федерации по охране окружающей среды, Министерством здравоохранения Российской Федерации, Государственным комитетом Российской Федерации по статистике и их территориальными органами.

При этом государственному учету подлежат юридические лица, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и источники вредных физических воздействий на атмосферный воздух, а также количество и состав выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, виды и размеры вредных физических воздействий на него.

Согласно п. 4 Положения подлежащие государственному учету источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и перечни этих веществ, источники вредных физических воздействий на атмосферный воздух (кроме отрицательно влияющих на здоровье человека) и перечни этих воздействий устанавливаются для организаций, городских и иных поселений, субъектов Российской Федерации и Российской Федерации в целом на основании данных о результатах инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников в порядке, определенном Государственным комитетом Российской Федерации по охране окружающей среды.

При этом следует отметить, что в настоящее время Порядок проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки утвержден Приказом Минприроды России от 7 августа 2018 г. № 352.

В соответствии с подп. а п. 8 указанного Положения Государственный комитет Российской Федерации по статистике в области государственного учета вредных воздействий на атмосферный воздух утверждает по представлению Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды и Министерства здравоохранения Российской Федерации унифицированные формы первичной документации по учету вредных воздействий на атмосферный воздух, а также формы федерального государственного статистического наблюдения в области охраны атмосферного воздуха и инструкции по заполнению этих форм.

Согласно подп. а п. 9 Положения о государственном учете вредных воздействий на атмосферный воздух и их источников организации ведут первичный учет состава и количества выбросов в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ, а также видов и размеров вредных физических воздействий на него по установленным формам.

Необходимо отметить, что типовые формы №№ ПОД-1, ПОД-2 и ПОД-3 утверждены Приказом Центрального статистического управления СССР от 9 июня 1981 года № 329.

При этом Приказом Росстата от 11 июня 2014 г. № 430 Приказ Центрального статистического управления СССР от 9 июня 1981 г. № 329 «Об утверждении форм первичной учетной документации по охране воздушного бассейна» был признан недействующим на территории Российской Федерации.

Вместе с тем, данные первичного учета используются для составления формы федерального статистического наблюдения № 2-ТП (воздух).

Следует отметить, что в настоящее время унифицированные формы первичной документации по учету вредных воздействий на атмосферный воздух не утверждены.

Таким образом, действующим законодательством не установлена форма ведения учета вредного воздействия на атмосферный воздух и требования к ведению журналов данного учета.

На основании вышеуказанного, возможно сделать вывод, что учет вредного воздействия на атмосферный воздух может вестись хозяйствующим субъектом в свободной форме.