Весной 1942 года на одном из приморских аэродромов совершил посадку американский бомбардировщик. Появление заокеанских гостей было неожиданным и крайне неуместным, но руководство СССР нашло оригинальный способ для решения щекотливой проблемы.
После нападения японцев на тихоокеанскую базу США в бухте Пёрл-Харбор к берегам Японии отправилось авианосное соединение с 16-ю бомбардировщиками В-25. Для лёгкого взлёта «Митчеллов» с палуб авианосцев требовался минимальный объём горючего в баках. Запаса топлива хватило для карательной бомбёжки японских городов. Но оказалось недостаточно для возвращения всех на аэродром Хучжоу в дружественном Китае, что стало причиной потери ряда самолётов. 11-ти экипажам пришлось выбрасываться с парашютами, 4 самолёта разбились при посадке с пустыми баками.
Один из «Митчеллов», сбросив смертоносный груз, уверенно повернул в сторону советского Приморья. Возможно, командир воздушного судна Эдвард Йорк решил использовать шанс на спасение. Не исключено, что капитан изначально имел секретный приказ лететь в сторону Советского Союза, чтобы спровоцировать дипломатические трения между СССР и Японией.
Бомбардировщик ВВС США В-25 с 5-ю военнослужащими на борту вечером 18 апреля 1942 года приземлился на военном аэродроме Унаши в Приморском крае. Перед советским правительством встал непростой выбор. Если отпустить лётчиков, бомбивших Токио, то праведное возмущение японцев могло обернуться для страны пагубными последствиями. С американскими союзниками портить отношения тоже было не с руки: слишком важными считались ленд-лизовские поставки.
«Гостей» переправили в Хабаровск, где командующий Дальневосточным фронтом генерал Апанасенко поведал о необходимости их интернировать. Москва вручила представителям посольства формальную ноту протеста, но неофициально обещала Вашингтону найти удобное решение непростого вопроса.
Для «пленённых» союзников наступило томительное ожидание. Постоянные переезды через всю Сибирь до Урала и берегов Волги чередовались с временным проживанием в городах и деревеньках. После Хабаровска был и Куйбышев, и Оханск Пермской области. Несмотря на предоставленный комфорт, тоска по дому и отчаяние вызывали мысли о побеге.
В НКВД по заданию Сталина стали готовить почву для «побега» экипажа. Беглецов предполагалось держать в уверенности, что они всё делают самостоятельно. В марте 1943 года лётчиков отправили в Туркменистан работать на аэродроме. В пути, пока поезд следовал до Ашхабада, горькая судьба скитальцев искренне «тронула» майора НКВД Владимира Боярского. Выдающий себя за майора РККА Якименко, он крепко подружился с американцами и выразил желание помочь несчастным вернуться домой.
Специалисты НКВД действовали вместе с пограничниками и построили точную имитацию советско-иранской границы. Роль знакомого контрабандиста, с которым Боярский свёл пилотов, тоже сыграл сотрудник спецслужб. «Контрабандист» домчал беглецов на грузовом автомобиле, спрятав их под брезентом, до «границы» и потребовал оплату в размере 250-ти долларов.
«Побег» назначили в ночь с 10 на 11 мая. Американцы приняли всё за чистую монету, чувствовали себя настоящими нарушителями государственной границы и сосредоточенно ползли под низкими заграждениями, стремясь к свободе. «Контрабандист» встретил лётчиков и провёз их уже через настоящие КПП. В иранском городе Мешхед они отыскали британское консульство, а в конце мая уже были в Вашингтоне.
Сталин не мог просто передать лётчиков американцам, а сделай он это открыто, Япония незамедлительно могла начать войну. Открытие нового фронта для СССР, ведущего изнурительную борьбу с Гитлером, являлось недопустимым, поэтому гениальный план «побега» американцев из советского «плена» под незримым руководством НКВД был проведён успешно и с «ювелирной» точностью.
Дорогие друзья, спасибо за ваши лайки и комментарии, они очень важны! Читайте другие интересные статьи на нашем канале.