Сегодня, 13 февраля 2022 года, исполняется 72 года одной из легенд мировой рок-музыки, австралийскому бас-гитаристу Бобу Дэйсли, известному по совместной деятельности с такими корифеями, как RAINBOW, OZZY OSBOURNE, URIAH HEEP, а также сотрудничеством с Гэри Муром и проектом HOOCHIE COOCHIE MEN. Это, как говорится, если пройтись по сливкам. Впрочем, обо всем по порядку.
Боб родился в правильное время в правильной семье. Пятидесятые годы внесли большие перемены в музыку и открыли новые имена. Родители Боба увлекались музыкой и танцами, и в доме по радио всегда звучали песни в исполнении Фрэнка Синатры, Поля Робсона, Элвиса Пресли, Билла Хейли. Интерес к музыке поддерживала и старшая сестра Боба – Норма, покупавшая пластинки Бадди Холли, Джина Винсента, Эдди Кокрэна и Рики Нельсона.
Боб помнит первую песню, которая очаровала его. Это было в 1963 году, а песня называлась She Loves You – один из первых синглов THE BEATLES. А годом позже ему довелось увидеть их живьем, и это запомнилось ему на всю оставшуюся жизнь.
К тому времени он уже брал уроки игры на гитаре и твердо решил стать музыкантом. Детские мечты, которые в итоге реализовались. Почему именно бас-гитара? Желание играть на басу сформировалось сразу же, когда он услышал, как звучит электрический Fender через усилитель. Сильные и одновременно теплые звуки приятно удивили его. Именно тогда Боб и сказал матери, что он не хочет более играть на простой акустической гитаре и хотел бы перейти на электрический бас.
Чуть позже Боб Дэйсли по-настоящему открыл для себя блюз. В начале шестидесятых молодые белые люди не интересовались блюзом. Они не знали о Мадди Уотерсе, Джоне Ли Хукере и Хаулине Вулфе. В этом открытии, по словам Боба, ему здорово помогли THE ROLLING STONES, выступление которых ему также повезло увидеть живьем в начале 1965 года и которых он сравнил с крестоносцами. Более всего его поразила ритм-секция в составе Билла Уаймэна и Чарли Уоттса. Музыканты не только сами удивительно чувствовали музыку, но и передавали это чувство блюза другим, причем делали это понятным для всех, в том числе и белых подростков, способом. Они послужили для юного Дэйсли тем самым мостиком, по которому он пришел к THE YARDBIRDS и Джими Хендриксу.
Первой группой Боба Дэйсли была сиднейская команда под названием DENNIS WILLIAMS AND THE DELAWARES, которая, пытаясь идти в ногу со временем, ориентировалась на перепевки THE BEATLES, THE ANIMALS, THE KINKS с вкраплениями песен собственного сочинения. После распада группы (еще одна характерная черта того времени, когда группы распадались вскоре после своего создания) Дэйсли присоединился к Баррингтону Дэвису и его проекту THE POWER PACT. Впрочем, под этим названием группа просуществовала совсем недолго. По словам Боба, музыканты решили, что дальше они пойдут под другим именем и в 1968 году сменили название на MECCA.
Проект MECCA также просуществовал недолго, ограничившись выпуском одного сингла Black Sally / Side Street Man. Вскоре после этого Боб Дэйсли и гитарист и вокалист MECCA Деннис Уилсон объединились с парнями из команды TAMAM SHUD Тимом Гейзом (гитара, клавишные) и Дэнни Дэвидсоном (ударные) и создали новую группу KAHVAS JUTE. Музыканты играли прогрессивный рок, ориентировавшись на музыку CREAM, JETHRO TULL, JEFF BECK GROUP, LED ZEPPELIN. В 1971 году на австралийском лейбле Infinity Records вышел их дебютный альбом под названием Wide Open, полностью состоящий из оригинального материала.
Тот год оказался значимым в судьбе Боба Дэйсли. KAHVAS JUTE решили, что они уже готовы к покорению Альбиона и решили отправиться в Англию. Сам Дэйсли не разделял этого мнения, полагая, что группа выглядит еще сыровато и ей, образно говоря, надо пустить корни в Австралии. Очень некстати для него в это время пришлось расставание с любимой девушкой. В итоге получилось так, что Дэйсли остался и без девушки, и без группы, а KAHVAS JUTE в мае 1971 года улетели в Лондон.
Далее события развивались, как в остросюжетном детективе. Уже в июне его бывшие коллеги по группе вышли с ним на связь и сообщили о том, что KAHVAS JUTE без Дэйсли звучат «неправильно» и парни хотят, чтобы Дэйсли присоединился к ним как можно скорее. Боб согласился. Продал машину, усилитель Marshall, купил билет на самолет, а за день до вылета его коллеги вновь вышли с ним на связь, чтобы огорошить его заявлением: «У нас все нормально. Мы нашли басиста». Это известие было сродни удару ниже пояса.
Боб благодарен своей семье (прежде всего отцу), которая, узнав о таком повороте событий, сказала, что он должен принять вызов судьбы и лететь в Лондон. Боб Дэйсли поступил именно так.
В первое время своего пребывания в Англии Бобу пришлось несладко. Он устроился работать в ресторан и занимался уборкой квартир, чтобы заработать.
В начале 1972 года фортуна улыбнулась Бобу. Он присоединился к группе CHICKEN SHAСK, первой певицей которой была Кристин Макви (Кристин Перфект в то время). С CHICKEN SHACK Боб Дэйсли записал альбом Unlucky Boy, который вышел в 1973 году на лейбле Deram.
Примечательным выглядит тот факт, что у CHICKEN SHAСK, и у MUNGO JERRY – следующей группе, в которой окажется Боб Дэйсли, был один и тот же менеджер, а к Рэю Дорсету – лидеру MUNGO JERRY, у Дэйсли сразу возникла симпатия, причиной которой был, конечно, не его необычный вид: пышные бакенбарды и дырка в переднем зубе. Ему нравился тот блюз, который играл Рэй с коллегами. У MUNGO JERRY уже были реальные хиты к тому времени, а самой успешной песней была немного странноватая In the Summertime.
Спустя какое-то время Дорсет решил переформатировать группу, обновить ее персонально и придать ей более рок-н-рольный характер. Менеджмент предложил Дэйсли присоединиться к MUNGO JERRY.
В 1974 году на лейбле Dawn Records вышел альбом MUNGO JERRY под названием Long Legged Woman, в поддержку которого последовали концерты в Европе и Скандинавии. Впрочем, сам Дэйсли уже был не рад такой перемене мест. Ближайшие месяцы подтвердили его худшие опасения. MUNGO JERRY все более уверенно становились очередным поп-проектом, а это совсем не входило в планы Боба, который хотел играть блюз. Итогом этого стало его возвращение в CHICKEN SHACK, хотя оно и оказалось недолгим.
Следующей группой Боба Дэйсли стали WIDOWMAKER. Проект-супергруппа, как принято говорить, ибо в своих рядах она объединила уже известных на тот момент музыкантов: гитаристов Лютера Гровенора (MOTT THE HOOPLE, SPOOKY TOOTH) и Хью Ллойда-Лэнгтона (HAWKWIND), вокалиста Стива Эллиса (LOVE AFFAIR), ударника Пола Николса (LINDISFARNE) и самого Боба Дэйсли. Группе, игравшей тяжелый рок c элементами блюза, кантри и фолка, удалось подписать контракт c лейблом Jet Records.
В феврале 1976 года вышел их сингл On the Road / Pin a Rose on Me. В том же году вышел и полноценный одноименный альбом, причем на время записи в студии ряды группы пополнили гитарист и вокалист Бобби Тенч (STREETWALKERS) и клавишник Зут Мани (THE ANIMALS, PETER GREEN, KEVIN AYERS, HUMBLE PIE).
В том же году WIDOWMAKER дали несколько совместных концертов с NAZARETH, THE SENSATIONAL ALEX HARVEY BAND, STREETWALKERS и THE WHO.
Трудно сказать, как бы сложилась судьба группы, если бы не внутренние ссоры и передряги, инициаторами которых, по воспоминаниям Дэйсли, были вокалисты. Сначала отличился Стив Эллис, выведший из строя Лютера Гровенора во время заокеанского тура с THE ELECTRIC LIGHT ORCHESTRA. У Стива были проблемы с алкоголем. Ему нельзя было пить. Совсем. После первой же рюмки он становился неуправляемым и превращался в сущего дьявола.
В тот самый вечер, когда все это случилось, хозяин лейбла Дон Арден позвал музыкантов в свой номер в отеле Plaza и вынес приговор: «Этот подонок с нами больше не работает!»
На смену Эллису пришел Джон Батлер, который, как казалось Дэйсли, больше подходил группе как вокалист. С ним в 1977 году группа записала свой второй альбом под названием Too Late to Cry. Стоит отметить, что на второй пластинке роль Дэйсли стала куда более значимой. Если во время работы над дебютным альбомом он принял участие в написании двух песен из десяти, то на второй пластинке эта пропорция составила шесть из девяти.
Группа вновь отправилась в турне по Америке, и вновь среди музыкантов начались проблемы, перетекавшие в откровенные разборки. Кульминацией стала ссора между Гровенором и Батлером, и вновь пострадавшим оказался Лютер.
Сам Дэйсли говорит, что ему нравился тот материал, который записывала и играла группа, но работать в таких условиях было невозможно.
Как раз в это время, в августе 1977 года, когда группа находилась в Лос-Анджелесе, штат Калифорния, и готовилась сыграть пару концертов в клубе Whisky a Go Go, Дэйсли отыскал в городе своего бывшего коллегу по MUNGO JERRY Дика Миддлтона, который был знаком с Блэкмором и, как оказалось, был в курсе того, что Ричи ищет басиста. После очного знакомства Ричи предложил Бобу пройти прослушивание в RAINBOW.
Дэйсли решил вновь испытать судьбу, а заодно и себя. Все было оформлено оперативно. Экзамен продолжался около часа, а экзаменаторами были сам Ричи Блэкмор, Ронни Джеймс Дио и Кози Пауэлл. По его итогам Бобу было предложено присоединиться к RAINBOW и отыграть для начала концерт. На тот момент он не знал, что Ричи и сотоварищи забраковали около 40 претендентов. Конечно, Дэйсли прекрасно осознавал всю значимость этого предложения, но его ответ, похоже, изумил троицу. Он обещал подумать и сообщить музыкантам о своем решении в самое ближайшее время. По словам самого Боба, было что-то, продолжавшее удерживать его в WIDOWMAKER, и он все еще не был готов к тому, чтобы сделать последний шаг.
Впрочем, было еще одно но, связанное непосредственно с личностью Блэкмора. У Ричи была репутация человека, который быстро пережевывал людей и выставлял их за дверь. Внутренний голос говорил Бобу: «Ты можешь остаться у разбитого корыта через два-три месяца».
Вопрос разрешился сам собой. Уже после выступления WIDOWMAKER у музыкантов случилась очередная ссора, и Дэйсли сказал: «С меня хватит!» В тот же вечер в баре с символичным названием Rainbow Боб Дэйсли сообщил Блэкмору, что он готов присоединиться к его группе.
Уже на следующий день Боб приступил к репетициям в составе RAINBOW, чтобы начать новую главу в своей музыкальной биографии.
Статья и содержащийся в ней материал (текст и фотографии) носят исключительно познавательный характер. Автор не использовал, не использует и не будет использовать их ни в рекламных, ни в коммерческих целях (монетизация не активирована).
# Боб Дэйсли # Uriah Heep # рок-музыка # музыканты # рассказы #