Вряд ли нужно объяснять, какую роль в атаке играет сильнейшая фигура – ферзь. Наделенный высшей, по сравнению с другими боевыми единицами, ударной силой, он способен наносить огромный урон, причем не только во взаимодействии с остальными фигурами, но и в одиночку. Но, вторгаясь в расположение противника и оказываясь отрезанным от остальных сил, ферзь подвергается повышенной опасности: он может быть атакован более слабыми фигурами. А что если пути отхода перекрыты? Бывает, что опасность подстерегает ферзя и в своем лагере, когда он стеснен собственными фигурами.
Чаще всего ферзь ловиться из-за нарушений принципов развития. Выскочил ферзь, решил полакомиться пешечкой, одной, второй… Тут-то его и ждали! Или одна из сторон слишком медлит с развитием, то туда фигурой, прыгнет, то в другое место ее решит пристроить, то вздумает сбоку пешки подвигать. За это время набегает целая «туча» вражеских фигур и пленяет ферзя (это еще в лучшем случае, а то и вообще мат поставят!).
Еще раз повторимся, ферзь может быть пойман в двух случаях:
1. Если он «заблудился» в результате рейда по вражеским тылам и не нашёл дорогу обратно.
2. Если его стеснили собственные фигуры (чаще в своём же лагере).
Начнём с нескольких примеров, когда ферзя пленили, а он и сдвинуться с места не успел.
Жибо – Лазар (Париж, 1924г.)
1. d4 Кf6 2. Кd2?! e5 3. de Кg4 4. h3? (Не желая удерживать пешку и думая, что черные обязаны срубить на е5, белые зевнули симпатичный удар)
4... Кe3! 0-1. Чтоб такого не было, не нужно «нарушать»!
Васюков – Гитерман (Одесса, 1960г.)
1. e4 e5 2. Кf3 Кc6 3. Сb5 Сc5 4. c3 f5 5. d4 fe 6. Кg5 (Редкий ход, но не без яда. При правильном 6...ed позиция равна) 6...Сe7?! 7. de! Кe5?
Обязательно было 7...Сg5, хотя после 8. Фh5 и т.д. у белых лучше.
А теперь следует 8. Кe6! 1-0
Симпатичная «коробочка»!
Всё это было, конечно, из-за невнимательности и нарушения принципов развития. Но нельзя снова не вспомнить о таком явлении, как «пешкоедство». В предыдущей главе, мы видели, как от этого может «пострадать» король, но еще чаще бывает, что «поедатель» сам попадает в капкан.
Гесос – Спиридонов (Афины, 1989г.)
В учебных целях сделана перестановка ходов
1. e4 d6 2. d4 Кf6 3. Кc3 c6 4. f4 Фa5 (Ну кто ж так развивается?) 5. Сd3 e5 6. Кf3 Сg4 7. Сe3 ef 8. Сf4 Фb4 (Вот зачем он сюда «полез»? – пешкой хотел полакомиться) 9. a3! Фb2
Ну на, возьми... 10. Кa4! Сf3 11. gf Фd4 12. c3. И погибни! 1-0.
Шмид – Зальман (Эссен, 1948г.)
В учебных целях сделана перестановка ходов.
1. e4 c5 2. Кf3 Кc6 3. d4 cd 4. Кd4 g6 5. c4 Кf6 6. Кc3 d6 7. f3 Фb6 8. Сe3! Черные полагали, что подкрепить пункт «d4» слоном невозможно, так как под ударом окажется пешка «b2»...
8... Фb2? 9. Кa4 («Мышка» схватила сыр, и мышеловка захлопнулась!) 9... Фa3 10. Сc1! Фb4 11. Сd2 Фa3 12. Кb5 1-0.
А вот пример, когда в качестве «сыра» для мышеловки использовался «кусок» побольше.
Вл. Кириллов – Бланкштейн (Харьков, 1938г.)
1. e4 e6 2. d4 d5 3. Кd2 Кc6 4. Кgf3 Кf6 5. e5 Кd7 6. c3 f6 7. ef Фf6 8. Сb5 a6 9. Фa4? (Прямо как в мультфильме про крокодила Гену и Чебурашку: - Ну зачем ты туда полез? Тебе, что, делать нечего? – Нечего! Совсем нечего!)
9... ab! (Раз нечего, тогда вот тебе приключения!) 10. Фa8 Кb6. Доигрался 1-0.
В следующем примере ферзь не успел ничего «съесть», но очень старался, потому и попался.
Петкевич – Рагялис (Хаапсалу, 1978г.)
1. d4 Кf6 2. c4 g6 3. d5 (Редкий ход, но вроде ничего не портит. Белые не хотят получить защиту Грюнфельда) 3... Сg7 4. Кf3 d6 5. Кc3 O-O 6. g3 c6 7. Сg2 Фa5 8.O-O Фb4 9.Кd2 (Пешку не дали) 9...a5? (Черные хотят стеснить белых ходом 10...а4)
10.Кa4! (Но сами будут зажаты!) 10...b5 11.a3 Фa4 12.b3. «Птичка в клетке» 1-0
Бывает, чтобы поймать «нахала», приходится «навалиться» всем вместе.
Андреев – Вейц (Москва, 1963г.)
1. e4 c6 2. Кc3 d5 3. Фf3?! (Так за перевес не борются!) 3... de 4. Кe4 Кf6?! (Лучше сначала другим конем 4...Кbd7 и на 5.d4 Кdf6! чтоб под ударом была пешка «d4». После ее защиты 6.с3 кони размениваются и у черных никаких проблем, так как на развитие темпов предостаточно) 5. Сc4 Кbd7 6. d4 e6 7. Кe2 Кe4 8. Фe4 Кf6 9. Фf3 Фc7 10. Сb3 b6 11. Сf4 Сd6 12. Фg3 Сf4 13. Фg7?
13... Крe7! («Все вместе мы его поймаем», – сказал король) 14. Фh8 Сb7 15. Фg7 Лg8 И поймали! 0-1.
И напоследок пример, когда для поимки ферзя пришлось действовать весьма изобретательно.
Феклер – Штойдтман (ГДР, 1988/89)
1. e4 e6 2. d4 d5 3. Кc3 Кf6 4. e5 Кfd7 5. f4 (Хороший крепкий ход) 5...c5 6. Кf3 f5 (Необязательно, может понадобится ход f6) 7. Кg5 Фb6 8. dc Кc5 9. Сe3!
9... Фb2? (Кажется, что ферзя трудно «заловить», но все же...) 10. Кb5 Кba6
А действительно ферзь не ловился 10...Кca6 11. a3 Кc6 12. Лb1 Фa2 13. Лb3 d4 14. Сd4 Кd4 15. Кd4, вот только позиция получалась при этом ужасная
11. a3! (Забирая последнее поле, грозит ход слона на «d4») 11... Сd7 12.Лb1 Фa2 13.Сd4 и нет защиты от 14.Ла1. Непросто, но добыча "жирная", стоит того!
Задания для совместного решения с преподавателем
Подсказки
№329 – зря черный конь перекрыл линию «е» с «е7»…
№330 – коробочка готова, но захлопывать рано, иначе вырвется.
№331 – черному ферзю тесно, но чем его ловить?
№332 – вот так забрался. Ты один, а нас-то много!
№333 – черные всё «перевязали», но не учли, что белых больше.
№334 – хорошо ли черным выигрывать пешку 1…Сb1 и 2...Фа5?
Понравилась статья? Ставьте лайк, а также заглядывайте на наш телеграмм-канал, где вы найдете решения из рубрики "Задания для совместного решения с преподавателем": https://t.me/chesschamion42.
Заходите в гости и к нам на ютуб, где вас ждём много интересных видео: https://www.youtube.com/channel/UC95GCTBXh1hY8qtgnjbqd0Q.
И не забывайте подписываться, чтобы не пропустить новых публикаций!
#детские шахматы #шахматы для всех #шахматы #шахматный клуб чемпион #шах и мат #шахматные уроки #тренер по шахматам #обучение шахматам #игра в шахматы #шахматы кузбасс