Найти в Дзене
Андрей Мятиев

Подделки "под Colnago" во времена СССР. Не купить, так построить "Велосипед Мечты".

Можно ли было в 1970-80-х годах купить велосипед марки Colnago в СССР? Приобрести новый велосипед было практически невозможно. Как-то я слышал версию, что несколько Colnago Mexico видели в валютном магазине «Березка», но эта информация не выдерживает никакой критики – велосипеды такого уровня продаваться там никак не могли. При этом, официально иметь валюту в СССР тогда имели возможность только иностранцы, как раз и покупавшие необходимые им товары в валютных магазинах. Правда, существовали еще так называемые «чеки» - банкноты Внешторгбанка и Внешпосылторга, которыми платили зарплату советским гражданам, работавшим за границей или трудившимся по контрактам с иностранными государственными и частными учреждениями, а также работникам посольств и прочим лицам внутри СССР, получавшим гонорары или переводы в валюте. Владельцы «чеков» также могли покупать на них товары в «Березке». Так что, даже если бы велосипеды высокого класса и продавались в таком магазине, приобрести их могли лишь очень немногие люди.

Один из сильнейших советских гонщиков-шоссейников, многократный Чемпион СССР Олег Лядов на своем Colnago Mexico. Фото 1982 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Один из сильнейших советских гонщиков-шоссейников, многократный Чемпион СССР Олег Лядов на своем Colnago Mexico. Фото 1982 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

Можно было, имея знакомства среди спортсменов высокого уровня и спортивных функционеров, купить велосипед б/у, т. е. «бывший в употреблении». Цена такого аппарата в зависимости от его состояния колебалась от 800 до 2500 рублей – за эту же сумму можно было купить автомобиль на ходу. Понятно, что при такой известности марки и её культовом статусе тема не могла не привлечь внимания всяких мошенников и аферистов. В итоге, «умельцы» строили подделки «под Кольнагу» - разного уровня качества и рассчитанные на разных покупателей. От примитивных имитаций в виде обычных массовых «Старт-Шоссе», на рамы которых наносили «правильные» надписи, до достаточно достоверных на первый взгляд подделок. Первые продавались «с рук» по объявлениям и были рассчитаны на малоопытных покупателей, зачарованных «чудесно представившейся» возможностью «за недорого» купить легенду. С серьезными подделками все было сложнее… Брались харьковские «спецзаказовские» или малоизвестные иностранные рамы, на узлах которых вырезали заветные "кольнаговские трефы", их красили и наносили декор, часто имитируя декали ручным нанесением надписей красками «под лак». Подбиралось «камповское» оборудование - и вот, готов велосипед «чудом доставшийся от одного знакомого из Сборной». ;-) Понятно, что подобную более-менее достоверную имитацию можно было соорудить, только вложив изрядные средства и обладая определенными знаниями, умениями и связями, но полученная выгода с лихвой компенсировала затраты мошенников.

Один из гонщиков Сборной СССР на Colnago Nuovo Mexico на трассе Велогонки Мира 1986 года, частично проходившей по территории Советского Союза. Фото из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Один из гонщиков Сборной СССР на Colnago Nuovo Mexico на трассе Велогонки Мира 1986 года, частично проходившей по территории Советского Союза. Фото из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

Помимо желания получить барыши, причиной появления «залипух под Кольнаго», было искреннее стремление обычных любителей велосипеда приобщиться к прекрасному и загадочному миру «большого велоспорта». Вот и появлялись совершенно фантастические велосипеды «под Кольнаго», в постройку которых вкладывалось огромное количество времени, сил, а порой и нешуточного мастерства. Я сам в 1990-м или 91-м году видел в Москве один такой шедевр, построенный каким-то рукастым чудиком из старого ХВЗ В-552И «Чемпион-Шоссе». Узлы рамы были такой фантастически вычурной и при этом гармоничной формы, на их можно было разглядывать, как картину в музее. Рама и вилка полностью отхромированы и великолепно отполированы, а краска нанесена поверх хрома, оставляя блестящими оконечности задней вилки и цепное перо; вручную и очень достоверно были изображены все декали. «Камповское» оборудование, хоть и разномастное, было подвергнуто ювелирнейшему облегчению методом фрезерования канавок и сверления бесчисленного количества отверстий чуть и не в каждой детали. Везде, где можно, штихелем вручную были вырезаны надписи «Ernesto Colnago». В целом, велосипед смотрелся, как произведение искусства, и я очень жалею, что мне не удалось тогда приобрести этот шедевр ручного велостроения. ;-) Аппарат принадлежал щупленькому мужичонке лет шестидесяти, весившему, наверное, всего полсотни килограмм, который очень гордился «Своей Кольнагой» 50-го роста, но, надо сказать, гонял на ней очень неслабо. Увидев его несущимся по Верхней Масловке, я еле-еле догнал только возле Савеловского вокзала (мне тогда было 16 или 17 лет и я катался на безумном длиннобазном «дорожнике» 1920-х годов с ведущей звездой в 64 зуба, катался ежедневно в любую погоду зимой и летом и проезжал, бывало, по 60-80 км просто «по делам»). Остановив дядьку, я принялся разглядывать его велосипед и завел разговор про технику. Он с энтузиазмом его поддержал, но быстро поскучнел, когда я спросил его без обиняков: «Ну это же не настоящий Кольнаго»? Надо отдать ему должное, он честно рассказал, что «велосипед мечты» построил сам из того, что «удалось достать». Иностранцам и молодежи, не жившей при СССР, не понять, насколько трудно было добыть хоть какие-то качественные импортные велосипедные комплектующие в то время, если ты не имел отношения в серьезному велоспорту… В общем, этот дядька работал слесарем-инструментальщиком в каком-то авиационном Конструкторском Бюро неподалеку, (а их в этом районе было сосредоточено немало – КБ Сухого, Яковлева, Ильюшина и т.п.), и был большим любителем велоспорта. Имея доступ к станкам и обладая высочайшей квалификацией, он построил свой велосипед «на коленке», как тогда говорили – в домашних условиях, но задействовав станочный парк по месту работы, занося на предприятие для мехобработки по одной детальке и так же вынося обратно. Где уж он ухитрился отхромировать раму – я не знаю, но в те годы такую операцию могли сделать на сотнях советских предприятий просто «за бутылку» - важно было только самостоятельно хорошо подготовить и отполировать поверхности перед погружением в гальваническую ванну, так как возиться с кропотливой подготовкой никто бы не стал.

Член Сборной СССР 1970-х годов и участник Олимпийских Игр 1976 года в Монреале, неоднократный победитель и призер Велогонки Мира Николай Горелов на Colnago Mexico на старте одной из гонок в Москве, организованной  Международным союзом любителей велодвижения «Пелетон»в начале 1990-х. Фото из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Член Сборной СССР 1970-х годов и участник Олимпийских Игр 1976 года в Монреале, неоднократный победитель и призер Велогонки Мира Николай Горелов на Colnago Mexico на старте одной из гонок в Москве, организованной Международным союзом любителей велодвижения «Пелетон»в начале 1990-х. Фото из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

В общем, тот энтузиаст-любитель-велоспортсмен реализовал свои таланты и возможности в такой необычной форме – построив настоящий «Велосипед Мечты», как он ее понимал. Он так живо рассказывал о постройке, шлифовке труб для облегчения конструкции, перипетиях добывания комплектующих и смертельном риске при заносе и выносе частей на секретный режимный объект (а в те годы еще можно было легко получить за это реальный тюремный срок), что я даже не спросил его о возможности продажи. Впрочем, велосипеды послевоенного периода для только начинающийся коллекции Веломузея меня и не интересовали, а разговор с этим дядькой был скорее беседой двух велосипедистов-практиков. ;-) Расстались мы вполне по-приятельски и изредка случайно пересекались в тех же краях на улице – я на велосипеде и он на велосипеде. Сейчас я бы, конечно, охотно приобрел тот вело-шедевр для коллекции – именно, как памятник эпохе и «золотым рукам» энтузиаста, но, к сожалению, примерно с 1993 года я не встречал ни тот велосипед, ни его замечательного владельца. Не исключаю, что где-то в московской квартире или на даче до сих пор хранится тот «Велосипед Мечты»…

P. S. К сожалению, я не фотографировал подделки «под Кольнаго», когда они мне встречались – тогда они для меня никакого интереса не представляли и где-то даже раздражали. Сейчас, анализируя это явление, я понимаю, что это своего рода социальный и технический феномен, прекрасно характеризующий свое время и мировоззрение людей, в нем живших. ;-)

Здесь вы можете увидеть обзор Colnago Super 1973 года:

А здесь - Colnago Mexico 1984 года:

Благодарю за лайки, репосты и подписки - ими вы помогаете развитию канала!

Велосипеды "участников и сочувствующих" перед стартом любительской велогонки "Дружба стран Балтийского Моря" на Сенатской площади в Ленинграде. Нетрудно заметить, что Colnago преобладают. ;-) 27 мая 1989 года. Фото из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Велосипеды "участников и сочувствующих" перед стартом любительской велогонки "Дружба стран Балтийского Моря" на Сенатской площади в Ленинграде. Нетрудно заметить, что Colnago преобладают. ;-) 27 мая 1989 года. Фото из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.